Картечь и национальная идея

На модерации Отложенный Гладкоствольное ружье (карабин) Вепрь-12 в базовом исполнении, приклад разложен, вид справа.
 Автор: Юрий Волков
 

Картечь и национальная идеяКартечь и национальная идея

Перебирая как-то раз результаты картечных отстрелов (о которых речь пойдет в другой статье), автор отметил прелюбопытнейший факт: во всех случаях использовалась не обычная круглая мишень — а знакомая всем «грудная фигура».

Именно в силуэт характерного зеленого цвета, целиться было удобнее всего. В каких обстоятельствах можно применять картечь (равно как иной снаряд) по человеку — вопрос отдельный. 

Мы же разберем позицию производителей боеприпасов: как они сами относятся к подобному аспекту применения своей продукции? Для этого взглянем на упаковки патронов.

Исторические предпосылки

Как известно всем ответственным владельцам гладкоствольного оружия, картечь — не только свинцовые шарики, каждый из которых может нанести непоправимый урон здоровью злоумышленника, но и своего рода культ.

Оно и понятно.

Ведь дробь, будучи неотъемлемым атрибутом охотничьего и отчасти спортивного жанра — снаряд, конечно, полезный, но как бы несерьезный. Слов нет — попадание неразлетевшегося снопа способно нанести тяжелейшие повреждения, превосходящие, даже, пожалуй, и пулевые. Но в целом дробь — средство добычи мелкой и средней дичи, а не человеческого материала.

Пуля, конечно, тоже страшна. Но изначально охотничий пулевой боеприпас был предназначен для поражения крупного зверя. А также и техники: французские партизаны использовали специально разработанные стальные пули для вывода из строя автомобильных моторов, «работая» затем по живой силе другими средствами.

И если убойное действие пули (применительно к человеку) сохраняется чуть не с полверсты, то фактор точности всплывает уже на 35 м. Можно, конечно, выцелить двуногого и на 100 м, особенно из парадокса, но насколько стабильной будет такая стрельба?

Иное дело — картечь. Уже само слово это вызывает ряд нехороших исторических воспоминаний. Вот, например:
«Когда перепуганный этой грозной демонстрацией Людовик XVI поклонился толпе из окна, к которому подошел в красной фригийской шапке (одной из эмблем революции), Наполеон сказал с презрением: «Какой трус! Как можно было впустить этих каналий! Надо было смести пушками 500-600 человек,остальные разбежались бы!» (Тарле)

Собственно, через несколько лет он и осуществил задуманное, положив начало грустной традиции решать политические проблемы пальбой из пушек среди города в самую гущу толпы. Причем традиция эта не исчерпалась Сенатской площадью тремя десятками лет спустя, а вполне себе успешно была перенесена и на платформу более современных вооружений.

На полях же сражений картечь слыла столь убойным средством, что по праву заняла достойное место в военном фольклоре, поэзии и литературе. Даже шрапнель, будучи более эффективным её продолжением, не была воспета столь же романтически-надрывно.

Но мы отвлеклись, тем более что в этих малоприятных эпизодах речь шла об артиллерийской картечи.

Охотничья же предназначалась прежде всего для добычи среднего зверя, а средством самообороны [от человека] начала применяться, вероятно, лишь с массовым распостранением гладкоствольного оружия в его современном виде.

Современное состояние дел

Как бы то ни было, в настоящее время «человекоубойность» гладкоствольных боеприпасов давно легитимизирована. И на вооружении армии и полиции ряда стран, но в первую очередь США — вполне себе официально стоят дробовики, основным боеприпасом для которых является, в частности, и картечный.

О картечи размером «два нуля» (8,4 мм), как наиболее оптимальном для 12-го калибра, в дальнейшем и пойдет речь.

Тактический картечный боеприпас. Диаметр картечины 8,4 мм, кол-во в патроне — 12 штук. Стоимость в США — 5 USD за коробку.Тактический картечный боеприпас. Диаметр картечины 8,4 мм, кол-во в патроне — 12 штук. Стоимость в США — 5 USD за коробку.

Безусловно, оборона родных рубежей — святое дело. Подойти какой вражеский авианосец к бескрайним берегам американщины, а оттуда — тыща стволов с девятью шарами в каждом. Ни пяди родной земли! Куда той Иводзиме. Посему тут не то что картечь — хоть намалмом супостата жги. Все законно.

С «маленькими победоносными войнами» в различных уголках мира тоже как будто бы все ясно: нужна картечь — вот вам картечь. «Их есть у нас». В том же Вьетнаме дробовики обрели вторую фронтовую молодость — первая состоялась в окопах Первой мировой, простите за каламбур.

Картечные боеприпасы для ВС СШАКартечные боеприпасы для ВС США

Внутренние враги тоже не дремлют, и накал борьбы с ними вряд ли будет слабеть. Поэтому на коробках патронов, предназначенных для силовиков — надпись law enforcement красуется безо всяких там извинительных ноток и рефлексий а-ля «мы вынуждены».

Несмотря на правоохранительное назначение, данные патроны находятся в свободной продажеНесмотря на правоохранительное назначение, данные патроны находятся в свободной продаже

«При чем тут рефлексии?» — спросит искушенный читатель — «задача этих людей — убивать». Так-то оно так, но вряд ли на прилавке магазина любой страны СНГ вы найдете упаковку летальных боеприпасов с соответствующей пометкой.

Но мы отвлеклись.

Все же США — это не только обнаглевшая от безнаказанности американская военщина, хищнически защищающая права удаленного человечества с дробовиками наперевес. Это — еще и англосаксонский принцип «мой дом — моя крепость».

А поскольку эта самая крепость в мечтах каждого американца представляет собой пригородный дом, загородный коттедж или даже ранчо, то для планомерного выкашивания непрошенных гостей с близлежащего пространства, пригодна то ли полуавтоматическая винтовка, то ли все же старый добрый дробовик. Напомним, что применительно к США, «старый добрый дробовик» — это не курковая горизонталка 16-го калибра и даже не Браунинг Б25, а именно помпа, то есть ружье магазинное.

И владелец подобного оружия мягко говоря, не стеснен в выборе. И не просто не стеснен, а патронные заводы денно и нощно клепают картечные снаряды так, будто фермерские заборы проседают от натиска ненавистных вторжителей, и даже толстостенные стволы раскаленных Ремингтонов нуждаются в оперативной смене, да вот беда — бесценный опыт MG-42 в этом плане позаимствован так и не был. И силы неравны, и зло перевешивает, и рука ковбоя уже тянется к двухзарядному Дерринджеру, чтобы не видеть позора опустошения — а вторая длань прощально простерта к верной помпе, а того, поди, и «Сайге», съевшей все патроны без разбору, но тоже не сдавшейся.

А тем временем в очередном цеху спешно возведенного патронного завода «Красный Ангел» им. тов.Томпсона-Лагарде уже алеет полосатый транспарант «Все для самообороны», и голубоглазые англосаксонские дети вручную обкатывают дробь в три смены, потому что остальные категории населения не то снабжают армию вторжителей психотропами (отчего те к фермерам и лезут), не то намертво сидят на велфэре и не годятся даже для черных, извините за ассоциативность, работ.

Вот такая картина рисуется автору этих строк, когда он видит сонмы коробок, на которых слово defence является национальным паролем. Причем, еще раз подчеркну, это не оборона против внешней угрозы, требующая тотальной мобилизации — а вполне себе приватное мероприятие, имеющее, однако, общефедеральный размах:

Картечные боеприпасы для самообороныКартечные боеприпасы для самообороны

Картечные боеприпасы для самообороныКартечные боеприпасы для самообороны

Компания Винчестер в этом смысле стоит несколько особняком, так как свои картечные патроны она сегментирует довольно условно: например в раздел «домашняя оборона» может попасть патрон для охоты на оленя — о чем на упаковке и говорится.

Зато новую разработку — комбинированный патрон — все-таки позиционирует как изначально самооборонную:

Самооборонные боеприпасы компании ВинчестерСамооборонные боеприпасы компании Винчестер

Плотность конкуренции на рынке боеприпасов вынуждает маркетологов искать нестандартные ходы по продвижению продукции категории home defence. Что же можно оригинального придумать в столь деликатной области, как защита от себе подобных, которая может окончиться летально? Как бы повеселее подать этот процесс? Ответ лежит в развлекательно-кинематографической сфере:

«Это настоящие патроны. Они не игрушечные» — поясняется на упаковке картечных боеприпасов. «Это настоящие патроны. Они не игрушечные» — поясняется на упаковке картечных боеприпасов.

Маркетинговые условности

Прочитав все это, пытливый читатель с недоумением скажет: «Конечно, самооборона — это хорошо. Но чем эти патроны отличаются от охотничьих, военных или полицейских? Туда по-иному картечь, что ли, закладывают?»

Да, в сущности, ничем.

Никаких особых порохов или сверхсекретного войлока для пыжей, в военно-полицейских патронах не используют, скорее, даже наоборот. Все четыре категории могут давать абсолютно одинаковый бой. Все они могут и стоить по-разному в пределах одной категории. Единственное отличие патронов категории self defence, и то далеко не всех — меньшая мощность и длина гильзы в угоду щадящей отдаче.

Остальные же моменты неоднозначны. Например:

Стоит ли применять в самооборонном патроне дорогостоящую омедненную или никелированную картечь? Да, стоит: её повышенная твердость обеспечит лучший бой и не будет отравлять почву. Нет, не стоит: при выстрелах на коротких дистанциях кучность боя некритична, а количество попавших в землю картечин ничтожно.

Стоит ли использовать в самооборонном патроне пластиковые контейнеры? Да, стоит: они предохраняют ствол от свинцевания и обеспечивают минимально приемлемую кучность для коротких стволов цилиндрической сверловки. Ведь количество картечин ограничено чаще всего девятью, а если кучность не нужна — контейнер просто сбрасывается раньше за счет особой конфигурации. Нет, не стоит: при выстрелах в упор необходим хоть какой-то разброс картечи.

Нужна ли самооборонному боеприпасу уменьшенная отдача? Конечно: ведь таким патроном должен выстрелить любой человек, а не только пользователь противотанкового ружья со стажем. Ни в коем случае: для подготовленного человека повышенная отдача — не проблема, а для неподготовленного стресс обеспечен и при щадящем заряде — зато даже дрожащими руками он выстрелит двойной навеской — авось что-то и попадет. И вообще, патрон уменьшенной мощности — для спортсменов с интенсивными настрелами, а ради спасения близких и плечо не грех вывихнуть.

Вышеприведенные выкладки показывают лишь одно: патрон нужно подбирать для своих нужд и своего ствола, не особо ориентируясь на маркетинговую классификацию.

Тогда зачем это деление на категории, если все патроны заведомо разные?

А затем, что американские производители прекрасно понимают, кто сделал Америку такой, какая она есть. Сделали её люди, наследниками которых и являются сегодняшние любители пострелять, а не только полицейские и военные.

И эти энтузиасты должны покупать свои коробочки.

Старый Свет

От Америки перейдем к Европе. И тут обнаруживаем, что подавляющее большинство производителей как в рот воды набрали: все картечные патроны позиционируются как универсальные, реже охотничьи и никогда — как самооборонные. Оно и понятно: не пристало континенту великих гуманистов козырять отстрелом двуногих, вот благородно поохотиться — извольте.

Правда, на счет благородства есть некоторые сомнения: в старушке Европе, задавленной толерантностью и прочими удушающими тенденциями, применить картечь против вторжителя сложно по двум причинам: во-первых, из-за оружейных, во-вторых, из-за правоприменительных ограничений. Грохнуть из зимсоновской двустволки по наркодиллеру обиженной национальности порядочному немцу даже подумать должно быть страшно. Они, надо полагать, уже и не думают.

Зато, как только речь заходит о поставках за океан — некоторые европейские братья вмиг проявляют понимание реалий американского рынка. Учитывают, стало быть, менталитет. Правда, понимание это какое-то редуцированное: если американские производители четко разграничивают «силовиков» и частных «оборонщиков» (а мы знаем, что пропасть между ними будет расти), то европейцы проявляют некий кургузый рационализм и действуют по принципу «и нашим и вашим»:

Европейские боеприпасы для самообороны и охраны правопорядкаЕвропейские боеприпасы для самообороны и охраны правопорядка

Как уже догадался читатель, настоящей отдушиной в этом задавленном мирке является Швейцария — где каждому ушедшему в запас воину выдается дробовик с боекомплектом и прочими «милитарными артефактами». С каким, зададимся вопросом, боекомплектом? В номенклатуру боеприпасов для гладкоствола входит 5 наименований, один из которых, кстати, содержит самую натуральную дробь №2 (их классификация совпадает с нашей).

Кто-нибудь знает — для чего её применяют в армии, кроме вышибания замков и вывода из строя детонаторов?

Армейские упаковки патронов для гладкоствольного оружия ВС ШвейцарииАрмейские упаковки патронов для гладкоствольного оружия ВС Швейцарии

Собственного производства патронов для гладкоствольного оружия в Швейцарии, скорей всего, нет — по косвенным сведениям, патроны для милиционной армии изготавливает немецкий концерн RWS|Rottweil.

Итак, в относительно демократичной Европе, производители деликатно обходят скользкую тему стрельбы по человеку столь летальным боеприпасом, как картечь. В скобках заметим, что нелетальные боеприпасы изготавливают по обе стороны океана и позиционируют их приблизительно в той же пропорции.

Россия

Нужно ли говорить, что ни одна упаковка российской, например, картечи не имеет даже намека на самооборону? Впрочем, заметным успехом можно считать уже нейтральную маркировку коробок отдельных сознательных производителей:

Некоторые российские производители не делают акцент на охотничьем применении картечных патроновНекоторые российские производители не делают акцент на охотничьем применении картечных патронов

Законодательные моменты

Аналогична ситуация и на Украине. Стрелок-любитель может накупить каких угодно боеприпасов для своего гладкоствола и тренироваться в специально отведенных для этого местах.

Но стоит применить их у себя дома даже в условиях непосредственной угрозы — готовься к худшему. У пулевых и дробовых патронов еще есть спортивные модификации и если стрелок является спортсменом — это теоретически может быть как-то учтено.

Но картечь нигде не позиционируется как спортивный боеприпас. Исключение — анонсированный российской компанией «Техкрим» спортивный картечный патрон.

Поэтому, будучи простым владельцем и держа в своем сейфе непочатую коробочку картечи «на всякий случай», знайте — у вас умысел.

Может, спросит читатель, если купить травматическую картечь, «дело» пойдет легче? Как бы не так — достаточно посмотреть комментарии к одной популярной статье на данном ресурсе.

Автор не ставит цели запугать читателя суровостью правоохранительных реалий. Более того — в условиях паралича государственных органов и рыскающих по улице мародеров, именно дробовик и картечь являются одним из наиболее эффективных средств поражения. Как ни цинично это прозвучит, раненый ублюдок никому не нужен.

Но мы живем в мирное время, в течение которого отчетливо видна разница к подходу защиты своего дома между нами и странами, где оборот оружия более свободен.

Причем, подчеркну, речь идет не о короткостволе, а оружии, которое каждый здоровый и чистый во всех отношениях человек может приобрести уже сейчас. Приобрести, поставить в сейф и начать думать — не лучше ли научиться владеть каменным топором или, на худой конец, бить прикладом?

Ну а нам, дорогие друзья, никто не мешает обсудить эти и другие аспекты на предстоящих встречах — как проводимых Ассоциацией, так и в частном порядке. Разумеется, приветствуются и комментарии.

До новых стрельб!