Слон поплыл

Дружная компания администрации президента, Нацбанка и Совмина устроила белорусам очередную валютную кампанию - головомойку.

Не прошло и полтора года, как тема валюты, курса Br/$ снова взбудоражила умы и кошельки людей и бизнеса.

Вроде бы ничего страшного не произошло. Br9000 за $1 - это отражение запоздалой реакции Нацбанка на ухудшение платежного и торгового баланса, а также слишком мягкой денежной политики в I полугодии. По-хорошему должно было быть Br9300 уже в конце 1-го квартала. Белорусские власти проморгали момент, когда плавное удешевление рубля население и юрлица восприняли бы как адекватную реакцию на изменение внешней и внутренней среды. В результате рублевая лавина подпирает дефицит валюты. Вот и прорывает.

БЕЗУДЕРЖНАЯ ТЯГА К ДЕШЁВЫМ КРЕДИТАМ

В очередном витке валютной напряженности виноваты в первую очередь Нацбанк и Совмин. Оба органа недооценили валютные риски и вновь понадеялись на наивность и экономическое невежество населения. Глава Нацбанка Надежда Ермакова со своей омоложенной командой быстро забыла болезненные уроки 2011г. Опять денежная масса начала расти опасно высокими темпами. В условиях падения валютной выручки, невыполнения планов по привлечению прямых иностранных инвестиций, резкого увеличения складских запасов и дебиторской задолженности, в т.ч. внешней, увеличивать объем рублевой массы в обращении было крайне непредусмотрительно.

Image 4300

СПРАВКА «БелГазеты». По состоянию на 1.07.2013г., наличных денег в обороте (М0) было Br13837 млн. - на 22,4% больше, чем было на 01.01.2013г. Прирост - Br2,53 трлн. Денежный агрегат М1 в январе 2013г., что было вполне оправданно, сократился более чем на Br6 трлн. (на 17,7%). Инфляция дрогнула и покатилась вниз. Можно было подумать, что власти всерьез решили сдержать данное слово и добиться снижения инфляции до 12% в год. Но последовательности и оправданной жесткости хватило ненадолго. На 01.01.2013г. активная денежная масса выросла до Br38879 млн. - на Br4,44 трлн., или на 12,9%. Причем в июне, когда уже были известны данные по платежному и торговому балансам, когда обострилась ситуация по складским запасам и неплатежам, М1 вырос на Br3,85 трлн., т.е. на 9,6%. Аналогичная ситуация сложилась по рублевой денежной массе (М2). На 01.07.2013г. она достигла Br80724 млн. - более чем на Br12 трлн. больше к началу года (плюс 17,6%). Наконец, широкая денежная масса (М3) тоже после топтания на месте в начале года уверенно набирает обороты. За I полугодие она увеличилась на Br14,4 трлн. (+8,8%). С учетом того, что ВВП у нас практически стагнирует, а валюты в стране стало заметно меньше, создание такого денежного навеса не могло не сказаться на цене белорусского рубля по отношению к твердым валютам.

Совмин тоже себе ни в чем не отказывал. Принуждение к кредитованию модернизационных программ раскачало хрупкую лодку валютного рынка. На 01.06.2013г. задолженность банкам по выданным кредитам составила Br220,74 трлн. - на Br18,8 трлн. больше, чем на начало года (9,3%). Падение конкурентоспособности белорусских товаров, работа на склад, низкая платежная дисциплина - всё это увеличило спрос госсектора на дешевые кредиты, поскольку значимая доля оборотного капитала была заморожена. Госпредприятия продолжали получать дешевые ресурсы, а власти пренебрегали рисками макроэкономического дисбаланса.

СИМПТОМЫ БОЛЕЗНИ

Не видеть симптомов напряжения в экономической системе страны могли только либо утописты, либо отпетые лирики. Мизерные темпы роста ВВП, сокращение промышленного производства, падение объемов грузоперевозок, сокращение экспорта товаров за 5 месяцев на 25%, а также показатели финансового здоровья реального сектора - всё это указывало на необходимость проведения сдержанной, сбалансированной монетарной и фискальной политики. Нужно было не щеки раздувать, мол, у нас ВВП в 2013г.

на 8,5% все равно вырастет. Мы все равно прорвемся с экспортом на 15% в плюс. Нужно было не реальную зарплату на январь-апрель 2013г. поднимать на 22,9%, реальные пенсии повышать на 35,5% при росте производительности труда всего на 3,5%.

Пенсионер-премьер Михаил Мясникович и пенсионер-модернизатор Пётр Прокопович убеждали, что и с сальдо торгового и платежного балансов у нас проблем не будет. А в это время Белстат за январь-апрель 2013г. констатирует увеличение отрицательного сальдо текущего счета платежного баланса до $2972 млн., или 15,2% ВВП. Для сравнения: за аналогичный период 2012г. было плюс $315 млн. (1,7% ВВП). Только за апрель 2013г. дефицит увеличился на $535 млн. Поступления от продажи товаров за первые 4 месяца оставили скромные $12,1 млрд. - около $3 млрд. в среднем за месяц. С такими темпами Беларусь недополучит запланированной валютной выручки примерно на $10 млрд.

Правительство поспешило отрапортовать о росте прямых иностранных инвестиций. За январь-апрель 2013г. они составили $1736 млн., но 80,8% из них - это реинвестированные доходы. Так что иностранные инвесторы явно не толпятся в приемных директоров предприятий и министров.

Правительство и Нацбанк делали ставку на доверчивое население, которое продолжит нести деньги в банки. Они и несли, но как только начали снижаться ставки по рублевым вкладам, как только активизировались Ермакова, Мясникович и Прокопович с заверениями о стабильности вкладов и достаточности валюты, как население бросилось избавляться от рублей. В июне население снизило объем срочных рублевых депозитов, а в период с 1 по 10 июля население сняло с вкладов Br1 трлн. Банки спасло то, что часть этих денег была переведена в валютные вклады. Еще население купило для пополнения загашников $130 млн. И это только начало. Может быть гораздо хуже, в т.ч. с валютой, если власти продолжат себя вести так, как будто мы сидим на золотом запасе в $100 млрд.

СЛОН С ХРУПКИМ СОСУДОМ

Свою часть вины за рост макроэкономических дисбалансов несет Минфин. Его руками правительство резко расширило размер нерыночного сектора. Доходы бюджета расширенного правительства (консолидированный бюджет с фондом соцзащиты населения) в январе-апреле 2013г. составили Br86,4 трлн., или 50,9% ВВП (в январе-апреле 2012г. - 42,9%). Расходы достигли Br79,9 трлн., или 47,1% ВВП (в январе-апреле 2012г. - 38,9%). Профицит в Br6,4 трлн. (3,8% ВВП) - не в радость, потому как эти деньги во второй половине года будут потрачены на покупку валюты на обслуживание госдолга, а также пойдут на финансирование модернизационных аппетитов госсектора. Так или иначе, высока вероятность того, что они попадут в экономику и еще больше усугубят состояние валютного рынка.

На этот раз Нацбанк и Совмин совершают те же ошибки, что и в 2011г. Те же лица говорят те же слова с таким же выцветшим и блеклым видом. Принуждение банков к покупке валютных облигаций Минфина при увеличении нормы резервирования по привлеченным валютным ресурсам с 12% до 14%, сохранение ограничений на валютном рынке - всё этого говорит о сложностях в государственных и банковских финансах.

Власти ведут себя с рублями и с валютой, как слон в посудной лавке, которому доверили держать хрупкий сосуд нашей макроэкономической стабильности. Неужели так сложно понять, что в малой открытой экономике все цены, в т.ч. на деньги, должны быть мировыми? Нет сомнения, что в Нацбанке, Совмине и даже администрации президента есть по несколько человек, понимающие эти простые экономические аксиомы. Нет сомнения и в том, что в стране есть мощные силы, которые сегодня заинтересованы в обвале рубля. Они кучкуются вокруг крупных госбанков и богатых на валюту госпредприятий, вновь надеясь на валютной лихорадке заработать несколько сотен миллионов долларов. Для этого им нужно как можно больше нервозности людей и как можно меньше адекватности со стороны Нацбанка и Совмина.

Экономический обозреватель