Хан на Московском престоле
На модерации
Отложенный
Историческая правда всегда получается богаче мифа. В мифе всегда есть "белое" и "чёрное", всегда есть "наши" и "поганые".
А вот в реальных находках есть всё — и позор, и слава, и бесчестие, и подвиг.
Есть и простые человеческие судьбы, которые вдруг позволяют по-новому взглянуть на историю целых народов.
Любой человек, интересующийся русской историей, знает о победе Дмитрия Донского над Мамаем на Куликовом поле.
А каков был он, этот легендарный Мамай?
Для русских он — враг, побеждённый в сражении. Для крымских татар — герой, восставший против власти золотоордынских ханов.
Уроженец Старого Крыма (Солхата), мятежник-татарин, убитый Тохтамышем.
И вот, в конце ХХ веке ведущий научный сотрудник Государственного Эрмитажа, доктор исторических наук, руководитель Старокрымской археологической экспедиции Марк Крамаровский раскапывает в Старом Крыме могилу Мамая.
И вот тут два образа сходятся вокруг реального захоронения реального исторического деятеля, а не "лубочного" врага / героя.
Исторический миф, как он есть. Пересвет и Челубей.
Марк Крамаровский так напишет чуть позже о своей находке:
"Археологи знают, что раскапывать мусульманское кладбище – дело скучное. Обряд не предусматривает захоронения с мусульманином каких-либо ценностей. Однако наше терпение и любопытство были вознаграждены. Мы наткнулись на необычное мужское захоронение. Исследование останков атлетически сложенного человека, плит из его захоронения дали основание сделать вывод, что это могила самого Мамая."
Казалось бы, вах! Татарам надо возрадоваться, что найден герой татарского народа, тёмник и бекляри-бек Мамай!
Но некоторым татарам такой реальный Мамай совершенно не понравился. Ведь, кроме атлетического телосложения Мамай ещё и оказался ростом... около 1 метра 47 сантиметров.
Герой. Реальный герой.
Но раскопки в Старом Крыму показали и куда большие сюрпризы.
Крым всегда был "цивилизационным клапаном" для причерноморских степей. Любой народ, который попадал в Крым, потом с трудом мог выбраться наружу, в негостеприимную степь.
Такая участь постигла скифов, которые оставили степи сарматам и предпочли селиться у северных отрогов Крымских гор, оставив нам на территории Симферополя руины своей столицы — "Неаполя Скифского".
Именно в Неаполе Скифском мы смогли позже найти барельефы с изображением реальных скифов:
Такая же участь потом, вслед за скифами, постигла и готов, которые "свалились" в Крым с севера, спасаясь от набега гуннов на их поселения в Причерноморье. Готы, разрушив Неаполь Скифский в III-IV веках нашей эры, сами остались в горном Крыму.
Именно с готами связана история горных городов Крыма — Эски-Кермена, Мангуп-Кале, Чуфут-Кале и других.
Готы организовали в Крыму свою державу — княжество Феодоро, которое оказалось в итоге зажатым между генуэзскими колониями южного берега Крыма и Крымским ханством.
Но куда потом подевались готы?
Частично их следы можно видеть и сейчас в крымских татарах — среди них есть высокие, голубоглазые и рыжеволосые люди.
Но интересен и "северный след" крымских готов.
В конце XIV века купеческая семья Гавросов переселяется из княжества Феодоро в Москву. Южные Гавросы в северных краях ожидаемо превращаются в... Ховриных из Феодоро. Их вероятный родоначальник, Кузьма Коверя (Ховрин, Гаврос) был в числе гостей-сурожан у Великого князя Дмитрия Донского, того самого, который победил Мамая на Куликовом поле. Затем Ховрины полностью интегрируются в московскую жизнь и, более того, становятся наследственными казначеями Московского княжества. Семьёй Ховриных был основан Симонов монастырь. Cпустя более полутора столетий после выхода на Русь их родословие со ссылкой на некоего князя Стефана Гавроса, который пришел к Дмитрию Донскому, было составлено одним из Ховриных и внесено в «Государев Родословец». Ну а в XVI веке единая семья Ховриных разделились уже на совершенно обрусевшие и потерявшие даже намёки на "южный след" роды Головиных и Третьяковых.
Ну а потом уже мой дедушка, по фамилии Головин, снова приезжает из северных краёв на Малороссию, которой ещё предстоит стать Украиной, находит здесь мою бабушку, в девичестве Рипях, и протягивает через мою маму ниточку ко мне.
У которого по папиной линии есть бабушка-донская казачка с фамилией Тимохина. Из наших, из хазар. Ну и дедушка с греческой фамилией. которая в переводе на русский означает "Виноградов".
Но фамилия эта, в отличии от "русских" Головиных, совершенно не "греческая", а... курская!
Даже село с таким названием до сих пор есть возле Курска.
Вот такая, понимаешь, историческая загогулина.
Ну а кто смог догадаться о моей фамилии — тот молодец и умница.
Поэтому, надеюсь, что мой рассказ о хане на московском престоле не соберёт снова в комментариях радетелей за "чистоту расы" или за "чистоту веры".
Ибо последнего князя княжества Феодоро звали Кемаль-бей, а при раскопках в Старом Крыму Марк Крамаровский нашёл христиан, мусульман и иудеев, которые мирно и тихо лежали на соседних кладбищах. В десятке метров друг от друга.
Невозможно написать историю России без христианства.
Но и без ислама её написать — тоже никак не получится. Будут всюду торчать недосказанности.
И одна из таких недосказанностей — касимовские татары.
Вот карта этих "исламских княжеств Феодоро" в самом центре самой сердцевины русских земель:
Все эти княжества основаны татарами-мишарями.
Мишари — такая же загадка истории, как и хазары.
Есть теория о том, что мишари произошли путём исламизации и тюркизации местного финно-угорского племени мещера. В честь этого племени и татар-мишарей и получило своё название местность Мещера, которая включает в себя восток Московской области, юг Владимирской и Рязанскую область.
Сами татары-мишари считаю, что они произошли от потомков Золотой Орды, попав в леса рязанщины с юга.
Однако интересна и ещё одна версия происхождения татар-мишарей.
Самоназвание этой группы — можары или маджары.
И как они живут там, на своей Угорщине Мещерщине? Родственники ли они "маджаров", которые ушли из поволжских степей за Дунай? Родственники ли они хазар, которые растворились в Золотой Орде?
Трудно сказать. Ведь равнины Мещерской низменности — это отнюдь не удобный изолят Крымского полуострова, с которого никому не удавалось сбежать. Тут нет тёплого моря с трёх сторон и узкого перешейка суши с севера.
Мещерская низменность открыта со всех сторон — для всех и вся.
Проследить историю мишарей назад, в прошлое, очень трудно. Можно лишь сказать, что по археологическим находкам предки татар-мишарей пришли под Рязань и Москву откуда-то с юга. Скорее всего — из низовий Волги. Именно из той местности, где у нас и расположено туманное прошлое "хазар", "гуннов", "чёрных клобуков" и остальных народов, которые пытались тут строить альтернативную великорусской государственность, но так и не смогли её выстроить.
Однако следы этого строительства остались повсюду на территории современной "серединной русской земли".
Вот минарет и мечеть в Касимове. Точнее — в Ханкермене (сравните с крымским Инкерманом):
А Касимов — это всего 280 километров от Москвы. До Киева же от Москвы — 880 километров. Ну, или — 530 километров до Великого Новгорода, если что.
Причём, если вы думаете, что "закончилась Золотая Орда — и закончились и татары-мишари", то вы глубоко ошибаетесь.
"Официально" иго Золотой Орды для Москвы заканчивается после "стояния на Угре".
Именно это сражение между ханом Большой Орды Ахматом и великим князем Московским Иваном III в 1480-м году окончательно завершает позорную выплату дани и получение "ярлыков на княжение" в Золотой Орде для русских князей.
Ведь Куликовская победа Дмитрия Донского над тёмником Мамаем ничего в итоге для великорусского проекта объединения земель не решает — уже через два года, убив Мамая в его родном Солхате, новый хан Золотой Орды — Тохтамыш с молчаливого согласия Дмитрия Донского сжигает и грабит Москву.
И лишь через 100 лет в "стоянии на Угре", выполненном пусть и без блеска, натиска и манёвра Куликовской битвы, но зато по всем правилам блокады, Иван III кладёт конец зависимости от Орды.
Но — при этом история "Касимовского ханства" после 1480-го года только начинается!
Ханство спокойно просуществует ещё целых 200 лет, вплоть до 1681 года. В позднейших источниках его будут называть "формальным образованием", однако это не совсем так. Несмотря на то, что официально касимовские ханы присягают Москве, Ханкерман сохраняет все признаки средневекового независимого государства.
В ханстве была своя система налогообложения и канцелярии, которая была очень развитой. Налоги собирались в пользу хана, а отнюдь не от имени московского князя. Основная масса податного населения состояла из торговцев, ремесленников, мелких землевладельцев и крестьян. Существовала рента продуктами и отработка.
В состав привилегированного сословия входили аталыки (уважаемые и почитаемые люди), имильдаши (дети князей), казыи (судьи) и... казаки (военное сословие).
Кроме того, ещё в XVI веке в Касимове абсолютно легально действовал... рынок рабов. В 300 километрах от Москвы, если что.
Рабы (чура), хоть и использовались ограниченно, но состояли в основном как раз из русских и мордовских людей.
Существенную роль в экономике ханства играли: земледелие, бортничество, пушная охота и рыболовство.
Кроме того, ханство производило вино, кожевенные изделия, воск, добывало соль и золото.
Однако самый большой исторический казус случился чуть позже, во времена Ивана IV, внука Ивана III, прозванного ещё "Грозным".
Историки обычно любят красиво обойти этот исторический факт, предпочитая дать какие-то невнятные объяснения типа "бес Ивана попутал", "да понарошку всё это было", но факт есть фактом.
В 1575 году по желанию Иоанна Грозного крещёный татарин и хан касимовский Симеон Бекбулатович венчан был на царство, как Царь «великий князь всея Руси», а сам Иоанн Грозный назвался Иваном Московским, уехал из Кремля и стал жить на Петровке.
Свадьба Симеона Бекбулатовича.
В альтернативной же, параноидально-тёмной версии жизни Ивана Грозного, образ Симеона Бекбулатовича сейчас модно сравнить с "дедушкой Калининым" или "президентом Медведевым", как пример царя, который был посажен "властвовать, но не править".
Однако, по факту, скорее всего, историческая роль Симеона была гораздо интереснее.
Симеон Бекбулатович был... правнуком хана Ахмата. Того самого, которого заставил стоять на Угре дедушка Ивана Грозного — Иван III.
Саин-Булат хан, а именно так звали Симеона до крещения, был преданным вассалом Ивана Грозного, и именно под этим именем участвовал в Ливонской войне, руководя татарской конницей.
К 1575 году, когда случилось венчание Симеона на царство, Московское княжество уже успешно разбило в длительной борьбе Казанское и Астраханское ханства и вело малоуспешную борьбу с Крымским ханством.
Казань и Астрахань, несмотря на официальную присягу Москве, по-прежнему были лишь "присоединёнными территориями", которые при первой возможности могли восстать против власти Москвы.
А тут ещё и неудачи в борьбе со Швецией, Польшей, Литвой и очень опасным Девлет Гиреем, крымским ханом.
В такой ситуации Саин-Булат хан, будучи номинально прямым потомком Чингизидов, оказывался козырной картой для примирения разновекторных интересов Казани, Астрахани и Москвы.
Вроде как и потомок Чингиз-хана — но при этом православный.
Вроде бы и касимовский хан — но при этом «великий князь всея Руси».
Ну а то, что Иван Грозный остался лишь "Иваном Московским" отнюдь не помешало ему продолжать отбирать власть у бояр, знатных родов и земли у монастырей.
Чингизид ведь у нас «великий князь всея Руси», а не я.
Татары потом будут идти с русскими бок о бок. Частью крещёные и обрусевшие, а частью — и полностью сохранившие и веру, и уклад, и язык.
Как шли потом бок о бок с русскими и греки-готы Гавросы, Ховрины, Головины.
Как стал великим русским писателем потомок татарских мурз Александр Куприн.
В битве при Конотопе, в сражении с малороссийской фрондой, татары будут воевать с обеих сторон.
В армии князя Куракина, на стороне русских, будут биться и полягут почти полностью 329 конных мурз и татар из касимовских и шацких краёв.
В армии сепаратистов Выговского будут сражаться 30 000 татар из ногайской, буджакской и азовской Орды, будут биться 240 турецких янычар и 3000 наёмных польских хоругвей.
Самих "малороссийских полков" под Конотопом будет лишь 16 000 человек, что несколько омрачит славную победу "украинцев над москалями".
Это случится ещё через сто лет после Ивана Грозного и Симеона Бекбулатовича, в 1659 году.
И Касимовское ханство всё ещё будет под Москвой.
Наверное, не всё так просто было и с Куликовской битвой, которая произошла за 100 лет до событий на Угре.
Ведь стандартное описание "справа — русские, а слева — татары" тоже грешит однобокостью "Сказания о Мамаевом побоище", которое было написано через 300 лет после событий битвы, когда русские уже бились с русскими под Конотопом.
И снова на арене — Пересвет и Челубей.
Итогом Куликовской битвы был не разгром войск Орды, а окончание междоусобицы на юге, приход к власти Тохтамыша и разгром Москвы в 1382 году.
А Орду разбили совсем с другого направления. С юга. И сделал это не Дмитрий Донской, а среднеазиат Тимур. Вот такая, понимаешь, историческая загогулина.
Ведь история — это не извечная борьба бобра с ослом добра со злом.
История — это живые люди в реальных исторических ситуациях. Это — исторический Мамай, коренастого сложения, но "метр-с-кепкой" ростом.
Это всегда несколько точек зрения.
Просто татарская точка зрения на Куликовскую битву к нам не дошла.
Ведь в итоге в забеге победили русские. И добрались-таки через 400 лет и до Крыма, и до потомков Девлет Гирея.
Ну и по славной цивилизационной традиции — так в Крыму и остались. Вместе с татарами.
Комментарии
Комментарий удален модератором