О пропаганде и передергивании
На модерации
Отложенный
Этот материал давно не давал мне покоя
http://maxpark.com/community/4375/content/2038972
Нет-нет, мне сразу было ясно, что его можно рассматривать как пример беззастенчивого манипулирования сознанием, подмены логики эмоциями. Пример, достойный быть помещенным в учебники по политтехнологиям.
Потому что логика здесь такая:
Если в гитлеровской Германии детей учили чистить зубы=>значит, это плохо=>и, следовательно, все страны, в которых детей учат чистить зубы, тоже плохие.
При этом забывается, что зубы чистили в те времена и в США, и в Великобритании. И их средства пропаганды в том же стиле действовали, и даже плакаты выглядели схоже. Мода не знает границ.
И даже небо их мальчишек манило точно так же (из самых знатных титулованных семейств Великобритании молодые люди шли в авиацию, как прежде в кавалерию), и солдат уважали, и фильмы снимали о вечных ценностях. Два режима можно сравнивать по чертам, характерным только для них. Если же эти черты характерны и для других режимов-современников – то это просто черта эпохи.
***
Это мне было понятно сразу. Но совсем недавно, на форуме, в целом очень далёком от политики, мне встретилось обсуждение этого стихотворения, случившееся уже несколько лет назад (поскольку и сам опус не новый, и давно перестал быть сенсацией).
И вот, что я открыла для себя.
Прежде всего, лично я, по невежеству, полагала, что строчка “Пусть мелодия гимна — та же…” однозначно указывает на Россию. Ан, нет! Оказывается, на одну и ту же музыку Гайдна, написанную еще в 1797 году, немцы всё время поют слова Гоффманна фон Фаллерслебена (1841 год), выбирая то один куплет для исполнения, то другой. При Гитлере пели первый, сейчас – третий. Второй особой популярностью не пользуется, поскольку там не об имперских амбициях, и не о свободе-процветании, а всё о вине да о женщинах.
***
А теперь диалог со страниц того форума (орфография, в основном, сохранена):
Globusnik: Примечание для идиотов: данное стихотворение является антисоветским, а не пронацистским.
Lupus: Ни то, ни другое. Это яркая и талантливая иллюстрация инвариантности сознания.
Признаюсь честно, лично мне не пришло в голову рассматривать стих как пронацистскую пропаганду, однако… Продолжу цитату:
Запятой: Антисоветизм я понять могу. Это отдельная тема.
Но в тоже время в этом стихотворении яркими светлыми красками раскрашен фашизм. Вот этого я уже, извините, принять не могу. Это делает меня идиотом?
Нацизм, сама идеология высшей нации и необходимости подчинения все остальных ей, а в будущем и уничтожения всех остальных, когда необходимую работу сделают - ужасна. Гибельна для остальных наций, в том числе нашей. Автоматом, при попытках реализации, влечет за собой смерти миллионов людей.
Очень важно никогда человечеству к этой идее не возвращаться. Вбить в голову всем будущим поколениям, что эта идея плохая, что не надо о ней даже задумываться. Ведь даже один подросток с этой идей в голове – это потенциальные жертвы, взрыв где-нибудь на рынке, забитый битой гастарбайтер и т.п.
Вот таким стихотворением, как это, автор уже ставит под сомнение - так ли был плохо. Более того, оно во всех красках пишет о том, как было хорошо, что важнее - как было "правильно!".
И хотя принято считать сейчас, что свобода слова и идите все в жопу, но я думаю, что если кого-то даже очень тупого это стихотворение подтолкнет к идеям нацизма, то автор несет за это ответственность, то это стихотворение вредное и является пропагандой нацизма.
Вот-вот: яркими светлыми красками. Потому что можно сомневаться (я и сама сомневаюсь), так ли хорошо ходить строем или сливаться всем народом в едином порыве, но упоминаются ведь и вещи безусловно важные и ценные!
И далее:
Запятой: Учат думать книжки с описаниями сражений, тактических ситуаций, точными количествами потерь, правильной постановкой вопросам и отсылками к источникам информации. Без всякой эмоциональной направленности, тупо - вот данные, вот возможные варианты анализа - смотрите, думайте.
А стихи, фильмы книги - они как раз диктуют слушателю точку зрения автора, опираясь на эмоции слушателя. В этом суть пропаганды.
В частности данный стих:
1 уровень
1.
Описываем светлое прошлое в стиле воспоминаний людей с просоветскими взглядами.
2. Описываем очень эмоционально, в светлых красках, чтобы человек вдохновился.
3. В конце облом – оказывается речь о фашизме. И у человек сразу приравниваются патриотические воспоминания о социализме - патриотическим воспоминаниям о фашизме. А, значит, и социализм приравнивается к фашизму.
2 уровень (на который уж вы почему-то не хотите обращать внимания)
1. Если сразу говорить о фашизме хорошо - у человека будет отторжение, поэтому начинаем говорить как будто о чем-то другом. В стиле воспоминаний о Советском Союзе. Будет меньше отторжения, а у кого-то и вообще позитивное восприятие будет.
2. В конце, бац – а речь-то идет о нацизме. И у человека, хочешь – не хочешь, а возникает мысль, а может он не такой уж и плохой был.
И где тут мысли. Где тут анализ, синтез, сбор фактов.
Чистой воды – работа с эмоциями, манипуляция сознанием человека, через его эмоции.
Да-а-а, вот эта самая мысль о скрытой пропаганде фашизма, как-то не пришла лично мне в голову. Но зато пришла другая. Отождествляя фашизм со светлыми песнями и фильмами, с патриотизмом, честью и отвагой, с верной дружбой и чистотой чувств, не пытается ли автор стихотворения опорочить и отвергнуть все эти понятия… как безнадёжно устаревшие и вредные в современном “свободном” мире?
Ну, и заключительный пассаж с форума:
Запятой: В данном случае "дурак", это собеседник с неподвижной точкой зрения и фиксированным набором исходных данных. Спорить действительно бессмысленно, поскольку его инерция стремится к бесконечности, а способность анализировать – к нулю.
Ах, хорошо сказано!
Для тех, кто подзабыл вирш:
Ностальгирующим
Юрий Нестеренко
Ах, какая была держава!
Ах, какие в ней люди были!
Как торжественно-величаво
Звуки гимна над миром плыли!
Ах, как были открыты лица,
Как наполнены светом взгляды!
Как красива была столица!
Как величественны парады!
Проходя триумфальным маршем,
Безупречно красивым строем,
Молодежь присягала старшим,
Закалённым в боях героям —
Не деляги и прохиндеи
Попадали у нас в кумиры…
Ибо в людях жила — идея!
Жажда быть в авангарде мира!
Что же было такого злого
В том, что мы понимали твёрдо,
Что «товарищ» — не просто слово,
И звучит это слово гордо?
В том, что были одним народом,
Крепко спаянным общей верой,
Что достоинства — не доходом,
А иной измеряли мерой?
В том, что пошлости на потребу
Не топили в грязи́ искусство?
Что мальчишек манило небо?
Что у девушек были чувства?
Ах, насколько всё нынче гаже,
Хуже, ниже и даже реже:
Пусть мелодия гимна — та же,
Но порыв и идея — где же?
И всего нестерпимей горе
В невозможности примирений
Не с утратою территорий,
Но с потерею поколений!
Как ни пыжатся эти рожи,
Разве место при них надежде?
Ах, как всё это не похоже
На страну, что мы знали прежде!
Что была молода, крылата,
Силы множила год за годом,
Где народ уважал солдата
И гордился солдат народом.
Ту, где светлыми были дали,
Ту, где были чисты́ просторы…
А какое кино снимали
Наши лучшие режиссеры!
А какие звенели песни!
Как от них расправлялись плечи!
Как под них мы шагали вместе
Ранним утром заре навстречу!
Эти песни — о главном в жизни:
О свободе, мечте, полёте,
О любви к дорогой отчизне,
О труде, что всегда в почёте,
И о девушках, что цветами
Расцветают под солнцем мая,
И о ждущей нас дома маме,
И о с детства знакомом крае,
И о чести, и об отваге,
И о верном, надёжном друге…
И алели над нами флаги
С чёрной свастикой в белом круге.
Комментарии
=
Никакого передергивания, у автора было написано
----------------------
PPS Примечание для людей невежественных, которые вместо того, чтобы ликвидировать пробелы в своих знаниях, кидаются обвинять автора в ошибках и подтасовках: да, мелодия гимна ФРГ та же, что и у Третьего Райха (это тот же "Deutschland, Deutschland über alles", только без первых двух куплетов), и да, обращение "товарищ" использовалось и было популярным в нацистской Германии, причем даже в двух вариантах - Genosse в NSDAP и Kamerad в других кругах, особенно в армии.
PPPS Примечание для идиотов: данное стихотворение является антисоветским, а не пронацистским.
http://yun.complife.ru/verses/nostalgi.htm
Передергивание - не в упоминании гимна. Оно в поддельной логике.
http://forum.searchengines.ru/archive/index.php/t-491135.html
=
Нет передергивания. Есть сравнение гимнов СССР и РФ. Поэтому и "Пусть мелодия гимна — та же". И намек на германский. И потом это не исследование, а стихотворение определенной направленности.
Я написала, что не знала о Германии, думала, что это касается только России. И привела историческую справку. Всё. Полная параллель, как и утверждает автор. В чём проблема?
У нас автор стихов тот же, у них вообще куплеты из одного и того же стиха взяты. Всё одинаково.
Так?
А вот автор под ником "Запятой" утверждает, что там есть еще и второй уровень - скрытая пропаганда фашизма.
Если всё подряд не осилите, начинайте читать сразу со слов : 2 уровень
А во-вторых, уже тот факт, что надо объяснять читателям, будто стихотворение НЕ ПРОНАЦИСТСКОЕ, о чём-то да говорит...
=
Да, похоже в 100% адекватности читателей он не уверен.
И Германия и СССР были странами с тоталитарным режимом. Все тоталитарные режимы схожи между собой. даже если гимны и цвет флагов у них были бы разные.
В стихотворении обыгрываются только внешние черты, которые обыгрывались тоталитарной пропагандой.
А дальше, каждый может домысливать в меру своей испорченности: то ли тоталитарные режимы не так плохи, как о них говорят, то ли дружба и чувства - это плохо, потому что культивировались при тоталитаризме .
Может, не глупые, а конкретно и логично мыслящие? Сквозь эмоции глядящие в суть?
Комментарий удален модератором
Когда аргументов нет, оппоненту просто говорят "дурак". Абсолютно неотразимый аргумент.
Но вот, что касается "Преступления и наказания"... Критики говорят, что Достоевский специально ввел еще и младшую сестру, кроме старухи-процентщицы, чтобы не оставалось сомнений, насколько омерзительна сама мысль об убийстве, даже кажущемся поначалу справедливым. Убийца вынужден зайти дальше, чем намеревался.
У вас мышление трехлетнего ребенка.
Так!
Но возможен ли рай на земле в условиях, когда человек управляет человеком (вспомните, что Библия говорит об этом).
К величайшему моему сожалению, основная масса людей доверяет первому впечатлению, эмоциям, ярким картинкам - не вдумываясь и не вслушиваясь. Не пытаясь взглянуть на проблему с другой стороны, изучить варианты.
Если предположить, что весь агитационный запал этого стихотворения выплеснется на сталиниста, каким его себе представляете Вы и автор, на сталиниста изначально ненавидящего фашизм с той же накаленностью эмоций, с которой он любит Сталина, то, да, всё получится.
А теперь представьте молодого человека, который и сталинизм, и фашизм изучал по учебникам, и никакой "антигитлеровской прививки" не получил. Разве не естественная реакция: "О! Как много, оказывается, было хорошего!"
А современный молодой человек уже понимает, что разница между этими тоталитарными режимами была небольшая.
2. В стихотворении четко выстроена логика фашизм=сталинизм (социализм) = (дружба, любовь, фильмы и проч.). Однако сколько бы ни было схожего у обоих тоталитарных государств, невозможно не отметить разницу. Сталин (пусть самыми изуверскими методами) намеревался сделать счастливым всё человечество (как бы оно ни сопротивлялось). Гитлер - одну только нацию. "Deutschland, Deutschland über alles..." и все такое.
Именно эта мысль о превосходстве одной нации над другими и делает фашизм всемирным злом, в то время как сталинизм - остается проблемой одной страны. Типа Ивана Грозного или Робеспьера.
4. И снова возвращаемся назад. Безразлично-аполитичная молодежь - прекрасное поле для взращивания зерен фашизма. И значит - ничего хорошего нельзя связывать с этим понятием. Кстати, Нестеренко, если обратить внимание на всё его творчество, очень даже экстремист по многим параметрам, склонный к крайней нетерпимости и весьма далекий от гуманизма.
5. Мощнейший антифашистский заряд заложен в фильме "Кабаре". Вся голубоватая любовная история ("- Ну и спи с ним. - А я и сплю. - Я тоже.") происходит там на фоне идущего к власти нацизма.
Дальше цитата с другого форума : Tavrida Шедевр на все времена:
Брайан спрашивает у Барона, уходя из этого, совсем недавно такого мирного кафе: «И вы по-прежнему думаете, что сможете их остановить?» Вопрос повисает в воздухе.
Этот коротенький эпизод стоит 20-ти серий какой-нибудь «Истории Третьего рейха». Впрочем, это касается не только нацизма, этот эпизод — о том, как легко обычных и нормальных людей можно превратить в толпу, одержимую собственной правотой и превосходством.
Конец цитаты. Еще раз:
"как легко обычных и нормальных людей можно превратить в толпу, одержимую собственной правотой и превосходством".
Фашизм - это зло. И он не может иметь никаких других эпитетов.
Дружба, любовь, фильмы и проч - присущи всем людям и всем странам. Их можно легко вынести за скобки.
Именно то что Сталин намеревался загнать в свой концлагерь все человечество и делает сталинизм всемирным злом!
Ничего хорошего нельзя связывать с тоталитаризмом, особенно превозносить Сталина и называть его эффективным менеджером. Стихотворение Нестеренко обращено к совкам, поклонникам фильма "Кубанские казаки". А обсуждать его личность здесь не вижу смысла.
Это зло, кто спорит?
И нет, я не все подряд называю фашизмом, а только культ силы и разжигание межнациональной ненависти. Попытки решить проблемы через национализм и возвеличение одной нации за счет других. Ни коррупционеров, ни воров, какими бы плохими они ни были, фашистами я назвать не могу.
Тоталитаризм у нас уже восторжествовал, но теперь он, опираясь на якобы православие и национальное самосознание, заворачивает в сторону откровенного фашизма.
"обращено к совкам, поклонникам фильма "Кубанские казаки".
К кому бы оно ни было обращено - прочитать его может каждый, что подтверждается тем фактом, что его обсуждают на форуме молодые программисты.
Я не говорю, присущи или не присущи - я говорю о тексте конкретного стихотворения, прочитанного без эмоций. "У нас была любовь, у нас были идеалы!" "Когда?" "При фашизме-социализме!" А теперь их нет.
Как ни крутите, а Сталин намеревался осчастливить человечество, хотя бы и через концлагерь, а Гитлер - уничтожить.
Именно то что Сталин намеревался загнать в свой концлагерь все человечество и делает сталинизм всемирным злом! Слово "осчастливить" здесь уместно только в кавычках!
О холокосте не слышали? А о том, что поляков, белорусов, цыган уничтожали просто ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ ПРИЗНАКУ тоже не слышали? Какие еще нужны доказательства?
Можно понять, когда стреляют и убивают на войне. Можно чем-то объяснить уничтожение или подавление тех, кто оказывает (или кажется, что оказывает) сопротивление. Но уничтожение по национальному признаку - это уже совсем другая история.
Это, по крайней мере, не я сочинила.
(«Польская операция» НКВД 1937–1938 гг. http://maxpark.com/community/4375/content/2087238)
И как по социальному уничтожал - тоже слышал. А как можно объяснить уничтожение по социальному признаку?
Так что ваши попытки обелить коммуно-фашистский режим, превративший советский народ в рабов и духовных инвалидов, неудачны!
В моем - это тот же тоталитаризм!
Есть слова и есть дела. Какими бы ни были дела у Сталина, слова у него были красивые и, в основном, правильные. У Гитлера - нет.
Стремление к социальной справедливости (утопическое или нет) жило веками и продолжает жить. Можно спорить, насколько оно осуществимо. Можно осуждать политые кровью попытки воплотить его в жизнь (в 1793 году, знаете ли, тоже немало крови пролилось по масштабам того времени). Однако сама идея имеет право на существование и обсуждение, поскольку не содержит в себе никакой крамолы.
Иное дело фашизм (нацизм, национализм, шовинизм). Здесь пагубна сама идея.
В этом разница.
В ней нет никакого стремления к социальной справедливости.
За красивыми словами скрывается обыкновенный тоталитаризм и человеконенавистничество, что и было продемонстрировано на практике.
Ничего у вас не получится!
Обратимся к Великой французской революции: "Liberté, égalité, fraternité". Как красиво всё начиналось в 1789 году, и как ужасно закончилось! Террор 1793 - это не только и не столько гильотина, сколько растерзанные на улицах аристократки и их дети. Тем, кого довезли до гильотины, повезло. Реки крови, цунами ненависти. Грязь и страдания. И император Наполеон - как венец всего.
И что же, это опорочило красивые первоначальные лозунги? Ничего подобного. Французы до сих пор поют Марсельезу.
"Мне совершенно нет никакого дела до твоего дворецкого, денег или текущей в твоих жилах крови. Я всю свою жизнь боролась за то, чтобы построить мир, в котором подобные мелочи не имеют значения," - говорит агент тайной полиции Наполеона.
Мир - в котором не имеют значения ни деньги, ни происхождение.
И вывод такой - буржуазная революция или социалистическая, её идеалы не могут быть запачканы ни кровью, ни последующими извращениями.
А вот идеи социальной нетерпимости, классовой борьбы, отрицания частной собственности и прав человека - запачканы кровью по самые уши.
Социальная нетерпимость (как и любая другая, кстати, национальная, например),отрицание (и полное отсутствие!) прав человека - бесспорно... совершенно безусловно... плохие вещи.
Отрицание частной собственности - вопрос уже спорный... во всяком случае многогранный... неоднозначный... Полное её отрицание ничего хорошего человечеству не принесло, но и от полного и бесконтрольного её торжества тоже толку мало...
Классовая борьба... это не есть вопрос нашего с Вами... или чьего-либо желания или нежелания... Когда люди голодают... или когда одна (значительная!) часть населения живет намного... не сопоставимо... хуже другой... Сначала возникает напряженность, затем она переходит в противостояние... которое позже может вылиться во что угодно... Конечно, это не "классовая борьба" по Марксу-Ленину... но тем, кому отрубят головы, легче от этого не будет.
Противостояние порождается неравенством... и хоть гаси народное возмущение, хоть разжигай... всё равно оно в большей степени зависит от объективных причин и лишь немного - от субъективных (пропаганда, наличие лидера и проч).
Гитлер (демократически!) пришел к власти тоже на волне бедности и голода (тут на соседней ветке один умник отрицает голод во времена Великой депрессии)... однако под лозунгами превосходства одной нации над другими.
Чудовищны тем более, что так быстро, так незаметно, так вдруг выросло уже поколение, не помнящее ни костров, ни красных знамен. Поколение, которое патриотизмом считает поход на футбольный стадион и SMS-голосование за «наших» на «Евровидении». Здоровые, красивые, сытые дети, не знающие ни чужой, ни своей истории, потому что никому не пришло в голову им ее рассказать — документальную, не глянцевую историю."
Пока ты спал. Гюнтер Грасс. Луковица памяти/ booknik.ru
Комментарий удален модератором
Только цена за эту привлекательность была заплачена непомерная, что у них, что у нас. Объединяя последней фразой оба режима, автор просто подводит читателя к мысли об их сходстве и пониманию, что привлекательные черты тоталитарных режимов не отменяют их тиранической сущности.
Просто на примере нацистской Германии нашим гражданам легче усвоить эту мысль, поскольку собственная история для многих окрашена некой розовой дымкой.
И где же там хотя бы намёк на тираническую сущность? Если поставить мысленный эксперимент, и предположить, что флаги со свастикой - это не гитлеровская Германия, а некоторая страна на Марсе, о которой мы не знаем ничего, кроме написанного в данном стихотворении - то всё просто замечательно (на мой вкус приторно - но просто лично я не люблю сладкого).
В том-то и дело, что устанавливается прямая ассоциация множества хороших вещей с тоталитаризмом - и всё. Еще раз обратите внимания на статью, начиная со слов "2 уровень".
Просто тираническая сущность собственного тоталитарного режима многим неизвестна, да и желания разбираться нет, поэтому и дан пример Германии - уж по поводу неё ни у кого никаких сомнений не имеется.
Это как с фильмом "17 мгновений весны". Вроде бы показывается Третий рейх, а не СССР, и партия по другому называется, а аналогии неизбежно возникают, и вдумчивый зритель понимает - а ведь и у нас всё по тому же принципу устроено...
О войне против Наполеона, скорее всего, тоже все знают, но никакой дрожи в голосе и слёз на глазах. Никаких живых историй, конкретных дедушек-бабушек помнящих, как всё было.
Просто странички из учебника.
Где то ТВ, где те фильмы, и где та молодежь, которая его смотрит? Не смешите меня!
Молодежь даже учебники по истории не читает, если ЕГЭ по ней сдавать не нужно.
Всех благ.