Непотопляемость Ливанова показывает, что Путин загнал себя в ловушку

Неоспоримый факт: люди науки, как и люди образования, как минимум, не уважают, а на самом деле по большей части презирают министра науки и образования. Можно, конечно, предположить, что он гениальный менеджер, чьи гениальные замыслы не в силах никто, кроме него.

 

А мы что видим? Каждым своим шагом министр образования разжигает в стране социальную ненависть. Причем он-то (вольно или невольно — другой вопрос) пытается взывать ненависть к профессуре и ученым, но на деле скорее вызывает ненависть к власти. То есть, он, по сути, действует против задач декларируемых властью: и против задач развития образования и науки, и против задач обеспечения социально-политической стабильности, и против укрепления авторитета власти. Это, конечно, нужно умудриться – вредить власти, одновременно являясь ее частью. Обычно этим занимаются все же только те, кто сознательно действует в интересах других стран и власти других государств.

Министр образования вредит и народу, и власти, но власть его не трогает, хотя, объективно говоря, он для нее опаснее сотни болотных манифестантов или десяти правозащитников.

И вот здесь начинается самое интересное: а почему, собственно, власть его не трогает? Строго говоря, Путин при желании может выгнать Ливанова в пять минут, ибо тот никакой пользы ему не приносит. И этим президент только повысит доверие к себе в обществе, и вызовет восторг значительной части собственных сторонников в политической элите.

Кто-то полагает, что Путин не выгоняет Ливанова как раз потому, что тот выполняет именно его волю в отношении Высшей Школы и академической науки. Именно Путин поручил провести мониторинг ВУЗов, вызвавший один из наиболее громких скандалов связанных с образованием. Именно Путин поручил оптимизировать сеть вузов и зарплат преподавателей. Именно Путин поручил правительству повысить эффективность отечественной науки.

Можно спорить о том, что именно хотел получить Путин в результате исполнения своих поручений, но по факту исполнены они были так, что он получил напряженность в обществе и серию скандалов. И это именно министр образования исполнил их так, чтобы получить именно эти плоды.

То есть, министр явно вредит имиджу президента, но тот, тем не менее, оставляет его на своем месте.

 

И здесь кроется определенная системная проблема. Случай с Ливановым, собственно говоря, есть пример тот структурно-системной ловушки, в которой оказался Путин. В 1999 году он оказался на высшем посту в ситуации, когда он к нему действительно не стремился. И, как следствие этого, не имел за собой ни политической партии, ни отработанного кадрового резерва. Собственно, его и делали преемником Ельцина потому, что рассчитывали превратить в марионетку, не имеющую достаточных ресурсов для самостоятельного осуществления власти.

У Путина был один небольшой ресурс – те, кто знал его до начала возвышения и кто готов был идти вместе с ним дальше. Кстати, тогда, в 1999 году, идти вместе с ним – означало идти в никуда. Это был огромный риск. И многие, кстати, кто имел возможность тогда войти в его команду, от этого отказались, не веря в его будущее. Поэтому он вполне мог доверять только тем, кто с ним тогда пошел.

А потом был 2011 год. Когда все было очень непросто. И когда, между прочим, Путина подчас, как в ситуации с Ливией, на неделю отключали от телеэфира. И когда были случаи, что те, кто позволял себе открыто призывать к его возвращению на пост Президента, лишались своих рабочих мест. Тогда многие просто замолчали и пытались сделать вид, что ничего не происходит, а известные политические группы открыто грозили стране изоляцией, а Путину – судьбой Каддафи, если он попытается пойти на выборы. А кто-то и вовсе предлагал арестовать его в ночь после выборов. Кто-то все это делал, кто-то – нет. Кто-то — предал, кто-то – не предал.

 

Это, быть может, и не вина Путина, а объективное следствие того положения, в котором он находится. И понять его, наверное, вполне можно. Вопрос только в том, что останется от системы образования к тому моменту, когда будет официально признано, что осуществляемая в сфере ответственности Фурсенко политика - бессмысленна, безграмотна и разрушительна. И останется ли от нее хоть что-нибудь.