Курская дуга: как провалилось последнее немецкое наступление
На модерации
Отложенный
Ровно 70 лет назад, 15 июля 1943 года Совинформбюро сообщило стране о начале наступления под Орлом и Белгородом. Так, страна узнала о том, что сражение, которое скупые сводки характеризовали как "наши войска на Белгородском и Орловско-Курском направлениях отбивали атаки противника", закончилось в пользу Красной армии.
Битва на Курской дуге всегда находилась в тени Сталинградского сражения. Ее никогда не называли коренным переломом в Великой Отечественной войне да и фильмов на эту тему снято не так много, как, например, о битве за Днепр.
При этом именно Курская битва была последней попыткой германской армии добиться победы. После июля 1943 г. речи о том, чтобы добиться выгодного для себя мира уже не шло.
К тому же сражение на Черноземье стало зеркальным отражением лета 1941 г. Ситуация первого месяца войны практически повторилась на сравнительно небольшой территории. Вот только исход сражения был прямо противоположным.
Нежелательное наступление
Конец весны 1943 г. оказался для Советской армии неудачным. Стремительное наступление, начатое после Сталинградского сражения, остановилось. Немцы перевели дух, отбили Харьков, заняли Белгород, а к северу от Орла по-прежнему удерживали позиции всего в 280 км от Москвы. Тогда же в Берлине разработали операцию "Цитадель" – наступление с целью окружить советские войска в районе Курска, лишить Красную армию наиболее боеспособных частей, а затем начать новое наступление на восток.
Фото ИТАР-ТАСС
Основная ставка при подготовке "Цитадели" делалась на внезапность, однако ее не было изначально. Боевые генералы уверяли Гитлера, что наступать надо уже в мае, однако глава нацистской Германии рисковать не хотел. Он до июля надеялся, что военная промышленность поставит достаточное количество новой тяжелой техники – танков "Тигр" и "Пантера", а также самоходных орудий "Фердинанд".
Среди генералов не было единого мнения по поводу планов наступления. Например, отставленный после битвы под Москвой Хайнц Гудериан уверял, что атаковать германской армии и вовсе не нужно. По его мнению, куда эффективней была тактика изматывания советской армии эффективными контратаками. В том, что генералы Красной армии будут пытаться наступать с целью освобождения своей территории, Х.Гудериан не сомневался.
Скептически относились генералы и к самой идее наступления под Курском. Эрих фон Манштейн, например, сомневался в том, что окруженные советские части удастся успешно удержать в котле.
Примечательно, что и советская армия отказалась от планов наступления, опасаясь повторения разгрома под Харьковом летом 1942 г. При этом уже весной 1943 г. советское командование пришло к выводу, что немцы попробуют атаковать под Курском. Началось строительство оборонительных сооружений. От темпов их постройки зависел исход будущего сражения.
Фото ИТАР-ТАСС
Неожиданное начало
Немецкие историки до сих пор уверены, что сражение они проиграли из-за "Штирлица" – агента "Вертер" в собственном генштабе, который сообщил в Москву о том, что наступление начнется 3-6 июля. Именно так объясняется тот факт, что немецкие генералы узнали о дате наступления от Адольфа Гитлера 1 июля, а Ставка советского командования - 2 июля.
Существовал ли "Вертер" на самом деле – неизвестно до сих пор. Однако, начиная с 3 июля Советская армия ждала наступления, а 4 июля захваченный пленный рассказал, что наступать немцы начнут в 5:30 по московскому времени 5 июля.
Немцев изрядно удивил тот факт, что Советская армия была готова к их наступлению. Неожиданностей было действительно много. Как выяснилось, нацистские генералы готовились к атаке исходя из реалий 1941 г. Но теперь все изменилось. На границе выступа их ждала массированная оборона, в действиях советских командиров не было паники, более умело использовались танки и авиация. Более того, были предприняты упреждающие удары – артиллерийский обстрел и налет бомбардировщиков, которые, правда, не причинили особого урона немецким частям.
В результате первые 2 дня сражения пошли не по немецкому плану. Советское командование, по признанию Георгия Жукова, неверно оценило силу немцев на южном и северном выступах. В результате большие силы были выставлены под Орлом, где атаковал не любивший спешки генерал Вальтер Модель. Большая группировка немцев находилась под Белгородом, где воевал любивший прорывы Герман Гот. Южной группировке и удалось добиться успеха. Танковый корпус СС под командованием генерала Пауля Хауссера сломил сопротивление советских частей и двинулся на город Обоянь. Чтобы его остановить генералу Николаю Ватутину пришлось отправлять в бой резервы. Впрочем, главным успехом советского командования стало разделение двух немецких танковых групп, не позволив им до 12 июля единым кулаком обрушиться на советские позиции.
На севере генералу В,Моделю удалось пробиться вперед на 20 километров. В 1939 или 1941 годах этого хватило бы для победы, но в данном случае немецкие части завязли в советской обороне. Соединение северной и южной группировок не состоялось.
Фото ИТАР-ТАСС
"Тигр", "Пантера" и "Фердинанд"
Существует легенда о том, что немцы воевали на новейших машинах.
Это правда лишь отчасти. Самый совершенный на тот момент танк "Тигр" был уже известен советским военным, захватившим подобную машину еще в 1942 г. под Ленинградом. Найти достойное противоядие против "Тигра" к лету 1943 г. не удалось, но стоит признать, что подобных танков у немцев было очень мало.
Мощный танк "Пантера" производства концерна MANи вовсе никто никогда не видел в бою. Танк никак не могли доставить на фронт, потому что у него обнаружились технические проблемы. В бой их бросили уже под Белгородом, где они не сыграли серьезной роли. Часть "Пантер" немцы потеряли из-за сгоревших моторов, часть подорвалась на минных полях, какая-то часть была уничтожена в ближнем бою из-за невыявленных на полигоне проблем в защите. Под конец сражения осталось всего 40 подобных машин из 200 прибывших на фронт.
Особая надежда возлагалась на самоходно-артиллерийскую установку (САУ) "Фердинанд" – творениеPorscheс двигателями Maybach. Ее называли истребителем танков "номер один". Как выяснилось, тяжелый "Фердинанд" действительно был хорош для уничтожения советских танков, но его минусом на момент лета 1943 г. являлся тот факт, что кроме мощной пушки никакого другого оружия на установке не было. В результате САУ могла уехать далеко вперед, тогда как следовавшие под ее прикрытием пехотинцы уничтожались. В результате скорость наступления сходила на нет, "Фердинанду" приходилось возвращаться. Такая карусель приводила, например, к тому, что у САУ заканчивалось топливо, и ее приходилось уничтожать, дабы машина не попала в руки советских войск. К тому же у "Фердинанда" уязвимым местом являлась гусеница. Подбив ее, можно было смело говорить о выводе машины из строя. Эвакуировать монстра весом в 65 тонн не представлялось возможным.
Так что немцами в основном использовался PzKpfwIV, который выпускался еще с 1936 г. Куда больше чем "Тигров" и "Пантер" вместе взятых было устаревших машин PzKpfwIII.
Забавно, что использующийся сейчас как символ Курской битвы Т-34-85, в действительности использовался с 1944 г., когда конструкторы пришли к выводу: использовавшиеся в Курской битве его предшественниками оказались недостаточно эффективными в боях с немецкими противниками. А на дуге воевали в основном Т 34-76 с менее мощной пушкой.
Фото ИТАР-ТАСС
Кто выиграл сражение под Прохоровкой
Центральным в сражении на Курской дуге считается сражение в районе железнодорожной станции Прохоровка и села Александровское. Битва машин, черным дым от горящих бензобаков, сплошной шум и рокот. Для создания легенды нет лучшего антуража чем такая адская картина.
А кто выиграл сражение под Прохоровкой? Как это ни странно звучит, выиграли его части, которые начали наступление под Орлом. Ведь именно тогда под угрозой оказалась вся группировка немецких войск в Черноземье, и Гитлер приказал остановить "Цитадель", чтобы ликвидировать прорыв под Орлом и стабилизировать фронт.
А под Прохоровкой советские войска начали наступать не 12 июля, а лишь спустя несколько дней, когда выигранные позиции стали сдавать отходящие немцы. Еще 16 июля генерал Н.Ватутин в районе Прохоровки в своем приказе указывал, что противник по-прежнему пытается возобновить наступление. Отступать немцы начали 17 июля, когда стало ясно, что после переброски войск на другие участки фронта пробиться в Курск будет невозможно. Добивать их не было никаких возможностей. Танкам генерала Павла Ротмистрова удалось остановить танки Г.Гота и П.Хауссера ценой громадных потерь. По различным данным соотношение потерь составляло 4 к 1. Поле в основном было усеяно сгоревшими «тридцать четверками».
Весь вопрос в масштабах. Например, 2-я мотопехотная дивизия СС «Рейх» с 5 по 19 июля потеряла под Курском 482 человека, а 2-й танковый корпус СС, собственно и оказавшийся под Прохоровкой – 1447 человек убитыми. Для немцев эти потери были огромными по той простой причине, что другого резерва у них попросту не было. В Германии к этому времени уже была объявлена «тотальная война», когда к помощи армии было привлечено практически все население страны. Советские потери под Курском были значительно выше, но при этом у Красной армии были резервы, позволявшие не думать о цене победы.
При этом до сих пор идет спор – кто собственно выиграл сражение – танки или самолеты? Немцы более эффективно действовали танками, а вот советские части очень эффективно использовали артиллерию и штурмовики Ил-2. Считается, что основная часть оказавшихся под Прохоровкой "Тигров" была уничтожена именно с воздуха.
Фото ИТАР-ТАСС
Вперед к Днепру
Конечно же Курская битва была выиграна Советской армией. Несмотря на локальные успехи, нацистская операция «Цитадель» завершилась неудачей. Мощное наступление не привело к прорыву советских позиций, а отойти на изначальные рубежи немцам в итоге не удалось. Вермахт начал лихорадочно затыкать дыры на местах советских прорывов, но организовать надежную оборону немцам не удалось. За короткий срок были освобождены Орел, Белгород, Харьков, Донецк, Брянск, Чернигов, Днепропетровск, Полтава. Советская армия стремительно двинулась к «Восточному валу» - реке Днепр, где немцы рассчитывали взять реванш.
Комментарии
Это за пределами человеческих возможностей и понимания.
Мой двоюродный брат - подводник - был в отпуске - когда "Комсомолец" ушел и не вернулся. Жив Брат и сейчас (лысый только). А старший и самый младший мои сыновья - танкисты! (только без особых событий - И слава богу)
Сталинградская битва - коренной перелом в ВОВ. Выиграв срадение в Курской битве, бытовало выражение "Окончательно сломали хребет фашистскому зверю."
Благодарю за статью!!