Путин: рейтинг и реальность.

На модерации Отложенный

Давным-давно на политическом небосклоне России взошла новая звезда. Взошла стремительно, мощно.

Путин.

Довольно скоро стало понятно, что живет, работает, мыслит и управляет этот человек в соответствии со своей картиной мира, со своими принципами. Всё, что вы можете ему дать, это информацию. Это всё. Приказывать ему нельзя, выкручивать руки не получится, манипулировать им невозможно.

Собственно, это и стало причиной недовольства и жестокого противостояния тех, кто рассчитывал заполучить государственную марионетку. Самые сообразительные адаптировались к порядку после хаоса ельцинской эпохи, те, кто не смог оценить ситуацию и продолжал упорствовать в удовлетворении личных амбиций в ущерб государственным, нашли некоторое успокоение в объятиях пенитенциарной системы.

Всё это вкупе с мероприятиями социально направленности обеспечило Путину хорошие рейтинги. Тут надобно заметить, что в стране, где ругать власть является делом привычным и повсеместным - как говорить о погоде у англичан - и даже считается хорошим тоном, рейтинг, превышающий 50%, это ломовой рейтинг.  Но что такое рейтинги -личные симпатии, выражение одобрения действиям, готовность делом поддерживать и защищать, отстаивать проводимый курс? А вот совокупность всего перечисленного, причем симпатизирующих всегда больше, чем одобряющих, а одобряющих больше, чем сотрудничающих.

Необходимость высоких рейтингов для политика всегда считалась аксиомой. Но работает ли она в отношении Путина?

Если обратить внимание на ранние годы правления Путина, то можно заметить, что задачами того периода были выведение страны из социальной и финансовой катастрофы, а также упорядочение элит. Народ был не то чтобы спокоен, скорее удручен и занят вопросами элементарного выживания в массе своей и вопросами максимального использования так долго не существовавших и все еще обильных возможностей обогащения в среде активных середняков. И что значил высокий рейтинг на тот момент для Путина. Да ничего. Как показал 1996 год, с рейтингом 3% тогда можно было чувствовать себя весьма неплохо в политическом плане, даже будучи в коме.

 

Дальше происходит следующее:  действия Путина по регулированию поведения внутренних участников топливно-энергетического рынка и достижению соглашений с международными партнерами в этой отрасли приводят к желаемому результату - нефть дорожает. Жить стало лучше. Положительные изменения в тех или иных проявлениях, в той или иной степени коснулись всех. Проблемы возникли как раз с той или иной степенью. Потому как если ты черпаешь из потока нефтедолларов ложкой, а кто-то выше по течению ведром, а еще выше качают насосом, то с течением времени разница в объеме личных запасов становится не просто колоссальной, а недосягаемой. В особенности для тех, кто так и не сумел распорядиться с выгодой для себя своей экономической свободой и второй десяток лет прозябал в тоске по партийному руководству, виня в этом кого угодно, только не свою инертность. В нижних, пассивных слоях общества нарастает напряженность.

В то же время  более активные и удачливые сограждане достигают состояния насыщения и даже привыкают к насыщению.

И, принимая как должное подобное положение вещей, забывают или не учитывают, что оно требует своих издержек, своей платы. Эти самые социально-экономические издержки выходят на передний план, доставляют неудобство, привлекают внимание. А поскольку они уже не воспринимаются платой за какой то успех - стабильный рост теперь наша норма и всего лишь его замедление повод для недовольства - то недовольство нарастает и в средних слоях.

И параллельно со всем этим Путин не просто выходит на международную арену, он уверенно лидирует на ней. И если до сих пор  еще кто-то из имеющих политические амбиции государственного или международного уровня недооценивал его, то теперь столкнулся с реальностью - Путин недосягаем. Накопившееся недовольство вспыхнуло белой лентой.

И всё это, заметьте, исключительно по причине и в результате экономического роста и укрепления политических позиций на мировом уровне. И не надо приплетать сюда коррупцию. Да, она есть, она существовала всегда, с тех пор как легла в основу первого общественного строя и стала залогом выживания его членов. Общинно-родовой строй - это же коррупция в чистом виде.

Таким образом еще недавно мы имели

1. заказчиков белоленточных волнений из числа неудовлетворенных политиков разных стран и уровней + их проплаченных, профессиональных, если хотите, бунтарей

2. сочувствующих волнениям из числа инертных граждан (и в других обстоятельствах сам тот факт, что они сочувствуют именно тем, кто разрушил привычный для них уклад и обрек на сегодняшние условия, был бы весьма забавен)

3. соучаствующих волнениям из числа представителей среднего класса в самом широком его понимании

И что же Путин? Как чувствовал себя он сам и его рейтинг? Нуждался ли Путин в поддержке граждан в тот момент?

Рейтинг был высоким. И он был настоящим. Оппозиционеры не учли того, что в стране огромное число людей 4-й группы - реализовавшихся в свою меру, трезво оценивающих обстановку и не вовлеченных в политику. Именно они составляли подавляющее большинство тех, кто не пошел на выборы, потому что "я бы проголосовал за Путина, а его и так выберут, я лучше прибью полку/навещу родителей/свожу ребенка в зоопарк". Да, были акции в поддержку Путина, но вот нужны ли они были Путину-человеку и Путину-президенту? Что до человеческого аспекта, тот тут может ответить только сам Владимир Владимирович. А вот оценить их значение для Путина-президента можно и со стороны, особенно теперь, спустя время. Особенно, на волне протеста в провинциях.

Нет, Путину не нужна наша поддержка. Он видит цель, владеет ситуацией и управленческими приемами. И спокойно, невзирая ни на что движется к цели. И мягкость его высказываний, и дипломатичность выдает спокойствие сильного. Повторюсь, приказывать ему нельзя, выкручивать руки не получится, манипулировать невозможно.

Поддержка Путина обществом оказалась нужной прежде всего самому обществу. Позволив во-первых, предпринимать президенту более смелые и масштабные меры по улучшению экономико-социальной, политической и деловой ситуации, а во-вторых, охладить пыл оппозиции в раскачке  и нагнетании негативной обстановки.