Границы социальной работы
На модерации
Отложенный
Чаплин И.В.
Анализируя историю социальной работы можно констатировать, что на современном этапе своего развития она являет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания, профессию и учебную дисциплину, профессиональную деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции. Под объект социальной работы могут подпадать целые группы или даже социальные процессы, но конечным звеном, к которому сводится вся деятельность социального работника, является человек, понимаемый как личность. Исходя из такой постановки вопроса, социальная работа призвана быть гуманитарным мостом, транспортирующим материальные и психологические услуги нуждающимся гражданам того, или иного общества.
Все задачи, стоящие перед социальной работой подчеркивают концентрацию ее внимания на человеке, его нуждах и потребностях, его праве быть защищенным и достойно жить. Именно слово «жить», в очерчивании границ данного института, является ключевым, так как из вышеизложенного видно, что его влияние ограничено жизнедеятельностью организма, то есть отрезком времени от «рождения» до «смерти», в котором осуществляется как моральная, так и материальная помощь различного рода. Другими словами, человек, нуждающийся в услугах социального работника, может ими воспользоваться лишь в пределах того промежутка времени, который принято называть – жизнь.
Говоря о жизни, обычно подразумевают жизнь тел с геномом, содержащим весь закодированный набор необходимых для полного периода существования белков. Попытки определить принципиальные различия живого и неживого делаются достаточно давно. В разное время разные авторы использовали различные подходы, и один из них заключается в рассмотрении границ жизни: феноменов рождения и смерти. Согласно логике Биша, жизнь понимается как совокупность явлений, сопротивляющихся смерти. Аналогично описывает этот феномен его оппонент, материалист-диалектик Ф. Энгельс: «Жить - значит умирать». Так или иначе, жизнь в сознании большинства людей ассоциируется с промежутком времени между рождением и смертью биологического организма. Отсюда жизнь и смерть – две стороны одной медали. Как без познания фона невозможно познания предмета, так и без познания смерти невозможно целостное познание жизни. Таким образом, эта «пара» существует в тесном тандеме, на одной оси, убрав с которой один из компонентов, мы теряем равновесие и падаем.
Не смотря на это, в нашей культуре не уделяется достойного внимания самому определенному и трепетному событию нашей жизни. Все это происходит вопреки исследованиям, которые говорят о том, что смерть - не конец жизни личности, а ее переход в другие условия существования. За последние 15-20 лет ученые, изучающие процессы, связанные с умиранием и смертью, сделали много новых открытий, часто совершенно неожиданных, и идущих вразрез с нашими привычными взглядами на жизнь и на смерть. Единственная причина такого невнимания к смерти - страх - говорят психологи.Страх перед неведомым, хотя сегодня, в свете тех фактов, которыми располагает человечество относительно этого вопроса - о жизни после смерти биологического тела необходимо говорить не с позиции «верю», а с позиции «знаю».
Тело умирает, но какая-то часть человека продолжает существовать, сохранив способность видеть, слышать, чувствовать, думать. Как все это происходит, какие процессы происходят в организме? Как происходит разделение души с телом? Этими и подобными вопросами занимаются специальные науки, что же касается непосредственно социальной работы, то, исходя из определения, приведенного вначале, мы можем построить схематический рисунок, отображающий ее компетенцию. (Рисунок 1)
Границы социальной работы от рождения до смерти
Рисунок 1
Из которого видно, что границы влияния данного института расположены между рождением и смертью человека. Все социальные службы призваны помогать человеку во время его пребывания в физическом теле, даже деятельность психолога направлена на улучшение душевного состояния человека в рамках биологического существования.
В структуре медико-социальной работы существуют учреждения, в которых безнадежно больные пациенты получают достойный уход. Это хосписы, основная цель которых — скрасить последние дни жизни человека и облегчить его страдания. Такие действия гуманны с любой точки зрения, кроме того, это экономически выгоднее, чем лечить терминальных пациентов в условиях отделения интенсивной терапии.
Но ведь то, что человек, как психобиосоциальное существо представляет собой не только физическое тело доказано и не вызывает сомнений. А вот то, что социальная работа и медицина ориентируются, в наше время, только на биологическую составляющую человека – парадокс. И вопрос стоит не в том, что мы оказываем плохую социальную, медицинскую и психологическую помощь душе находящейся в теле, а в том, что мы не содействуем человеку после окончания жизнедеятельности организма, то есть смерти, и личность, показанная на рисунке пунктиром, остается без внимания со стороны общества, предоставленная сама себе. Рождение и смерть – это дверь, на которой с одной стороны написано «Вход», а с другой «Выход». Мы открываем их, когда к нам стучит «Гость» и закрываем когда «Он» уходит. Мы провожаем человека до дверей, оставляем у себя его одежду и забываем дать ему фонарь знаний о темных переулках двора, которым ему предстоит пройти, прежде чем он попадет домой.
Наши предки были более осмотрительны в этом вопросе, об этом свидетельствуют многочисленные источники, в переводе на наш язык, означающие «Книга мертвых». Такие «Книги» были у многих народов, славяне также не были исключением. Другая ситуация происходит в современной культуре, где не принято разговаривать о смерти с детьми и друг с другом, где успокаивают стариков словами: «Ты еще поживешь», - а сами при этом плачут, но ни чем не могут помочь: ни словом, ни делом, ни при жизни, ни после нее. Как говорит М. Задорнов: «У нас сбилась программа, нам необходима перезагрузка». И действительно, необходима!
На сегодняшний день, в структуре образования социальных работников нет ни одного предмета (лишь беглые вопросы в рамках психологии) раскрывающего природу смерти и того, что происходит после нее. Наложение табу на эту тему обуславливает отношение к ней, как к ужасному, нежелательному событию, а отсюда – страх. Страх, пронизывающий все наше существо и мешающий нам свободно дышать и наслаждаться жизнью. Люди, пережившие околосмертный опыт, перестают бояться смерти, потому, что они познакомились с ней, они ее узнали, они оценили ее достоинство и начали жить другой жизнью – без страха. Люди, изучающие смерть – не умирают, а уходят.
В настоящее время человечество накопило достаточно знаний о процессах и стадиях, происходящих после биологической смерти человека, а так же техник, позволяющих на опыте с ней познакомиться. Мы так же продвинулись в познании природы терминальных состояний и научились определять, по характерным признакам, их наступление. Однако эти знания остаются за пределами образовательной системы, тем самым сужая компетентность не только социальных работников и других специалистов, работающих с людьми, да и просто человека, желающего знать свою природу. Отсутствие таких знаний ограничивает возможности социальной работы в частности и наше мировоззрение в целом.
Для восстановления пробела в этом вопросе необходимо, включить в программу образования психологов и социальных работников следующие дисциплины:
- Танатология – (от греч. «thanatos» — смерть и logos – учение) как раздел теоретической и практической медицины, изучающий состояние организма в конечной стадии патологического процесса, динамику и механизмы умирания, непосредственные причины смерти, клинические, биохимические и морфологические проявления постепенного прекращения жизнедеятельности организма.
- Танатотерапия – (от греч. «thanatos» — смерть и «therapia» — уход, забота, лечение) — как система и метод телесной психотерапии, где акцент делается на работе с телом и через тело клиента и главная цель которой - оказание специфической помощи в установлении и восстановлении утраченного максимально полного контакта с процессами смерти и умирания.
- Танатогнозия - (от греч. «thanatos» — смерть и gnosis - познание, наука) как совокупность знаний о процессах и стадиях, происходящих после биологической смерти человека.
Такие меры помогут, не только расширить компетентность специалистов в этой области, но и сформируют соответствующее мировоззрение современного общества.
Резюмируя данную статью, хочется еще раз подчеркнуть, что человек является существом духовным, и физическое тело не главный атрибут его существования, ему более чем необходима помощь на пути продвижения к новому рождению, в новом теле. Эволюция - это естественный процесс качественной трансформации какой-либо системы во Вселенной, поэтому - помогая душе, покинувшей тело, справится с трудностями, подстерегающими ее на пути в промежуточном состоянии, мы тем самым способствуем не только эволюции индивидуальной, но и всеобщей, так как помогаем осуществить осознанный выбор тела и дальнейшего существования.
Мы ставим свечи за упокой души, мы поминаем умерших родственников, мы молимся за них – почему мы это делаем, зачем?
Комментарии
Неопытная попытка христанутого поумничать
"В настоящее время человечество накопило достаточно знаний о процессах и стадиях, происходящих после биологической смерти человека, а так же техник, позволяющих на опыте с ней познакомиться." -- непонятно, что здесь имеется в виду. Что за процессы и стадии после смерти? Разложение тела или путешествия души?
Только ссылка Ваша содержит неверный адрес. :о[