В США погибли 80-90% популяции пчёл. Китайцы гонят фальсификат мёда
На модерации
Отложенный
В США за последние десять лет погибли 90% популяции дикой пчелы и 80% – домашней. Учёные говорят, что причиной гибели стал целый комплекс факторов – от заражения клещами до резкого изменения климата и интенсивного применения химии на полях. Единственное решение проблемы – шмелиные фермы, новая отрасль хозяйства в Первом мире.
Массовая гибель пчёл наблюдается почти во всех странах Первого мира, но в США последствия этого наиболее болезненные, так как страна имеет развитое сельское хозяйство.
В США некоторые пасеки с 2006 года потеряли до 80% пчелиных семей, говорит Марианн Фрейзер из Университета штата Пенсильвания. До 30% пчёл ежегодно не переживают зиму. Ситуацию многие уже называют «биологической катастрофой», а ученые дали ей определение Коллапс пчелиных семей (КПС), называемый также иногда «синдромом депопуляции медоносных пчёл».
Зимой 2008 года Службой сельскохозяйственных исследований Министерства сельского хозяйства США и инспекторами пасек были проведены масштабные исследования, которые показали, что 36% от 2,4 млн. ульев Америки было потеряно по причине КПС. Исследование показало увеличение потерь на 11 % по сравнению с 2007-м и на 40% по сравнению с 2006 годом. К началу 2013 года ситуация ещё более ухудшилась.
Точную причину загадочной гибели пчёл до сих пор никто не назвал. В какой-то момент пчёлы отказываются от своих ульев и исчезают либо происходит массовое самоубийство пчёл.
КПС объясняют сочетанием множества факторов. Это влияние химикатов, пестицидов и инсектицидов, поражение пчёл клещами, бактериями, грибками или вирусами.
Прежде пчеловоды обвиняли во всех бедах одноклеточных паразитов из рода Nosema. Обычно споры нозем внедряются в клетки кишечника пчелы, где паразит питается и размножается, образуя следующее поколение спор. Те, выходя в просвет кишечника, разрывают приютившую их клетку, и из-за этого в организм пчелы попадают токсичные отходы жизнедеятельности паразита. Именно они, по предположению ученых, и способны свести пчел с ума и заставить улететь из родного улья навстречу голодной смерти.
Но ноземы виновны в гибели 5-10% популяции пчёл. Что же другие факторы? Один из главных, как считают в Минсельхозе США – изменение климата (но тут народо понимать, что демократическая администрация Обамы многие катаклизмы списывает на глобальное потепление и климатические изменения). В первую очередь это резкие колебания температур зимой и летом, которые ослабляют иммунную систему пчёл. В зимовку из-за этого гибнет до 10-15% популяции пчёл.
Ещё 10-20% пчёл погибают из-за бесконтрольного применения пестицидов и гербицидов.
В итоге в США резко упала урожайность культур, опыляющиеся пчёлами – в первую очередь это плодовые деревья и кустарники (всего 80 культур – от бахчевых до клюквы). Наиболее пострадавшими считаются яблони и миндаль – в 2009-2012 годах из-за низкого уровня опыления фермеры недобрали 30% урожая этих культур. В Калифорнию, на которую приходится 80% всех посадок миндаля, фермеры при содействии Минсельхоза ежегодно весной из других штатов завозятся ульи с пчёлами.
О важности опыления пчёлами культур, которые способны и без их помощи завязывать плоды, говорит пример клубники: 53% развития её плодов обеспечивает самоопыление, 14% – опыление ветром и 24% – опыление насекомыми. Получается, без пчёл недобор этой ягоды может составить около 20%.
Общий ущерб от дефицита пчёл составляет в США 5 млрд. долларов ежегодно, и он может достичь 10-15 млрд. Из них до 1 млрд. долларов может составить импорт пчёл, но главное – шмелей.
Шмелеводство в период дефицита пчёл становится новой отраслью сельского хозяйства, причём бурно развивающейся. Шмель продуктивнее и выносливее пчелы, а, главное – более устойчив к вирусам и паразитам. Центром шмелеводства становится Западная Европа, уже экспортирующая этих насекомых, а также технологии их выращивания на 150-200 млн. евро в год.
Закупать шмелей приходится и России – наша страна тоже страдает от гибели пчёл, хотя и не в таких масштабах, как США. Увы, Минсельхоз России не ведёт подробного анализа этой отрасли, но, по разным оценкам, за последние пять лет популяция пчёл у нас уменьшилась на 20-30%.
Причины гибели этих насекомых в России те же, что и в США, но нас «спасает» меньшее в десятки раз применение химикатов на полях (не из-за особой любви к экологии, а из-за обнищания отрасли, и больших площадей заброешнных сельхозугодий – до 40 млн. га только пашни).
Но там, где применяются гербициды и инсектициды, можно тоже увидеть массовую гибель пчёл. Вот лишь два недавних примера:
Первый случай. На шести пасеках, расположенных в окрестностях села Студеное, что в Орловской области, одновременно погибла 421 пчелосемья, в том числе погибли пчеломатки и лётные пчелы.
Подозрение пало на местное сельхозпредприятие, у которого близ села есть поле, засеянное рапсом. По предварительным данным, в ночь с 23 на 24 июня это поле было обработано препаратом инсектицида, являющимся высокотоксичным для пчел, – сообщили в Россельхознадзоре. – При этом заинтересованные лица о предстоящем распылении оповещены не были.
Второй случай. Борьба с вредителями привела к массовой гибели пчел в Подгоренском районе Воронежской области. В этом году, как обычно, два пасечника Сергеевского сельского поселения вывезли 119 ульев в поля, расположенные по соседству с Сергеевкой. Однако обработка угодий ядохимикатами привела к гибели пчёл.
После орошения полей химикатами наши пчелы погибли, все до одной, все 119 семей. Сердце кровью обливается, уничтожен труд пяти лет, – рассказали пасечники Сергеевского сельского поселения.
Попытки одомашнивания шмелей предпринимались с начала 19 века. Однако успех промышленного разведения этих насекомых стал возможен после выяснения воздействия углекислого газа на овогенез маток шмелей, что и позволило круглогодично и управляемо получать от них потомство. Сегодня только в Евросоюзе выращивают до 300 тысяч семей шмелей ежегодно, а всего в мире 550-600 тысяч семей.
Из известных 300 видов шмелей преимущественным объектом исследования стал крупный земляной шмель (Bombus terrestris). С 1994 года семьи этого шмеля стали импортироваться из Израиля, Бельгии и Голландии. Цена 1 шмелиной семьи – 125-150 долларов.
Шмелей привозят в специальных домиках, в которых находится матка, личинки, куколки и рабочие особи. Домик шмелиной семьи совсем небольшой, всего 25 на 35 сантиметров. И в нём проживает до 70 насекомых. Убранство внутри тоже небогатое, пучок ваты, в которой и живёт семья. Весь уход заключается только в их подкормке сахарным сиропом.
В России существуют только два хозяйства, которые разводят шмелей. Потенциально Россия могла бы стать одним из крупнейших производителей этих насекомых, тем более что скоро откроется огромный рынок их сбыта – Китай, который пока является крупнейшим пасечником мира, но в нём также с 2011 года наблюдается массовая гибель пчёл. В 2025 году Китай может импортировать до 1 млн. шмелиных семей в год, и это будет ему обходиться до 200 млн. евро ежегодно.
Вот как выглядит использование шмелей в сельском хозяйстве:
«Сибирские огурцы встретили бельгийских шмелей стройными рядами. Произошло это впервые, в хозяйстве решили поставить эксперимент. Насекомых купили специально обученных, помещение они не покидают, живут семьей в одной коробке и не требуют дополнительного ухода. Шмелей привезли в специальном домике, в хозяйстве его уже не меняют. Внутри него есть сироп, чтобы шмели могли питаться. Днём они летают и опыляют огурцы, а прилетают обратно только на ночь.
Пробу новых плодов агрономы уже сняли, разница очевидна. До этого в теплицах выращивали только самоопыляемые растения, но на месте решили не стоять и попробовали новый сорт — «Атлет». Созревает он всего за месяц, но для того, чтобы на растениях появились завязи – нужны шмели. Агрономы надеются, что эксперимент пройдет удачно. Лет 5 назад к помощи насекомых в теплицах уже прибегали, тогда для опыления томатов покупали пчел. Урожайность подскочила в 3 раза. Но вот беда, пчелы оказались строптивыми и разлетелись в открытые форточки. Со шмелями такого не произойдет, к тому же они намного трудолюбивее своих сородичей. Людмила Чупина, агроном: «Шмели намного эффективнее работают в производстве и их дешевле содержать. Пользуемся мы шмелями из Бельгии, так как отечественные на порядок ленивее».
Дефицит мёда на мировом рынке сказывается на ценах – за последние пять лет они выросли почти в 3 раза. Мировое производство сейчас составляет около 1,5 млн. тонн, из них 400-450 тысяч тонн экспортируется.
Но статистика не учитывает всего объёма производства мёда. Большинство пчеловодов в мире – это любители, имеющие до 10 пчелиных семей. Производимый в этом секторе мёд распределяется среди родственников, друзей и знакомых пчеловодов и до рынка не доходит. Определить истинные масштабы этого производства невозможно. В США пчеловоды, имеющие до 5 пчелиных семей, вообще не учитываются статистикой.
России в этой таблице нет, но объём производства мёда в нашей стране известен – чуть более 100 тысяч тонн в год, при этом мы экспортируем всего 400 тонн (0,1% мировой торговли этим продуктом). Потенциально же Россия способна производить до 1 млн. тонн мёда в год – из истории хорошо известно, что наша страна до XIX века была главным производителем этого продукта.
Главный экспортёр мёда – Китай, но качество производимого им продукта подвергается сомнению, так как он насыщен посторонними примесями. В прошлом Китай был главным поставщиком меда в США, однако объем этих поставок снизился после того как департамент торговли установил на китайский мед антидемпинговый тариф в 221%. Эта акция проводилась параллельно с запретом ЕС на импорт китайского меда, загрязненного антибиотиками. С 2001 по 2011 год объем прямого экспорта китайского меда в США снизился с 17,7 тысячи тонн до 1,5 тысячи тонн. В 2009 году антидемпинговый тариф на китайский мед составлял 2,63 доллара за килограмм. В августе 2012 года действие этого тарифа было продлено.
Качество как китайского, так и американского мёда вызывает большие сомнения.
По заказу «Marler Clark» в Палинологической лаборатории Университета Техаса были исследованы на содержание пыльцы 60 образцов фасованного меда из 11 штатов. Результаты анализов произвели сенсацию. Оказалось, что в подавляющем большинстве образцов полностью отсутствовали следы цветочной пыльцы, являющейся неотъемлемым компонентом натурального меда.
Пыльцы не было в образцах мёда 29 наиболее популярных в США брэндов, в т.ч. принадлежащих крупнейшим медовым компаниям страны. Полные наборы пыльцы присутствовали только в меде, закупленном на фермерских рынках, в кооперативах и магазинах натуральных продуктов.
Пыльца отсутствовала в 76% образцов из бакалейных отделов супермаркетов, 77% — из гипермаркетов, 100% — из аптек и 100% — из индивидуальных порций меда, закупленных на предприятиях «быстрого питания» McDоnald`s, KFC и Smucker.
Среди 7 образцов органического меда пыльца присутствовала в 5 (все из Бразилии). Она была также в образцах из Венгрии, Италии и Новой Зеландии, но отсутствовала в мёде из Греции.
У участников исследования возник естественный вопрос: с какой целью и с применением каких технологий американские компании и их брокеры удаляют пыльцу из мёда? Их владельцы отказывались давать эту информацию.
Прямо противоположной была реакция пчеловодов. Президент Американской ассоциации производителей меда М. Йенсен подчеркнул, что он не знает в США ни одного пчеловода, «который бы занимался дорогостоящей и ухудшающей качество меда ультрафильтрацией». По его мнению, сбываемый через американские торговые сети ультрафильтрованный мед есть ни что иное, как «завезенный в США в обход инспекции и в нарушение федеральных законов китайский продукт». Столь же категорично выразился крупный пчеловод, владелец 80 тысяч пчелиных семей Р.Ади:«Единственной причиной устранения пыльцы из меда является стремление замаскировать страну его происхождения; и почти всегда эта страна – Китай».
Комментарии
Ведь пока существуют пчёлоопыляемые , самовоспроизводимые сорта, их бизнес не приносит желанной астрономической прибыли.
А вообще, промышленное пчеловодство это нонсенс. Это значит, что мед просто бадяжат. Пихают туда сиропы, красители, ароматизаторы и прочие добавки.