Как в кабинетах современной России делят Фонд благосостояния

На модерации Отложенный

Оказывается аппетиты нашего олигархата со времен 90-х не поумерились, а возросли: неожиданно читаем в «Коммерсанте», что компания «Мечел», которая в долгах на $9 млрд как в шелках, не прочь освоить Фонд национального благосостояния. 
Может кто помнит, с начала 90-х медиа активно скармливали народу два тезиса: первый - государство неэффективный собственник, второй - участие государства в бизнесе должно быть минимальным, а лучше сведено к нулю. Этот идеологический стейк подавался под соусом из "свободной конкуренции", а в качестве гарнира хорошо шли истории об удачливых бизнесменах и олигархах. К концу 90-х это прекрасное блюдо в пищеварительном тракте реальной экономики превратилось в известную субстанцию. 

 



Сегодня же государство сто раз подумает, прежде чем отсчитывать денежки. 

Как известно, сейчас средства ФНБ вложены в долговые обязательства иностранных государств, а также лежат на депозитах в ВЭБе, но теоретически процентов 30 можно инвестировать в перспективные проекты. Такими проектами являются, например, развитие Транссиба и БАМа, по крайней мере именно это обсуждалось на совещании у первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова. Неожиданным оказалось предложение владельца горнодобывающей компании "Мечел" Игоря Зюзина – он готов развивать ж/д сообщение к порту Ванино. 

Интересы "Мечела" в принципы понятны - компания сама контролирует 29,17% этого порта.

Но смущает другое: во-первых, долговая нагрузка компании сейчас составляет $9,2 млрд, а во-вторых, этот порт "Мечел" сперва купил у государства, а потом частично продал, при этом состав владельцев огласке не предается.

Шувалов, как человек занимавшийся крупным бизнесом до ухода в политику, прекрасно понимает, с какими рисками в данном случае он имеет дело. Именно он был одним из фильтров, через которые прогонялись те частники, кто в кризис 2008-го хотели получить от государства помощь. Строго говоря, если б не такие разборчивые люди, как Шувалов, оказались бы деньги не у градообразующих предприятий с десятками тысяч рабочих в каждом, а непонятно у кого. 


Сейчас кризиса нет, и доверять непрозрачному «Мечелу» огромные деньги, отложенные вообще-то на покрытие дефицита пенсионного фонда – странновато. Шувалов дал понять, что «Мечелу» светит ФНБ, только если он раскроет все каналы, по которым у него текут денежные потоки. По мне так это фактически означает твердое «нет», поскольку у «Мечела», разумеется, оффшор на оффшоре сидит и оффшором погоняет. Короче говоря, больше всего история с ФНБ напоминает мультик про апельсин – много нас, а он один.