На въезде в деревню Туленка (Столбцовский район) на дорогу набросали песка. За песчаным валом — знак STOP. Под кустом стоит машина милиции. Так выглядит «свиной» блокпост, которых в карантинной зоне вокруг очага африканской чумы свиней немало. Едем медленно, сотрудник в форме размахивает жезлом. Притормаживаем. Но машину не проверяют. Въезд в зону свободный.
Около трех недель прошло с тех пор, как белорусские чиновники официально подтвердили: в Ивьевском районе выявлен возбудитель африканской чумы свиней. После появилась информация, что заразу завезли в страну с иностранным комбикормом. Высшие чиновники дали низшим нагоняй и потребовали, чтобы население оперативно информировали о том, как с АЧС бороться. За убитых свиней гражданам пообещали компенсацию. Вокруг очага сформировали зону карантина. Она расплывается-растет, как чернильное пятно. Множатся и слухи.

Сразу несколько читателей сообщили нам: в разных районах страны малая авиация разбрасывает над лесами и полями отраву для диких кабанов — переносчиков АЧС. Дачники из Столбцовского района ехали по трассе, их остановили на блок-посту, спросили, не везут ли чернику и грибы. Посоветовали выбросить — мало ли. Панику подняли и сообщения в соцсетях.
Но за Туленкой, в лесах «зоны», хватает машин. В основном с минскими номерами. Приехали, очевидно, за ягодами. Можно ли их есть?

В магазине деревни Аталезь по этому поводу разгорается дискуссия между продавщицей и двумя посетителями, пришедшими сюда в обед за «красненьким». Продавщица говорит, что собирать чернику никто не запрещал. Люди активно сдают ягоду, которая после идет на переработку.



— Поговаривают, что самим лучше ее не есть, — добавляет, оглядываясь по сторонам, она. — Мол, мало ли что там с неба бросают. Гадость всякую. И маленьким детям лучше не давать.
— Глупости это все. Главное — желудок продезинфицировать, будешь век здоров! — не соглашается один из клиентов.

На скамейке рядом с хатой отдыхают две старушки и пенсионер. Про то, что чернику и грибы лучше не собирать, они слышали. От кого, точно сказать не могут.

— Нам, старикам, все равно уже. Жалко только, что свинок всех забили, — говорят бабушки. — А исполком про ягоды ничего не говорит.
Раз разрешают сдавать, значит, все безопасно.
— А ты исполкому этому веришь еще? — задает риторический вопрос их спутник. — Вон про чуму сколько молчали. Кто нам скажет правду? Живем, как партизаны.

Мы беседуем с десятком людей в окрестных деревнях. Народ насторожен, про АЧС рассказывает неохотно. Что там происходит в лесах, до них не доводили.
— Убил двоих кабанчиков, поросенка под нож пустил, — говорит хозяин одного из подворий. — Зарезал сам, инстанцию не ждал. Кабаны были килограмм под сто, хоть колбас накрутил. Они у меня здоровые, никакого импортного корма не давал. А свиней у нас тут уже не осталось. Только дикие по полям бегают.


Руководитель и по совместительству пилот частной авиакомпании «Дженерал Лайн» Леонид Рутковский видел с воздуха трупы диких кабанов, лежащие в полях, среди посевов. Но никакую отраву против АЧС средствами малой авиации, считает он, распылять не могли.
— Это были приманки против бешенства, — говорит Рутковский. — Но тут тоже есть вопрос. Обычно их сбрасывают поздней осенью и зимой, а при высоких температурах это неэффективно. По сути, в пустоту выбрасывают огромные деньги, и мне как налогоплательщику это непонятно.

Слухами и домыслами называют информацию про небезопасные ягоды и грибы чиновники. «СБ» цитирует заместителя руководителя Столбцовского райисполкома Ивана Загдая, курирующего сельское хозяйство.
— Наши леса ничем не обрабатывали, — клянется он. — Разбрасывали лишь приманки для диких плотоядных животных против бешенства. О чем, кстати, своевременно информировала население и районная газета «Прамень».
Отличный способ снять панику среди местных жителей и дачников! Многие ли эту районку читают?

Леонид Рутковский высказал свое личное мнение: проблема не в том, что люди боятся ходить в лес за черникой или за грибами, а в том, что об истинных последствиях эпидемии у нас пока не говорят.
— По сути, вся продукция, которая находится на карантинной территории, не должна покинуть ее пределы. А это в том числе и зерно, которое сейчас взращивают труженики полей. Для страны это может обернуться настоящей сельскохозяйственной катастрофой.

На выезде из «зоны» нас наконец-то останавливают. Сотрудник милиции спрашивает, не везем ли мы отсюда свинину или комбикорм. Просит открыть багажник, бегло смотрит, желает счастливого пути. Местные жители не исключают: скоро блокпост может передвинуться дальше, еще на несколько километров ближе к Минску...
Комментарии