Египет после Мурси: энтузиазм и беспокойство

Свержение Мохамедa Мурси в Египте одновременно радует и беспокоит меня.

Восторг легко объяснить. Крупнейшее политическое волеизъявление в истории свергло высокомерных исламистов Египта, правивших с почти полным пренебрежением ко всему, что не способствовало укреплению их власти. Исламизм, стремление применить средневековое исламское право и единственное значительное радикальное утопическое движение в сегодняшнем мире, получили беспрецедентный отказ. Египтяне проявили небывалое воодушевление.

В 2011 потребовалось 18 дней, чтобы свергнуть Хосни Мубарака, а сейчас – всего 4 дня, чтобы свергнуть Морси. Соответственно и количество жертв было меньше: тогда 850, а сейчас – всего 40 убитых. Правительства западных стран (и, прежде всего, администрация Обамы), полагавшие, что они встали на сторону истории, помогая режиму Мусульманского братства, оказались в небывалом затруднении.

Мое беспокойство является комплексным. История показывает, что власть радикального утопизма длится до тех пор, пока не приходит беда. На бумаге, фашизм и коммунизм выглядят привлекательно, но реалии Гитлера и Сталина дискредитировали и сделали маргинальными эти движения.

В исламизме начался тот же процесс: перелом произошел с гораздо меньшими разрушениями, чем в двух предыдущих случаях (исламизм еще не убил десятки миллионов) и с гораздо большей скоростью (годы, а не десятилетия). В последние недели  мы стали свидетелями трех отказов от исламских правлений подряд :  демонстрации по всей Турции, вдохновленные протестами в парке Гези, победа наименее жесткого  исламиста на иранских выборах 14 июня, и текущее беспрецедентно массовое восстание против Мусульманского Братства на площадях вдоль реки Нил.

Однако я боюсь, что торопливое свержение правительства Мусульманского Братства военными будет способствовать реабилитации исламистов.

В Египте полный бардак. Отношения между сторонниками и противниками Мусульманского братства уже стали насильственными и грозят ухудшиться. Коптов и шиитов убивают только за их принадлежность.  На Синае анархия. Алчное и некомпетентное военное руководство, которое порочно управляло Египтом из-за кулис с 1952 по 2012, снова у власти.

Но худшие проблемы - экономические. Денежные поступления от работающих за границей сократились после переворота в соседней Ливии. Диверсия на газопроводе, через который природный газ поступал в Иорданию и Израиль, перекрыла и этот источник дохода. Туризм совершенно рухнул. Малопродуктивность означает, что стране, производящей углеводороды, не хватает горючего для тракторов, чтобы те работали на полную мощность. Фабрики социалистической эпохи выпускают потоком товары низкого качества.

 Египет импортирует около 70% необходимых продуктов питания и быстро истощает свои запасы твердой валюты для оплаты пшеницы, пищевого масла и других товаров. На горизонте маячит голод. Если иностранные державы не будут субсидировать Египет десятками миллиардов долларов в год в течение неопределенного срока, что совершенно невероятный сценарий, голод окажется неизбежным. Уже сейчас каждая седьмая семья урезает свой рацион.

Над всеми этими опасностями нависает еще одна:  эфиопское правительство, пользуясь слабостью  Египта, объявило несколько недель назад о начале строительства плотины на Голубом Ниле, что может повлечь за собой сокращения поступления воды в Египет с 55 миллиардов кубометров до 40 млрд, что будет иметь неимоверно негативные последствия для жизни в стране, известной как Дар Нила

Поскольку грядут такие экономические бедствия, будет напрочь забыт годичный период исламистского правления Морси & Кo., которые многое сделали для усугубления этих проблем, и тот, кто унаследует правление, примет на себя вину.  Другими словами, трудности, через которые египтяне прошли и через которые им еще предстоит пройти, могут оказаться напрасными.

Кто знает, возможно, они от отчаяния снова обратятся к исламистам, чтобы те вытащили их из их будущих затруднений.  Помимо этого короткое время правления Мусульманского братства означает, что другие мусульманские народы также ничего не получат, как им бы хотелось, от тяжелого опыта Египта.

По другому поводу Ли Смит из Института Гудзона сделал предположение, что новые правители Египта могут посчитать, что короткая война с Израилем – единственный способ "объединить страну и получить деньги для Египта от международного сообщества, которое поспешит стать брокером мира", а также "вернуть Египет на прежнее важное место" на Ближнем Востоке. Такая война, скорее всего, не достигнет ни одной из этих целей: египетские войска, вероятнее всего, будут разбиты, оставив страну еще беднее и слабее, но такую ​​возможность нельзя сбрасывать со счетов. Египетское военное руководство уже неоднократно ввязывалось в безрассудные авантюры против Израиля.

Короче говоря, моя радость по поводу ухода Морси, сполна компенсируется моим беспокойством по поводу того, что уроки его неправильного правления не будут усвоены.

Даниель Пайпс – президент ближневосточного форума.

_________________________________________________________

 

Обновление 4 июля, 2013: Гилель Фриш из Университета Бар-Илан (Израиль) идет еще дальше, не находя никакой радости, а одни беспокойства. Он утверждает, что Морси следовало позволить отработать свою полную каденцию в должности и провалиться. В такой момент на слабого президента, управляющего даже еще более слабым государством, можно оказать давление, чтобы еще раз провести демократические выборы. Вашингтон мог бы оказать давление на правительство Египта с целью провести свободные выборы в такой ситуации, напомнив Морси, что прекращение американской финансовой и технологической помощи может вызвать крах  Египта. Мусульманское братство в крупнейших и наиболее важных арабских государствах, было бы изгнано из правительств.

Вместо этого, огорченные сторонники Мусульманского братства и других салафистских группировок (а на более поздней стадии - молодежь в Тамароде, узнавшая, что ее снова обманули) могут извлечь совершенно другой, зловещий урок, данный в других революциях:  усекновение голов потенциальных контрреволюционеров, от чего они  сами воздержались после свержения Мубарака.

http://www.danielpipes.org/13051/egypt-after-morsi