Разжигание через фальсификации. К набросу об «усыновлении русских сирот в Чечню»

На модерации Отложенный

Все слышали про скандальное интервью Павла Астахова, в котором он заявил, что намерен договориться с Рамзаном Кадыровым о том, чтобы отправлять сирот из Петербурга на усыновление в Чечню? Я об этом узнал из «Газеты.Ру», из «Росбалта» и многих других источников. Цитирую:

«Павел Астахов сообщил репортёру «Росбалта», что договорится с Рамзаном Кадыровым о передаче петербургских сирот в Чечню. Главный защитник российских детей предложил вместо иностранного усыновления, запрещённого законом Димы Яковлева, стимулировать вывоз детей на Кавказ. При этом в отношении государственных служащих, например, директоров детдомов, которые будут противиться этому, из уст Астахова прозвучала угроза.

«В Москву приезжают забирать детей из провинции, потому что тот же Ткачёв платит очень серьезные деньги усыновителям. А у нас нет ограничений по территориям, поэтому можно в любой субъект федерации приехать и взять детей. Мы вот с Рамзаном Кадыровым договоримся, привезем в Петербург чеченских родителей, возьмём петербургских сирот.

Между прочим, в Чеченской республике при ноле отказов от новорожденных число детей-инвалидов в два с половиной раза выше, чем по России. И от них никто не отказывается, их все воспитывают. И не ноют по поводу того, что наши не хотят брать, ах-ах, иностранцам запретили. Можно ныть до бесконечности об этом, нойте дальше. А те, кто ноют, обладая полномочиями, и не выполняют свои обязанности, с них будет другой спрос», — заявил Астахов.

Любопытно, что Астахов ничего не сказал о причинах фиксации высокого уровня инвалидности на Кавказе. Специалисты полагают, что дело может быть в коррумпированности местных социальных органов, которые за взятки выдают пособия по инвалидности, на которые живут сотни тысяч жителей Кавказа».

Ужас, да? Комментарии соответствуют: «Давай, Паша, строгай шахидов», «Это же надо так ненавидеть свой народ, чтобы до такого додуматься?», «У Паши вся семья за пределами России, ему нечего здесь терять», «Когда смотрел час суда, не думал, что он такая мразь», «тварь какая, а, кто ему вообще детей может доверить, это же и есть самый натуральный педофил». Ну и так далее.

На «Росбалте» под этой статьей есть ещё и видео, где Павел Алексеевич действительно произносит всё, что выше процитировано.

Вот видео меня и насторожило.

Во-первых, уж очень аккуратно довольно эмоциональная речь Астахова была вырезана из контекста. А между тем такая эмоциональность может быть только вызвана чем-то раздражающим.

Во-вторых, меня насторожили некоторые фразы, сказанные Павлом Алексеевичем, и которые могли быть только ответом на некую реплику его собеседников. Например: «...не ноют по поводу того, что наши не хотят брать, ах-ах, иностранцам запретили...»

То есть Астахов критиковал кого-то за плохую работу по усыновлению и отмазки типа «запретили иностранное усыновление, а наши — не берут».

В общем, мой внутренний детектор лжи взвыл, как сирена во время воздушной тревоги.

Я немедленно совершил попытку связаться с пресс-службой Павла Алексеевича. Должен сказать, что давно не видел такой слаженной работы в коллективе пресс-службы — до 12.00 ни один телефон мне так и не ответил. Впрочем, баранье упрямство — это как раз добродетель в нашем случае. И она была вознаграждена.

Пресс-секретарь Павла Алексеевича дал следующий комментарий:

«Он приводил в пример несколько регионов, в том числе и Чечню, и Краснодарский край. Там Ткачёв выделяет финансовые средства, социальную помощь этим семьям — приемным и многодетным. И там ситуация очень такая — положительная. Положительная динамика. Павел Алексеевич был и в Чечне с проверкой региона. И какая ситуация там, мы тоже писали, и он говорил неоднократно: там в силу национальных традиций, менталитета не принято, чтобы дети были беспризорные. Там фактически нет отказов. А у нас, знаете, сколько отказов по России? А там нет отказников. Там единственный на всю республику детский дом, который скоро закроют за ненадобностью.

И он в контексте сказал, что у нас в разных регионах — разная ситуация.



И он для примера сказал, что «вот я с Рамзаном Ахматовичем договорюсь». Как таковой нет никакой договоренности. Никто не собирается грузить питерских детей в вагон и отправлять в Чечню».

Проще говоря, дело было так.

1) В ответ на претензии уполномоченного по правам ребёнка по поводу слабой работы по передаче сирот в приемные семьи ему начали жаловаться на невозможность ведения такой работы в условиях отказа от американского усыновления.

2) Подобная находчивость вызвала у уполномоченного по правам ребёнка справедливое негодование и желание потыкать в нос чиновникам от сиротства примерами, доказывающими порочность и непрофессиональность их позиции.

Теперь, после того как мы выяснили, «кто на ком стоял», я хотел бы обратиться к своим коллегам-журналистам, создавшим наброс, к авторам ролика на Ютубе с аккуратно вырезанной речью Астахова, к журналистам изданий, перепечатавших все это, к блогерам, которые все это разнесли по сети, как собаки репей.

Вы зачем в школе русский язык учили? Чтобы врать?

Вам зачем высшее образование на журфаках давали? Чтобы вы народ, который эти журфаки построил, оплатил и содержит, за нос водили?

Вам за что зарплату платят? За то, чтобы набивать людям голову своим озлобленным бредом? Чтобы делать из людей параноиков?

Вы зачем пытаетесь манипулировать породившим вас народом?

Вам никто не говорил, что доступ к образованию — это не дворянская грамота? Вам на журфаках не объясняли, что журналистика, как и все интеллигентские профессии, — это служение народу, а не возможность забраться народу на загривок и кататься на нём туда, куда вам хочется?

Обязанность журналиста перед читателем заключается в донесении до него правдивой информации, чтобы читатель, основываясь на ней, мог свободно принимать решения и формировать свою точку зрения на действительность. Здесь ключевые слова — «правдивая» и «свободно». Потому что второе не бывает без первого. «Veritas libertat» — истина освобождает. Вы имеете право предложить своё толкование реальности, но не имеете права обманом его навязывать. Этим вы лишаете своего читателя — то есть народ — возможности свободного выбора. То есть лишаете свой народ свободы. То есть превращаете его в подневольный скот, который желаете пасти и стричь.

Знаете, как в римском праве наказывали римского гражданина, незаконно порабощавшего своего соотечественника? Знаете, как наказывали в древнем Израиле за незаконное обращение в рабство? Вам не рассказывали, что полагалось за незаконное обращение в раба в Древних Афинах?

Смерть.

В военное время таких «информаторов» отправляли к стенке.

Сейчас, слава богу, полчища у стен Москвы не стоят, и времена никак не древние. Однако мне кажется, что, по крайней мере, одну смерть вы всё же заслужили — профессиональную.

Вот тут можно связаться с редакцией «Газеты.Ру».

Вот тут с редакцией «Росбалта».

Полагаю, что читателям есть что сказать.

P.S. Виктора Мараховского

Ввиду очередного витка кампании на тему «отделим же, наконец, Кавказ» наброс, описанный коллегой, не является последним. Фабрикация «разжигательных» новостных поводов продолжится: если разговаривать с отечественными крупными чиновниками на любую так называемую «спорную тему» достаточно интенсивно — рано или поздно кто-нибудь со свойственной крупным чиновникам корявостью ляпнет что-нибудь, что можно будет нарезать и подать. Илиесли даже не ляпнет — можно будет что-нибудь нарезать постфактум.

Однако дело тут не только в централизованной кампании. Дело ещё и в обычном отсутствии у рядовых медиаработников умственной самостоятельности. Критический взгляд у подавляющей массы так называемых«манипуляторов», о которых пишет коллега, отсутствует напрочь. То есть никакие они не манипуляторы, а обычные марионетки, воспроизводящие заданные им интонации и мемы с лёгкостью перепоста.

И вот эта безмозглая «культура перепоста» — она, уважаемые читатели, сама по себе опаснее любых медиакампаний. И с ней тоже придётся бороться.