Скорпионы
Послевоенный Ленинград.
Жизнь стала постепенно входить в мирное русло.Но как оказалось проблемы с снятием блокады всё не закончилось.
Блокадники столкнулись с новым врагом—на редкость беспощадным и алчным руководством области и города.
Не имея возможности противостоять беспределу жители области обращались за помощью в министерство государственной безопасности.
ОБРАЩЕНИЯ
К концу 1945 года к министру ГБ В.Меркулову пришло около 300 обращений о коррупционном и правовом беспределе в Ленинграде
Вот, например, некоторые из содержащихся в них оценок положения в «колыбели трёх революций»:
«При оформлении на жилье всюду наталкиваешься на бюрократизм и взятки»;
«для того, чтобы устроиться на работу нужно иметь очень большое знакомство или так называемый «блат» или колоссальное количество денег, взятки и подкупы играют везде одинаково, т.е. берут свое.»
«За деньги можно купить не только хорошую комнату, но и хорошую квартиру. За деньги сделают прописку постоянную безо всякого вызова. Если нет денег и больших знакомств, то тебя с любой специальностью посылают работать на сезонные работы»
«война испортила людей, всюду взятки, блат, обман»; «везде этот пресловутый «блат», вернее взятка, кругом и везде. Раньше люди возмущались, писали, порицали, а теперь как будто так и нужно»;
«здесь, чтобы получить хорошее место – надо давать тысячи рублей … даже и комнату достать – надо деньги большие».
Простые ленинградцы с немалой неприязнью писали о новых «жирных котах» социализма:
«В учреждениях, в громадных кабинетах сидят и ничего не делают разные начальники – директора, сытые, гладкие с толстыми шеями, с громадными животами»;
«Спекулянтов и воров развелось до черта. Они живут, а нам честно зарабатывающим – крышка»;
«На Невском открыто кафе «Норд». Там сидят жирные воры и спекулянты. А рядом – голодные дети, нищета».
Как видно из приведённых выдержек, чаще всего жителям города приходилось сталкиваться с вымогательством взяток при поиске жилья и работы.
Возвращающиеся из эвакуации коренные ленинградцы и люди, приезжающие на постоянное жительство ставились в положение, когда главным условием получения нормальной квартиры становилась мзда чиновникам.
Взятки платились работникам жилищных отделов и комендантам домовых хозяйств за выписку ордеров на жильё (как законных, так и незаконных), получение продовольственных карточек, оформление документов при обмене или продаже (естественно нелегальной) жилья.
Причём взяточники довольно легко обходили строгие правила прописки и получения жилья, действовавшие в городе.
Квартиры и комнаты, оставшиеся без хозяев (умерших или уехавших из Ленинграда) укрывались от учёта, затем за взятки выписывались фиктивные ордера на выдачу жилья, а прописываемый оформлялся как «старый» съёмщик.
Взяточничество не ограничивалось жилищной сферой. Подкуп проникал всюду, где существовали бюрократические ограничения и запреты, где контролирующие полномочия давали чиновникам возможности для злоупотреблений.
Фининспекторы получали взятки с кустарей за снижение ставки налогообложения, сотрудники торговой инспекции и инспекции промысловой кооперации – за сокрытие нарушений в подведомственных им учреждениях, врачи ВТЭК – за установление инвалидности, сотрудники кадровых аппаратов предприятий – за устройство на работу.
Деньги вымогались за выделение приусадебных участков и за выдачу разрешений на строительство частного дома, за заключение индивидуальных трудовых соглашений и за оформление различных справок.
Колхозники, прибывшие в город, были вынуждены платить мзду за получение места на рынке, абитуриенты – за право поступить в престижный вуз и т.д.
Так, по некоторым данным, в 1949 г. взятка членам приёмной комиссии помогла поступить каждому четвертому абитуриенту, принятому на учёбу в Ленинградский юридический институт.
В большинстве своём взяткодатели 40-х гг. относились к малообеспеченным слоям, которые были вынуждены отдавать последние деньги, дабы иметь шанс, хотя и незаконным путём немного улучшить свою жизнь.
Стало очевидным что подобное не могло происходить без участия руководителей области и города
ОПЕРАЦИЯ «СКОРПИОНЫ»
Министр ГБ Всеволод Меркулов создал специальную оперативную группу с целью:
«провести оперативную разработку коррумпированных элементов города,с целью выявления всех звеньев криминальной цепи и её руководителей»
Оперативная разработка получила названия—операция «Скорпионы»
ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРКИ
Было установлено, что в городе:
«действует преступная группа во главе с неким уголовным аферистом Карнаковым и должностными лицами из городской прокуратуры, суда, адвокатуры, ВТЭК, горжилотдела, ОБХСС, управления городской милиции, паспортного отдела, военных учреждений ЛенВО и др.»
Таким образом постепенно вышли на руководителей мафии…
ХОЗЯИН ОБЛАСТИ
Настоящим хозяином Ленинградской области был глава обкома и горкома—Алексей Кузнецов.
Оперативная разработка показала что он проживал в 27-комнатном особняке,ремонт которого обошёлся..в 300 000 рублей.
Имел личный автопарк из 13 автомобилей и множество предметов роскоши..
Ничего не видел плохого в подарках и брезентах принимаемых от третьих лиц за помощь в ведении дел..
ОСТАЛЬНЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ
А ведь начинали эти люди воровать с мелочи—с продуктов
В частности, секретарь Ленгорисполкома Бубнов только в 1948 г. получил из подсобного хозяйства института им. Академика И.П. Павлова бесплатно тонну картофеля и овощей, откормил на кормах хозяйства личного поросёнка и 10 кур.
Кроме того, этому ответственному советскому чиновнику регулярно поступали фрукты с Бадаевских складов (по цене 50% от магазинной стоимости), шубы и дефицитная одежда из Управления промторгов – для жены, прочие дефицитные товары из гастронома № 1.
А потом пошли деньги…
Неплохим дополнением в семейный бюджет А. Бубнова стала и выданная ему администрацией фабрики им. Микояна в «связи с тяжёлым материальным положением» материальная помощь в размере 24 тыс. руб.
Помощник заместителя председателя Ленинградского облисполкома Ф.Чудинов одновременно числился заведующим подсобным хозяйством Тихвинского стройуправления.
Хотя он ни разу не появлялся на своём втором месте работы, зарплата ему выплачивалась регулярно (видимо за услуги, оказываемые по основному месту службы).
Начальник же Ленинградского управления НКВД П.Н. Кубаткин тоже оказался замаран:
«получил в подарок от некого Битермана, впоследствии арестованного по делу «Скорпионы», трофейный автомобиль».
Теперь ленинградские руководители предстали совсем в ином свете:
«сращение с организованной преступностью, очковтирательство, двоедушие, корыстолюбие.»
В малоизвестном исследовании профессора Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, доктор исторических наук Б.А.Старкова "Борьба с коррупцией и политические процессы во второй половине 1940-х годов". В частности, он характеризует обстановку в Ленинграде так:
«Номенклатура уже почувствовала вкус к красивой жизни и без особой опаски выставляла свои материальные завоевания, достигнутые служебным положением.
Сделки, взяточничество, коррупция, протекционизм и мародерство стали утверждаться между некоторыми из ее представителей.
Поэтому, не получив ответа на свои жалобы, граждане обращались за помощью в органы государственной безопасности и в Москву».
САМЫЕ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ УСПЕХИ
Самым большим успехом органов внутренних дел и государственной безопасности стал арест в 1946 г. Н. Карнакова – профессионального мошенника, выступавшего посредником между продажными чиновниками и гражданами, заинтересованными в их услугах.
За определённые комиссионные он мог решить любую проблему – от получения отсрочки от службы в армии и устройства на престижную работу до прекращения уголовного дела. По данным отдела борьбы с бандитизмом Ленинградского управления НКВД, в созданную Карнаковым коррупционную сеть входило около 700 служащих различных государственных ведомств.
В конечном итоге, по делам о взяточничестве, основанным на показаниях арестованного Карнакова, перед судом предстало свыше 50 человек из правоохранительных органов, горжилотдела, ВТЭК, военных комиссариатов.
Дело Карнакова продемонстрировало и ещё одну проблему, которую сталинский режим тщательно замалчивал – проникновение вируса взяточничества в структуры, призванные бороться с ним – органы внутренних дел и юстиции.
По показаниям Карнакова было арестовано и осуждено за взяточничество 23 сотрудника милиции (в том числе 6 работников ГАИ, 3 руководящих сотрудника паспортного отдела и 6 оперуполномоченных и следователей ОБХСС) и 4 работника прокуратуры Ленинграда.
В том же году в городе попала под суд ещё одна группа следователей прокуратуры из 12 человек, которые за взятки в 5-10 тыс. руб. освобождали от уголовной ответственности спекулянтов художественными ценностями.
Однако до верхушки спрута—секретарей обкома-горкома Ленинграда добраться не успели..
РАЗВАЛ ДЕЛА
В.Меркулов получив результаты операции тем не менее не успел отнести их Сталину..
7 мая 1946 года он был смещён с поста министра ГБ….
Это стало возможным благодаря фабрикации В.Абакумовым «дела авиаторов»,что привело к развалу тандема Маленков- Берия и победы группы А.Жданова
Новым министром ГБ стал В.Абакумов…
Абакумов был креатурой А.Кузнецова и А.Жданова,их ближайшим союзником…
Абакумов фактически развалил дело о коррупции в Ленинграде
ПОБЕДА «ПИТЕРСКИХ»
18 марта 1946 года А.Кузнецов(в то время ещё находившийся в разработке МГБ) по протекции А.Жданова стал секретарём ЦК…
7 мая 1946 года В.Абакумов стал министром ГБ.
18 мая 1946 года Г.Маленков был смещён с поста секретаря ЦК по кадрам и подвергнут опале
19 мая 1946 года А.Кузнецов стал секретарём ЦК кадрам...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Самые опасные коррупированные элементы в 1946 году заняли руководящие посты в секретариате ЦК….
Они цинично обворовывали нищих блокадников,переживших ад войны….
Но теперь они могли развернутся на всю страну.
Комментарии
«В учреждениях, в громадных кабинетах сидят и ничего не делают разные начальники – директора, сытые, гладкие с толстыми шеями, с громадными животами»;
«Спекулянтов и воров развелось до черта. Они живут, а нам честно зарабатывающим – крышка»;
«На Невском открыто кафе «Норд». Там сидят жирные воры и спекулянты. А рядом – голодные дети, нищета».
Перерождение КГБ - так оно произошло у всех на глазах
Превращение праоохранительных органов в органы нарушающие закон - в этом убеждаеимся какждую секунду
Твердюкова, Е. Зубкова и др.
Второй секретарь даже пошёл добровольцем на фронт....порядочным был человеком
Почитайте авторов--Говорова,Старкова,П. Соломон, Ш. Фицпатрик, Е. Осокина, Е.
Твердюкова, Е. Зубкова и др.
Всём с доводами и документами
Я не виноват что у вас руки не доходят сами
Наберите в поиске и вам всё высветится
Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПб). Ф.7384. оп. 36. Д.186. Л. 74,78,79,83,84.
Там же Д.227. Л.44-46.
Кирпичников А.И. Российская коррупция. М., 2004. С.72.
Ленинградский областной государственный архив в Выборге (ЛОГАВ). Ф.Р-3824. оп.3. Д.71.Л.42.
Социалистическая законность.1947.№ 6.С.21.
ЦГА СПб. Ф.7179. оп.53.Д.214.Л.9.
Зубкова Е.Ю. Кадровая политика и чистки в КПСС (1949-1953) // Свободная мысль. 1999.№ 4.С.106
См напр.: ЦГА СПб. Ф.7179. оп.53.Д.214.Л.9; Ф.7384. оп. 17.Д. 275. 22 – 24, 61-62.
ЦГА СПб. Ф.7384. оп. 17.Д. 275. Л.2- 4.
Звягинцев А.Г., Орлов Ю.Г. Неизвестная Фемида. Документы, события, люди. М., 2003. С. 333.
ЦГА СПб. Ф.7384. оп. 36. Д.186. Л.180, Д.187. Л 8, 43.
Там же. Ф.7384. оп. 36. Д.148. Л.172-175.
Центральный государственный архив историко-политических документов Санкт-Петербурга (ЦГА ИПД СПб). Ф.24.оп.29.Д.16.Л.10; Ленинградская правда. 1946. 22 сентября, 1947. 26 марта, 1953. 10 мая, 15 августа; Вечерний Ленинград. 1950. 30 марта и др.
Отдел специальных фондов информационного центра ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области (ОСФ ИЦ ГУВД СПб и ЛО). Ф.2. оп.1. Д.76. Л.14.
Москва послевоенная 1945-1947 гг. Сб. док. М.,2000.С.446.
Подробнее о практике «политизации» хозяйственных дел в Ленинграде 30-х гг. см.: Кокуев С.Б. «Дело Краузе»: «ежовщина» по ленинградски. СПб., 2008. Деп. в ИНИОН РАН № 60665
ЛОГАВ. Ф.Р-3824. оп.3. Д.71.Л.42.; ОСФ ИЦ ГУВД СПб и ЛО. Ф.1. оп.1. Д.163. Л.61.
Там же. Ф.Р-3824. оп.3. Д.93.Л.98-102.
ЦГА СПб. Ф.7384. оп. 36. Д.404. Л.380.
Судоплатов П.А. Разведка и Кремль М.,1996.С.374-375.
ЦГА СПб. Ф7179. оп.33 Д. 85. Л. 41-45; ЦГА ИПД СПб. Ф. 24.оп. 21. Д. 23а. Л. 24, Л. 28,36,37.
ЦГА СПб. Ф. 7384. оп.36. Д. 275. Л. 34-35, Д. 304. Л. 44; ЛОГАВ. Ф. Р-3824. оп. 3. Д. 65. Л. 74.
Ленинградское дело Л.,1990 С.273-281,375-3854; Ваксер А.З. Ленинград послевоенный. 1945-1982 годы. СПб.,2005. С.124-132.
Подробнее о деле Карнакова см.: Иванов В.А. «Скорпионы»: коррупция в послевоенном Ленинграде. // Политический сыск в России: история и современность СПб.,1997. с.238-250.
Там же. С.247; ЦГА СПб. Ф. 9260. оп.1. Д.30. Л.60.
ОСФ ИЦ ГУВД СПб и ЛО. Ф.2. оп.1. Д.87. Л.153; Социалистическая законность. 1950. № 1. С. 15.
Соломон П. Советская юстиция при Сталине М.,2008. С 367.
ОСФ ИЦ ГУВД СПб и ЛО. Ф.2. оп.1. Д.87. Л.96-131
ЦГА СПб. Ф. 9260. оп.1. Д.57. Л.121.
Соломон П. Указ. соч. С.367; Политбюро ЦК ВКП (б) и Совет Министров СССР. 1945-1953 гг. М.,2002. С.335-336.
Политбюро ЦК ВКП (б) и Совет Министров СССР. 1945-1953 гг. М.,2002. С.349-351.
Рубцов Ю.В. Ревизия Мингосконтроля 1948 г. в Азербайджане: реванш правящей элиты // Отечественная история. 2002. № 2. С. 158-161