"На канале "История" мы будем отстаивать достоинство собственной страны".

На модерации Отложенный

 

Холдинг ВГТРК запустил новый круглосуточный телеканал «История». Во всю мощь он должен заработать с осени. О том, каким будет этот канал, «Файлу-РФ» рассказал его главный редактор, известный режиссёр документального кино Алексей ДЕНИСОВ.

  Алексей Денисов 

– Алексей Григорьевич, история в России часто разделяет людей. Скажем, даже среди профессиональных историков идут яростные споры о том, является ли Россия сегодня той же самой страной, что была до 1917-го. Некоторые отказывают ей в преемственности по отношению к СССР. Ваш канал будет стремиться объединить людей во взглядах на нашу историю?

– В подобных подходах к истории, в спорах, когда Россия была Россией, а когда перестала ею быть, заложена порочность и та узость мышления, что свойственна многим постсоветским людям. А я спрошу так: «А какой была Россия в домонгольский период? В монгольский период? Во время собирания земель московскими князьями? Это что была за страна и где проходили её границы? Всегда ли она была независимым государством?»

   Заставка телеканала "История"».

В каждый отдельный период истории у нас была совершенно иная страна. Допетровская Россия, Петровская, Россия правления Анны Иоанновны… И тогда точно так же говорили: «Нет уже России, погибла, антихрист на троне, всё захватили иностранцы…» Это – болезнь, которую мы унаследовали оттого, что наша история слишком часто «оскоплялась» и людям говорили: вот это можно включать в историю России, а вот это – нельзя. И потому возникло ощущение катастрофичности нашей истории. Что якобы у России нет непрерывной истории. Что часто она будто начинается заново. И таких случаев в нашей истории было очень много. Что же связывает разные её периоды? То, что люди в России говорят на русском языке. Сохранение языка – это и есть самое главное условие существования народа. Язык – его духовный код. Но ведь и язык тоже переживает разные периоды.

Надо относиться к истории России как к непрерывному органическому процессу. В котором случалось всякое – так же, как у почти всех остальных народов.

Возьмите Италию. Мы восхищаемся её потрясающей архитектурой, произведениями живописи, музыки. Но взгляните на её историю – ведь были периоды, когда она веками находилась под пятой иноземных оккупантов. Однако итальянцы ничего не вырывают из своей истории.

Надо избавляться от болезни неуважения к своей истории. В прошлом ничего уже не изменить, а судить историю – занятие самое бессмысленное. Мы можем лишь извлекать из истории уроки и принимать её бесценный опыт. Но, если из прошлого мы не сделали нужные выводы, тогда нам ещё далеко до выздоровления. И если в России сегодня яростно спорят поклонники разных периодов её истории, значит, мы ещё больны.

Надо смотреть на всё незашоренным взглядом. Да, в стране много дурных дорог, некрасивых облупленных зданий, без всяких удобств и с протекающей крышей, и мы почти через 70 лет после Победы всё ещё решаем вопросы с жильём для ветеранов войны – да, у нас огромное количество проблем. Но должны найтись люди, кто бы мог спокойно, с чувством собственного достоинства, рассказывать об истории нашей страны. Как это делают все цивилизованные народы. Замечу, что очень важно, во многих странах есть по нескольку исторических телеканалов. И нам надо к этому стремиться.

  

Телеафиша документального фильма А. Денисова "Михайло Ломоносов"»

Англичане свою историю и свою трактовку мировой истории навязывают всему миру. И они отлично умеют такое делать, зная, зачем это нужно. Потому что, если вы формируете сознание и взгляд на историю и культуру, вы вообще формируете будущее мира. Это и есть как раз одна из задач нашего канала. Мы хотим готовить почву для того, чтобы и у нас появились люди, которые смогут так же, как англичане, спокойно и с чувством собственного достоинства говорить о своей стране и своей истории. И о мировой истории – так, как её видим мы. У нас за один век разрушилась Российская империя, потом не стало СССР – это огромные культурные потрясения, когда исчезает старая историческая школа. Потом мучительно долго формируется новая. Путём проб и ошибок.

Так же и с телевидением. У нас есть неплохие режиссёры, прекрасные операторы, продюсеры, но нет общей школы создания исторических фильмов – знания и умения того, как нужно снимать и показывать историю, как о ней рассказывать. Мне очень нравится фраза Пушкина, которую он сказал про переводчиков, что это «тягловые  лошади просвещения». Вот и я к телеканалу «История» отношусь как к «тягловой лошади просвещения».

Главное, подчёркиваю, нам надо обрести чувство собственного достоинства и уравновешенный незамутнённый взгляд на нашу историю. Когда видим не только болезни и проблемы, но и блестящие достижения и победы. И всё это воспринимается целостно. Русскому взгляду вообще свойственно цельное восприятие мира.

– Ставите ли вы перед собой цели агитационно-пропагандистские? Или канал предполагается как исключительно просветительский?

– Кто-то про нас скажет, что наш канал агитирует, кто-то – что пропагандирует, кто-то – что просвещает. Нам это абсолютно всё равно. Мы, прежде всего, должны пробуждать у людей интерес больше узнавать про свою страну, её историю. Первое, что мы сделали для канала и будем делать ещё, – это межпрограммные ролики, по минуте, даже по полминуты, которые посвящены 100-летию Первой мировой войны и 400-летию дома Романовых.

Или вот интересная тема «Словарь истории». Вот часто используются выражения – «меч-кладенец», «Иван, не помнящий родства», «филькина грамота», «после нас хоть потоп» и т.п. Но откуда они пошли? Многие из них связаны с конкретными историческими именами и событиями, о которых мы будем рассказывать. Но самое главное для нового канала «История» – чтобы было ИНТЕРЕСНО.

У Карамзина в предисловии к «Истории государства Российского» есть замечательная фраза, которую, цитируя, почти все пропускают: «Сколько же удовольствий для сердца и разума!» Если мы на телеканале пробудим у зрителей способность к удовольствиям для ума и сердца, получаемым от того, что они узнают нечто новое про свою страну и её историю, то сочтём первую свою задачу выполненной. И надо найти такой подход, чтобы во всякой аудитории – подготовленной и нет, любопытствующей и нет – каждого зрителя могло что-то зацепить. Это самое сложное.

– Сегодня, благодаря тому, что больше стало свободы в изучении истории, есть сильный запрос на поиск того, как всё было на самом деле.

– Так, как было «на самом деле» – можно лишь подавать фрагменты истории. Всю историю подать так невозможно, потому что в ней легенды и мифы стали даже реальней фактов, ибо уже являются частью национального сознания. Но о событиях, документально подкреплённых, мы будем обязательно рассказывать. Кстати, я встретил лишь двух профессиональных историков, кто говорил: «Не могу ответить на этот вопрос, он вообще очень сложен, возможно, лишь будущие историки на него смогут ответить».

Большинство отвечает так: «Всё, что писали прежде, это неправильно, я расскажу, как было на самом деле».

 

Кадр из документального фильма А.Денисова "Батюшки особого назначения".

Замечу, чем лучше человек знает историю своей страны, тем сильней у него чувство собственного достоинства. Тем спокойней смотрит на жизнь. Тем меньше у него внутренней духовной суеты. Надо спокойней говорить о нашей истории, не тыкая пальцами в раны – что самое ужасное. Я делал фильм про судьбу наших военнопленных в Третьем рейхе. И понял: когда реально сталкиваешься с тем, через что прошли эти люди, понимаешь – у тебя нет никакого морального права их судить. А говорить о них можно лишь с огромной болью и скорбью. И максимально деликатно. Все мы находимся внутри нашей истории, будучи её неотрывной частью. Я часто задаю простой вопрос «С чего начинается жизнь каждого человека?». С фиксации даты его рождения. Потому что это начало его входа в историю. С этого дня он принадлежит историческому процессу.

В подходе к истории надо добиваться спокойной уверенности. Что поражало всегда иностранцев в русском солдате? Спокойная уверенность. Как говорил Фридрих Великий, «русского мало убить – его надо повалить». Нам надо восстановить в нашей культуре одно из наших базовых свойств – ровный благожелательный сострадательный взгляд на всё, что видим вокруг. Тогда мы сможем спокойно говорить (как и должны) и о Сталине, и о Ленине, и о Николае II, и о Петре I. О том, что уже изменить невозможно, что можно лишь понять. И на канале «История» мы будем отстаивать достоинство собственной страны.

Меня поразило, когда я снимал два больших фильма в английской и шотландской армии, что в офицерской столовой, библиотеках, залах собраний висят гравюры, относящиеся ко всем периодам истории полка. Была ли то колониальная война, за независимость или против чьей-то независимости, справедливая или несправедливая, это абсолютно неважно. Конкретный офицер, солдат, полк, взвод совершил подвиг, исполняя долг перед страной, – это главнее всего. Вот такого отношения у нас нет пока. Нельзя вымарывать из истории годы, которые хотим забыть и вычеркнуть. Пусть всё будет. Хотя и необязательно это афишировать постоянно.

История позволяет совершать колоссальные манипуляции с сознанием. Как это делают с историей Второй мировой войны. Действия фальсификаторов понятны. Но что мы делаем для того, чтобы нашу историю не извращали и не фальсифицировали? Что делаем для того, чтобы весь мир узнал, как мы понимаем эту историю? В Европе засекречено и изъято из массового исторического обращения огромное количество документов, связанных со Второй мировой войной. Если мы молчим о фальсификациях, и другие нам рассказывают про нас, а мы молчим про них, значит, сами виноваты: в нас плюют, а мы утираемся.

Одна из колоссальных проблем – эта та изоляция, в какой жила наша страна несколько десятилетий. У многих наших учёных не было возможности публично на мировых площадках представлять и отстаивать свою точку зрения. Изоляция эта привела к тому, что мы долго варились «в собственном соку», и возникло ощущение, что со всех сторон на нас нападают, а мы лишь огрызаемся. Теперь надо спокойно и громко говорить, как мы понимаем историю. И для этого тоже нужен телеканал «История». Прежде лишь одна телекомпания «ВГТРК» постоянно занималась просветительским кино, например, канал «Культура».

– Вы ставите перед каналом и исследовательские задачи?

– Конечно, ведь накопилось немало пробелов в нашей истории. Но опять же не по вине историков. И у нас тоже огромное число закрытых архивов, нерассекреченных. Есть ведомственные архивы, где есть документы очень ценные. Документы Государственного комитета обороны не рассекречены! Даже пустяковые. Спрашиваю: почему? Ответы невнятные. Архив КПСС охраняют как ядерный объект – он недоступен даже для наших учёных! А как же мы собираемся тогда историю трактовать? Мы не обладаем огромным массивом сохранившегося фактического материала собственной истории. Но вести уверенный и наступательный диалог с западными учёными можно только тогда, когда опираешься на серьёзную документальную базу.

И в Англии, и в США есть засекреченные документы. Но там колоссальная индустрия предоставления материалов из архивов и библиотек для массового пользователя. И это им здорово помогает в формировании того, что они называют «англосаксонский взгляд на мир». Государство, постепенно выздоравливая, должно понимать, что его сила не в том, чтобы что-то скрывать, а, наоборот, в том, чтобы трактовать самому те документы, что имеешь.

– У англосаксов есть замечательный принцип, который они используют и в политике, и в истории, и в других сферах жизни: «Это моя страна, права она или не права». Не перенять ли нам такой подход?

– Совершенно верно! Потому что это всё моё родное, мои родственники. Они могут совершать ошибки. Но вспомним Христа с его «кто сам без греха, пусть первым бросит камень». У всех народов много грехов и ошибок наберётся. У каждой страны за её многовековую историю. Но нужно ли бросать камни? Многие ушлые народы, которые экономически и другими способами смогли подчинить себе весь земной шар, прекрасно поняли, что важно формировать привлекательный образ своей культуры. 

  .

Телеафиша документального фильма А. Денисова "Кукрыниксы против Геббельса"

И ведь до 1917-го года был тоже привлекателен образ России, несмотря на существовавшие про неё и чёрные мифы, и кучу антироссийской литературы, что издавали в Европе. Но к нам приезжали на постоянное место жительства! Французы, итальянцы, немцы, голландцы, шотландцы, славянские народы… И становились кем? Русскими! Да ещё такими патриотами, каких среди коренных не сыщешь. Кто составил «Толковый словарь живого великорусского языка»? Владимир Иванович Даль – человек скандинавских корней. В нём не было русской крови, но он был человек русской культуры. Потому что это была культура очень привлекательная, созидательная.

Нам нужно поставить ту же задачу: сделать нашу культуру привлекательной и созидательной. Она является неотрывной частью нашей истории. Это визитная карточка России.Русская музыка. Русская литература. Русские опера и балет. Достоевский, Толстой, Чехов. На эти имена во всём мире одна реакция: «О-о!».

Надо помнить всегда: за 100 последних лет Россия пережила несколько тяжелейших катастроф. Начиная с Первой мировой, которая вытряхнула наружу всю крестьянскую Россию, продолжая революциями, Гражданской, распадом СССР. Как сказал однажды один из епископов англиканской церкви, «Если бы Англии выпало перенести десятую часть того, что выпало России, то Англии давно бы не было!».

Мы делаем сейчас большой фильм двухсерийный про Первую мировую. Уже запустили программу об этой войне. Кстати, многие ли знают, что во время той войны русский оружейник Фёдоров создал первый в мире автомат, по техническим характеристикам и качествам напоминающий автомат Калашникова?! Который сегодня автомат номер один во всём мире. Об этом ничего не знают! И о Фёдорове ничего не знают. Вот о таком мы и хотим рассказывать.

Меня как-то в интервью спросили: «Что вы можете пожелать своему каналу?». Я ответил: «Скромности и терпения».