Давайте споём! А что?

Память сохранила много эпизодов детства, связанных с песней. Вот один из них. Пионерский лагерь имени Олега Кошевого в  Икрянинском районе Астраханской области. Ежедневно после завтрака, когда мы дружно выходим из столовой, слышим из громкоговорителя  музыку, песни. Семикласснику Гене почему-то сразу запали в душу «Тёмная ночь» и «Три года ты мне снилась». И голос незнакомого певца – добрый, душевный, человечный. Позже узнал  имя – Марк Бернес. Любимыми композиторами стали Э. Колмановский, А. Островский, А. Пахмутова, М. Фрадкин, О. Фельцман, Я. Френкель, Е. Мартынов и многие другие. Любимыми певцами – М. Бернес,  В. Трошин, Ю. Гуляев, Ю. Богатиков, И. Кобзон, Э. Хиль, М. Магомаев, Г. Великанова, М. Кристалинская, Л. Сенчина и ещё много-много других…

 Шли годы. Грампластинки на старой радиоле «Жигули» сменились  катушечными магнитофонами «Романтик» и «Орбита», позже появились видеокассеты с записями новогодних «Песен-1986-1989».

Люди моего поколения с самого детства всё время что-нибудь пели. Пели в школе и пионерлагере. Пели в студенческих нехитрых застольях, в стройотрядах и турпоходах. Пели в поездах и электричках. Пели на коротких привалах в геологических экспедициях и в долгих океанских рейсах. Песня была постоянным элементом  повседневного быта, необходимым  средством общения. А какие песни приходили к нам прежде с киноэкрана, сразу же становясь общеизвестными и любимыми! 

Но постепенно всё это как-то незаметно прекратилось.  Сколько  сейчас убогих мелодий и текстов, называемых песнями! И поют их почему-то не люди с человеческими именами, а с какими-то странными псевдонимами:  Виагра, Жасмин,  Шнур, Тату, Беретта, Максим …

Теперь народ не поёт, а только слушает дурные голоса и примитивные пошлые тексты.

 На протяжении многих месяцев в «Литературной газете» шла дискуссия о современной песне. За это время  было опубликовано двенадцать статей известных писателей, поэтов, бардов, профессиональных музыкантов, обнародованы десятки мнений читателей, сотни откликов появились на сайте. Не очень-то они между собой различались, лишь дополняя и углубляя друг друга; спора, как такового, не было. Что вполне понятно: вся дискуссия – это реакция на бессовестную халтуру, которая заполонила ТВ, концертные залы, журналы и музыкальные магазины. Халтуре со страниц «ЛГ»  в глаза прямо было сказано, что она - ХАЛТУРА.

 Заявленная тема оказалась настолько широкой, что она тут же была разложена на многие составляющие: авторская песня, романс, шансон и т.д. Каждый говорил о своих пристрастиях. И всё-таки очевидно, что основой была массовая песня прошлых лет, русская советская песня.

 Не только  лирическая песня, которая пелась и поётся легко и непринуждённо в любой компании, но и песни, подчас идеологизированные, но созданные на таком высоком художественном уровне и звучавшие с таким подъёмом, что многим нынешним  поклонникам поп-культуры не   понять и не осилить природу их всенародного воздействия.

 Дискуссию открыл Юрий Поляков статьёй «Песней – по жизни».  Давно замечено, - писал он, - что у каждого времени – свои песни. «Песня о встречном» («Не спи, вставай, кудрявая…») могла быть сочинена только на заре советской эпохи, а вот «Песня про зайцев» («А нам всё равно…») – только на закате. Перепутать невозможно.

 Однако песня, резонно заметил писатель, – не только голосистый свидетель эпохи, она - мощнейший инструмент формирования общественного сознания, выстраивания системы нравственных ценностей и жизненных ориентиров. «Перепахать» человека, причём почти незаметно для него самого, может не только книга, но и песня. Скажи мне, что ты поёшь (или напеваешь), – и я скажу тебе, кто ты. Вся страна не просто так подхватывала: «Первым делом, первым делом самолёты…» Люди и в самом деле ставили общую задачу, в данном случае победу в войне, выше личного обустройства. И как бы сегодня над этим ни издевались наши телевизионные витии, народ в своей коллективной мудрости оказался прав: без общей победы над фашистами не было бы частного счастья.

 Что сыграло большую роль в деле Победы над фашизмом – «Т-34» или «Вставай, страна огромная!», – вопрос спорный. Думается, что «ярость благородная», которую поднимала в людских душах эта замечательная песня, вполне сопоставима с мощью военной техники.

 А что сегодня? Достаточно включить телевизор или радио, чтобы в течение пяти минут оказаться в мутном потоке вроде: «Ла-ла, ла-ла, ла-ла, танцуют звёзды и луна, а ты опять сидишь одна, а ты всё смотришь из окна»; «Ты любишь земляничку, а я люблю клубничку...»; «Пошлю его на... небо, за звёздочкой, конечно...»; «Ах, Юра, Юра, Юра, я такая дура, я такая дура, что открылась тебе»;  «Ты меня любишь?» – «Ага» – «Ты со мной будешь?» – «Ага»; «Что ты выберешь сейчас, станешь ли моим на час?»... 

 Жизнь не терпит пустоты. После изгнания с эстрады советских песен  пустоту стали заполнять нынешние  «фабриканты». Фабрика игрушек штампует пластмассовых пупсов, а «Фабрика звёзд» – попсу.  Как-то не хочется подпевать безликим её солисткам. Недаром в народе они получили меткую кличку: «поющие трусы».

 Когда известных музыкантов спросили, какие песни достойны войти в телепередачу «Песня-2001», ответы прозвучали убийственные. Н. Богословский: «То, что я слышал, находилось вне категории вкуса». В.

Шаинский: «Все песни, услышанные в этом году, запомнились своей незапоминаемостью, дикостью...» В. Дашкевич: «В этом году никто ни одной песни у нас в стране не сочинил... Я бы назвал эту ситуацию песенным Чернобылем».

Попса, блатняк (под видом шансона), псевдонародная песня вперемешку с западным непотребством МузTВ день и ночь утрамбовывают мозги народонаселения, превращая страну в «Архипелаг Гуляк» (А. Башлачёв).

 На нашей эстраде можно хрипеть, сипеть, орать, пищать, верещать, шептать – только не петь. Для всех «крикунов» и «шептунов» нашлась своя ниша. И только для настоящих талантов, которые могли бы украсить нашу сцену, места нет, их со сцены просто выдавливают.

 В эфире многих отечественных радиостанций - «русский шансон», как бы пришедший на смену авторской песне. Однако то, что рекламируется и тиражируется повседневно под маркой «Русского шансона» сегодня, – как правило,  приблатнённые пошлые тексты на грани фола типа: «Ты бродяга и вор, а папа мой прокурор, – я тебе не пара» или: «Я танцую пьяный на столе, дуба-дуба-е». 

На каких слушателей рассчитаны эти шедевры, проповедующие пьяную гульбу, воровство и насилие? На братву? Складывается впечатление, что большинство населения нашей страны – это блатари и бандиты, а не честные труженики, горбатящиеся на благо России. Как справедливо заметил в своей статье Юрий Поляков: «С разными песнями идут по жизни по-разному: с «Муркой» – в одну сторону, а с «Монтажниками-высотниками» – в другую». Чего ждать от детей и подростков, которые наслушаются таких песен, а впоследствии станут «отморозками»? Нас что, приучают жить по законам блатной зоны, чтобы потом посадить сверху пахана?

 Не лучше обстоит дело и с нашей современной официальной эстрадой, где гламурные звёзды пляшут на сцене, открывая рот под фонограмму. Этим песням не только подпевать не хочется – их слушать нелегко.

Что касается авторской песни, стремительный взлёт которой  в 60-е годы прошлого века был связан с именами Б. Окуджавы, А. Галича, В. Высоцкого, Ю. Визбора,  М. Анчарова, то с уходом из жизни первого поколения авторов, которые были прежде всего поющими поэтами, и она терпит жесточайший кризис.

То, что сегодня называют авторской песней, - с тревогой пишет известный бард А. Городницкий, - за редким исключением никакого отношения к поэзии не имеет. Это – самодеятельная эстрада, в массе своей отличающаяся от профессиональной только более низким исполнительским уровнем.

 Если авторов первого поколения выделяли яркая творческая индивидуальность и высокая гражданская ответственность, то нынешние склоняются к «развлекаловке».

Никогда ещё за всю историю отечественной эстрады у нас не было на сцене такого количества безголосых и бездарных певцов.

 Почему у нас расплодилось так много дилетантов? В любой области ценится профессионализм: например, при устройстве на работу в офис могут спросить диплом о высшем образовании, потребовать знания ПК, иностранных языков и т.д. И только на эстраде не нужно ничего, кроме денег и связей. Нет голоса – не беда. На компьютере «вытянут» любой голос. Потом только открывай рот под фонограмму. Даже петь за тебя может совсем другой человек. Один из наших известных продюсеров как-то сказал, что за деньги он может «раскрутить» даже табуретку.

Деньги сейчас решают всё. Если они у тебя есть – ты «звезда». Если много денег – «мегазвезда». Но если денег у тебя нет, ты – никто, несмотря на свой талант. Ты – обречён. Будь ты хоть самим Карузо.

 В нашем шоу-бизнесе считается, что звезду можно сделать за несколько месяцев. Профессиональные певцы сидят без работы, а дилетантов, которых выпускает «Фабрика звёзд», отправляют на гастроли по всей России! Профессиональный певец занимается вокалом как минимум 5–6 лет. Редкий случай, когда голос поставлен от природы, как у Эдит Пиаф, например. Годы учёбы обогащают голос всё новыми красками, обертонами. Он приобретает силу, красоту, богатство и свой особый, неповторимый тембр. Именно по тембру мы без труда узнаём великих певцов.

У нас же «звёзд» выпускают как с конвейера, с лёгкостью необыкновенной выдавая графит за алмазы.

 Личность артиста, его индивидуальность не ценятся. Если ты отличаешься от других, тебе говорят: «Простите, вы – не формат». Любой талантливый человек неформатен, он не вписывается ни в какие рамки.

Артисты старой формации имели в своём распоряжении только голос. Они выходили один на один к зрителю, не прибегая ни к каким спецэффектам. И тем не менее часами держали внимание зала. Сейчас «высокая культура» не нужна. Как сказал телеведущий Александр Гордон: «То, что возвышает душу, сейчас запрещают, а то, что разлагает душу, – разрешают».

 Приведу в заключение статьи лишь один из интернетовских откликов, но весьма характерный: «Наше ТВ нацелено на выполнение главной задачи – поголовной быдлизации всей страны. Этому в полной мере соответствует и эстрадное направление, почему-то называемое песней. Хотя эта карикатура, по сути, является виньеткой центрального направления: скоморошества от Петросяна и Дубовицкой с главными героями – мужиками в юбках. Даже наделённые талантом артисты обязаны представать просто идиотами или рыжими клоунами, на фоне которых придурок ощущает себя кандидатом наук.

Когда-то по средам все в метро читали «ЛГ», откладывая в этот день «Мастера и Маргариту», «Альтиста Данилова». Теперь читают Донцову...».

 

Так что же  споём сегодня? Да что-нибудь из прошлого века или русские народные, когда душа петь просит…