Судят за атеизм

Прожог в средневековье или новая инквизиция по-казахстански

 9 июля в городе Риддер Восточно-Казахстанской области под председательством судьи Каирбека Елемесова начался судебный процесс по уголовному делу казахстанского правозащитника и журналиста Александра Харламова.

Харламов обвиняется в совершении тяжкого преступления, предусмотренного частью 1 статьи 164 УК РК -  «возбуждении религиозной вражды и розни», что, по выводам следствия, выразилось в пропаганде атеистического  мировоззрения. Судят за то, как указано в обвинительном заключении по делу атеиста, что в своих газетных и интернет-публикациях  он «противопоставил свое личное мнение мнению и вере большинства людей».

Умысел и приготовление к преступлению Хпрламова  доказываются  в обвинительном заключении следующим образом:  «…Харламов, изучив мировые религии, такие как христианство, ислам, иудаизм и буддизм, дал свое толкование религиозной системе, которое изложил в своих статьях, размещенных и Интернете и на страницах местной газеты «Риддерские вести».

В ходе следствия,  явно с цель дискредитации правозащитника,  Харламов был этапирован из СИЗО Усть-Каменогорска в Республиканский научно-практический центр психиатрии, психотерапии и наркологии в Алматы. После месяца обследования его признали психически нормальной личностью, после чего он был вновь водворен в усть-каменогорскую тюрьму.

 Основным доказательством виновности подсудимого Харламова сторона обвинения считает   акт психолого-филологической экспертизы,  выполненной местными  экспертами, научная добросовестность и профессиональная состоятельность которых вызывает большие сомнения.

Так,  неоднократно процитированный  прокурором Рустамом Садвокасовым в судебном заседании вывод экспертов может вызвать лишь недоумение. В тексте обвинительного заключения он сформулирован следующим образом: «Присутствие в объектах негативно-критической оценки в силу разнородности аудитории - читателей, к которым обращены материалы, их различный культурный, общеобразовательный уровень мировоззрения, житейский опыт может привести к тому, что анализируемые тексты приобретают не только функциональный эффект, но также дисфункциональный эффект - приводящий к возникновению негативно-критического отношения к существующей религиозной системе и всей религии».

 Известный правозащитник, руководитель Казахстанского бюро по правам человека и соблюдению законности Евгений Жовтис,  ознакомившись в свое время с обвинительным заключением, отметил: «Грустно и страшно осознавать, что у этого «юридического» (на этот раз возьмём таки это слово во вполне заслуженные им кавычки) документа есть все шансы быть переписанным в обвинительном приговоре. Хотя найдись в городском суде Риддера хотя бы минимально честный и независимый судья, у такого обвинительного заключения были бы все шансы быть отвергнутым по причине абсурдности и недоказанности, а у самого Александра Харламова – быть оправданным за отсутствием в его действиях состава преступления».