Чаепитие во Двореце Дурасова в усадьбе Люблино

На модерации Отложенный

Выставка «Чаепитие в усадьбе»  открывается  в подмосковной усадьбе Люблино  знаменитого московского аристократа – «оригинала»  Николая Алексеевича Дурасова, славившегося на всю Москву своим необыкновенным радушием и гостеприимством. Великолепный усадебный дом-дворец        Н.А. Дурасова был возведен в 1801 г. по проекту архитектора И.В.Еготова, одного из лучших учеников М.Ф.Казакова. Построенный с дворцовым размахом усадебный дом предназначался исключительно для торжественных приемов и праздничных увеселений. Здесь были продуманы все  возможности  тонко дифференцированной программы увеселений,  основные положения которой были разработаны  эстетикой Просвещения. 

Данная выставка является продолжением ретроспективного выставочного проекта, посвященного различным аспектам и особенностям культуры подмосковной усадьбы эпохи ее «золотого века» – т.е. последней четверти XVIII – первой половины XIX веков (первая выставка в рамках данного проекта «Парадный обед в усадьбе»  состоялась  в 2012  в одном из залов первого этажа Дворца Н.А.Дурасова).

 Основной задачей выставки «Чаепитие в усадьбе», также как и предыдущей, посвященной парадному обеду, является  показ  различных аспектов усадебного застолья. Однако теперь акцент смещен с парадного к  повседневному столу с традиционным русским чаепитием.

Чай, завезенный в Европу из Китая еще в XVI веке, вскоре завоевал европейский рынок и стал одним из самых распространенных напитков в мире. В Россию чай попал даже раньше, чем в другие европейские страны. Исследователи называют точную дату попадания чая к русскому царю в 1567 году. В XVII столетии   чай в России становится не только царским напитком – его подавали и к столу богатых бояр. Однако вплоть до начала                 XIX столетия чай в России был доступен только представителям дворянского сословия, поскольку в то время он был исключительно дорог.

С XVIII века все европейские страны условно делились на чайные и кофейные территории. Ведь кофе появился примерно на сто лет раньше чая и сделался любимым напитком Франции, Германии, Испании, Австрии и Италии. Тогда как чай предпочитали англичане, голландцы и русские. В отличие от западноевропейской традиции вкушения чая в определенное время суток, в России этот напиток пили во всякое время и по любому случаю. Особенно приверженной к чаю считалась Москва: « Чай москвичи  пили утром, в полдень и обязательно в 4 часа…. Пили его вечером, пили, когда взгрустнется, от нечего делать и «просто так». Вечернее чаепитие часто сопровождалось приемом гостей. Чай подавали на балах и в специальных  «кофейных домах». Свои семейные традиции чаепития существовали в каждой дворянской семье и каждой усадьбе.

В XVIII веке чаепитие было дорогим и модным увлечением. Эта церемония требовала соответственного антуража, ее обязательными атрибутами были разнообразные чайные столики и подносы,  не говоря уже об особой чайной посуде, которая первоначально копировала образцы  китайского фарфора.

Во второй половине XVIIIстолетия чаепитие как составная часть светской жизни породило целую систему сервировки стола множеством специальных предметов, к которым в России прежде всего  относится самовар, реже бульотка – небольшой сосуд для нагревания воды,  разнообразные заварочные чайники, чайница для хранения заварки.                С появлением в Европе фарфора – нового модного и чрезвычайно дорогого материала, он постепенно начинает вытеснять серебро – традиционный материал при производстве посуды для привилегированных особ, по крайней мере в той части сервировки стола, которая относится к чаю или кофе.

 В середине галантного века появляется особая разновидность камерных чайно-кофейных сервизов для завтрака – дежене – на одну или две персоны, предназначавшихся для интимной обстановки утреннего или дневного чая или кофе.

Наряду с четко выраженной функциональностью, эти миниатюрные ансамбли нередко играли роль дорогих и чувствительных подарков и вместе с тем демонстрировали тонкий вкус и респектабельность  их обладателей.  Точно так же как и форма чайной посуды,  ее  декор зависел от смены стиля. Общие стилевые тенденции и особенности декора разных эпох с наибольшей силой прослеживались в камерных сервизах, которые можно отнести к вершинам фарфорового производства в Западной Европе и России. Редкость и драгоценность фарфоровых сервизов придавала процессу чаепития особенно изысканную атмосферу и утонченное настроение.

Чаепитие показано как отражение особенностей  усадебной культуры времени ее наивысшего расцвета, когда окончательно выкристаллизовались основные правила светского поведения,  времяпрепровождения и  этикета,  а также принципы убранства различных по назначению интерьеров, в которых устраивалось чаепитие в течение дня.

На выставке представлено около 300 экспонатов, выполненных из фарфора, фаянса, каменной массы, серебра. Это разнообразные чайные и кофейные сервизы, начиная с сервиза «Эгоист», предназначенного для одного человека, и заканчивая традиционными чайно-кофейными сервизами на 6 и более персон. Отдельно представлены предметы сервировки стола, связанные с утраченной ныне культурой горячего шоколада, а также такие атрибуты чайного стола, как чайницы, различные по форме сахарницы, молочники, чайные ложки, самовары и другие чайно-кофейные аксессуары. Кроме того, продемонстрированы предметы обстановки и убранства  различных по назначению усадебных интерьеров, где проходило чайное застолье. Многие экспонаты выставляются впервые.

Привлекательность и новизна проекта заключается в том, что впервые  именно усадебное чаепитие становится объектом специального показа с привлечением подлинных предметов обстановки и сервировки  из собрания трех московских музеев: Музея-усадьбы Останкино, Государственного музея керамики  и «Усадьбы Кусково XYIII века» и Московского государственного объединенного музея-заповедника.

        Изюминкой выставки стала  реконструкция забытых и вышедших из широкого употребления тортов, пирожных и других сладких блюд чайного стола  На выставке  представлена культура подачи тортов и десертов различных эпох и столетий (ампир, барокко, классицизм и т.д) высота каждого торта  более одного метра.

 Сладкие шедевры  в стиле «Piece Montee»(Пьес-Монте- от франц. «собранное из  частей») выполнены мастером - кондитером Алдисом Бричевсом по сохранившимся  гравюрам, датированным 1751 годом.

Круговое построение экспозиции на третьем этаже Дворца Н.А.Дурасова в усадьбе Люблино соответствует дневному кругу усадебного бытия. Здесь демонстрируются разнообразные стилевые этапы развития культуры чаепития в усадьбе на примере различных по назначению интерьеров, где проходило застолье. Представлена специфическая сервировка столов, начиная от интимного утреннего завтрака в дамском будуаре  эпохи классицизма, дневного чая в кабинете кавалера эпохи ампира и  заканчивая многолюдным вечерним чаепитием в кругу семьи на фоне подлинной усадебной обстановки  1840-х годов.