Берлинская выставка видит в каждом людоеда
На модерации
Отложенный
Если каннибалы – нецивилизованные дикари, то остальные – примитивны в лучшем случае, согласно новой берлинской выставке искусства, которая исследует буквальный и метафорический обычай поедания человеческой плоти. Каннибализм может быть табу, но он очаровывает.
Дремлет ли потенциал каннибализма в каждом из нас? Согласно новой выставке «Все людоеды?» в берлинской галерее «me Collector's Room», ответ будет положительным. Фактически, выставка намекает, что суть антропофагии не так далека от обычного человеческого сознания, как хотелось бы думать.
Используя около 100 исторических и современных работ, которые простираются от предметов культа и этнологических фотографий до видео и инсталляций, организаторы заявляют, что они применили как «жуткий, так и игривый» подход к неудобной теме. Начиная с того, что поначалу смахивает на вуайеристское зрелище экзотических и порочных вещей, выставке однако, удается заставить зрителя пересмотреть то, могут ли они быть ближе к плотоядным тенденциям, чем они хотели бы признавать.
Выставка, на которой представлены работы около 40 международных художников, хронологически и тематически делится на разделы, такие как «История, мифы и сказки», «Солидарность плоти», «Гойя и его преемники» и «Святые и светские культы».
Исследователи полагают, что ритуалы, включая потребление человеческой плоти, в некоторых местах продолжались вплоть до конца 1970-х, в том числе в небольшой части Новой Гвинеи. Но слово «каннибал» используется с XVII-го века, как общий термин для тех, кого считают «дикарем» или «нецивилизованным». На протяжении веков первоначальному ритуальному значению каннибализма не уделялось должного внимания, в то время как лежащий в его основе дух был демонизирован. Это в свою очередь облегчало якобы цивилизованному Западу проецировать людоедский подтекст в рамках своего общества на «дикарей».
Каннибальское послевкусие
Многие западные мифы, сказки и традиции, в том числе, христианский обычай Причащения, оставляют людоедское послевкусие. Между тем, ряд современных книг, фильмов и телевизионных шоу, таких как, «Настоящая кровь» и «Сумерки», которые, в частности, сконцентрированы на вампирах, по сути, подпитывают и отражают возрождение интереса к концепции поедания человеческой плоти.
Выставка приводит убедительные доводы в пользу понимания увлечения каннибализмом как реакции на современные сейсмографические события, такие как медицинские инновации, которые выводят к самым границам между двумя телами. Это и пересадка органов, и генетические манипуляции, и гестациозное суррогатное материнство. На этом фоне появляется чудовищный сексизм, расизм и потребительские тенденции.
«За кумулятивным появлением в современном искусстве каннибальской метафоры скрывается отсутствие единства с телом и его возвращение в качестве съедобной мякоти», - сообщил куратор выставки Жанетт Цвингенбергер.
Хотя эта тема - достаточно серьезная, она легко переводится в шутку. Владелец галереи «me Collector's Room» и коллекционер доктор Томас Ольбрихт пристрастился к сбору исторических юмористических открыток о каннибалах. Среди них есть одна, которая изображает шаблонных язычников, присматривающихся к тощему западно-европейцу, как на «легкий ланч». Другая открытка показывает в карикатурном виде каннибалов-поваров с фразой: «Мы полагаемся на ваш хороший вкус».
Ольбрихт и сам шутит по поводу поедания плоти. Пригласив прессу на предварительный просмотр кровавой выставки, он язвительно улыбнулся и сказал, что в дополнение к красному вину также будет «фарш» для гостей, вероятно, ссылаясь на немецкого каннибала Армина Майвеса, осужденного в 2006 году за убийство и съедение берлинского жителя.
«All Cannibals?»: me Collectors Room, Карин Шульце, 31.05.2011
Комментарии