По кому звенят «духовные скрепы»

Некоторые считают, что сегодня впору говорить о появлении в России американского термина «моральное общество»

Термин «моральное большинство» появился в конце 70-х годов в Америке, с подачи консервативного проповедника Джерри Фолуэлла. Некоторые считают, что сегодня впору говорить о появлении подобного явления у нас в России. Фолуэлл выступал за реставрацию «старых добрых нравов», этаких духовных скреп Америки.

Он даже не критиковал – буквально травил и либералов, и даже «умеренных», недостаточно милитаристски и антикоммунистически настроенных. Наследников Фолуэлла можно и сегодня видеть в республиканской партии США. И многие считают, что замшелый консерватизм уже завел ее в тупик.

Разумеется, нельзя проводить прямых аналогий между нашей политикой и американской. Но в последний год заметны явные попытки тех, кто рулит нашей партийной жизнью, усилить «моральную составляющую». Приняты законы, которые либерально настроенные россияне считают реакционными. Но, судя по опросам, большинству населения страны они нравятся! Об НКО – иностранных агентах. О запрете гей-пропаганды, о защите чувств верующих... Большинству явно нравится и антилиберальная, антизападная риторика.

Обыватель не хочет даже разбираться – кто там либерал и почему он «враг народа», сам термин стал ругательством, не требующим доказательств. Некоторые даже ставят знак равенства между либералами и гомосексуалистами. Мол, это одно и то же.

Надо отдать должное и нашей несистемной оппозиции: казалось, за год она сделала все возможное, чтобы достигнуть полного разочарования обывательских масс в своей политической вменяемости и умении слышать пульс времени, уловить нужный тон разговора с народом.

Тем более, что и официальная пропаганда тут помогла своими нехитрыми топорными методами, дав понять, что заниматься оппозиционной деятельностью безнаказанно дадут лишь тем, кто беден и честен как церковная мышь, а за спиной у него режутся ангельские крылья.

И вот, спустя год, моральное большинство может торжествовать. Сирот своих мы в Америку не пускаем, подозрительных правозащитников (еще одно ругательство, наряду с «либералами») трясет прокуратура, на пляски в храмах отважится теперь разве что сошедший с ума.

Казалось бы, уже есть куда крепить духовные скрепы. Народ без всяких административных манипуляций и политтехнолгий сам отправится голосовать за правящую партию. На то, собственно и расчет. И можно совершенно безопасно регистрировать оппозиционеров на выборах, помогая им даже преодолевать всякие фильтры. «Моральное большинство» их отсеет путем относительно честного голосования.

Но всякий процесс, по мере своего развития, приобретает собственную внутреннюю логику. Рано или поздно (скорее рано) это самое «моральное большинство» вполне освоится и начнет предъявлять претензии к окружающей действительности. В том числе к тем, кто хорошо поработал над созданием самого «морального большинства». И первым вопросом, обращенным снизу вверх, будет: а как у вас у самих дела с патриархальной честностью? И почему вокруг так много воровства и мздоимства?

И что им ответить?