О пропаганде и передергивании

На модерации Отложенный

Этот материал давно не давал мне покоя

http://maxpark.com/community/4375/content/2038972

Нет-нет, мне сразу было ясно, что его можно рассматривать как пример беззастенчивого манипулирования сознанием, подмены логики эмоциями. Пример, достойный быть помещенным в учебники по политтехнологиям.

Потому что логика здесь такая:

Если в гитлеровской Германии детей учили чистить зубы=>значит, это плохо=>и, следовательно, все страны, в которых детей учат чистить зубы, тоже плохие.

При этом забывается, что зубы чистили в те времена и в США, и в Великобритании. И их средства пропаганды в том же стиле действовали, и даже плакаты выглядели схоже. Мода не знает границ.

И даже небо их мальчишек манило точно так же (из самых знатных титулованных семейств Великобритании молодые люди шли в авиацию, как прежде в кавалерию), и солдат уважали, и фильмы снимали о вечных ценностях. Два режима можно сравнивать по чертам, характерным только для них. Если же эти черты характерны и для других режимов-современников – то это просто черта эпохи.

***

Это мне было понятно сразу. Но совсем недавно, на форуме, в целом очень далёком от политики, мне встретилось обсуждение этого стихотворения, случившееся уже несколько лет назад (поскольку и сам опус не новый, и давно перестал быть сенсацией).

И вот, что я открыла для себя.

Прежде всего, лично я, по невежеству, полагала, что строчка “Пусть мелодия гимна — та же…” однозначно указывает на Россию. Ан, нет! Оказывается, на одну и ту же музыку Гайдна, написанную еще в 1797 году, немцы всё время поют слова Гоффманна фон Фаллерслебена (1841 год), выбирая то один куплет для исполнения, то другой. При Гитлере пели первый, сейчас – третий. Второй особой популярностью не пользуется, поскольку там не об имперских амбициях, и не о свободе-процветании, а всё о вине да о женщинах.

*** 

А теперь диалог со страниц того форума (орфография, в основном, сохранена):

Globusnik: Примечание для идиотов: данное стихотворение является антисоветским, а не пронацистским.

Lupus: Ни то, ни другое. Это яркая и талантливая иллюстрация инвариантности сознания.

Признаюсь честно, лично мне не пришло в голову рассматривать стих как пронацистскую пропаганду, однако… Продолжу цитату:

Запятой: Антисоветизм я понять могу. Это отдельная тема.

Но в тоже время в этом стихотворении яркими светлыми красками раскрашен фашизм. Вот этого я уже, извините, принять не могу. Это делает меня идиотом?

Нацизм, сама идеология высшей нации и необходимости подчинения все остальных ей, а в будущем и уничтожения всех остальных, когда необходимую работу сделают - ужасна. Гибельна для остальных наций, в том числе нашей. Автоматом, при попытках реализации, влечет за собой смерти миллионов людей.
Очень важно никогда человечеству к этой идее не возвращаться. Вбить в голову всем будущим поколениям, что эта идея плохая, что не надо о ней даже задумываться. Ведь даже один подросток с этой идей в голове – это потенциальные жертвы, взрыв где-нибудь на рынке, забитый битой гастарбайтер и т.п.
Вот таким стихотворением, как это, автор уже ставит под сомнение - так ли был плохо. Более того, оно во всех красках пишет о том, как было хорошо, что важнее - как было "правильно!".
И хотя принято считать сейчас, что свобода слова и идите все в жопу, но я думаю, что если кого-то даже очень тупого это стихотворение подтолкнет к идеям нацизма, то автор несет за это ответственность, то это стихотворение вредное и является пропагандой нацизма.

Вот-вот: яркими светлыми красками. Потому что можно сомневаться (я и сама сомневаюсь), так ли хорошо ходить строем или сливаться всем народом в едином порыве, но упоминаются ведь и вещи безусловно важные и ценные!

И далее:

Запятой: Учат думать книжки с описаниями сражений, тактических ситуаций, точными количествами потерь, правильной постановкой вопросам и отсылками к источникам информации. Без всякой эмоциональной направленности, тупо - вот данные, вот возможные варианты анализа - смотрите, думайте.
А стихи, фильмы книги - они как раз диктуют слушателю точку зрения автора, опираясь на эмоции слушателя. В этом суть пропаганды.

В частности данный стих:
1 уровень

1.

Описываем светлое прошлое в стиле воспоминаний людей с просоветскими взглядами.

2. Описываем очень эмоционально, в светлых красках, чтобы человек вдохновился.

3. В конце облом – оказывается речь о фашизме. И у человек сразу приравниваются патриотические воспоминания о социализме - патриотическим воспоминаниям о фашизме. А, значит, и социализм приравнивается к фашизму.
2 уровень (на который уж вы почему-то не хотите обращать внимания)

1. Если сразу говорить о фашизме хорошо - у человека будет отторжение, поэтому начинаем говорить как будто о чем-то другом. В стиле воспоминаний о Советском Союзе. Будет меньше отторжения, а у кого-то и вообще позитивное восприятие будет.

2. В конце, бац – а речь-то идет о нацизме. И у человека, хочешь – не хочешь, а возникает мысль, а может он не такой уж и плохой был.

И где тут мысли. Где тут анализ, синтез, сбор фактов.
Чистой воды – работа с эмоциями, манипуляция сознанием человека, через его эмоции.

Да-а-а, вот эта самая мысль о скрытой пропаганде фашизма, как-то не пришла лично мне в голову. Но зато пришла другая. Отождествляя фашизм со светлыми песнями и фильмами, с патриотизмом, честью и отвагой, с верной дружбой и чистотой чувств, не пытается ли автор стихотворения опорочить и отвергнуть все эти понятия… как безнадёжно устаревшие и вредные в современном “свободном” мире?

Ну, и заключительный пассаж с форума:

Запятой: В данном случае "дурак", это собеседник с неподвижной точкой зрения и фиксированным набором исходных данных. Спорить действительно бессмысленно, поскольку его инерция стремится к бесконечности, а способность анализировать – к нулю.

Ах, хорошо сказано!

 

Для тех, кто подзабыл вирш:

Ностальгирующим

Юрий Нестеренко

Ах, какая была держава!
Ах, какие в ней люди были!
Как торжественно-величаво
Звуки гимна над миром плыли!

Ах, как были открыты лица,
Как наполнены светом взгляды!
Как красива была столица!
Как величественны парады!

Проходя триумфальным маршем,
Безупречно красивым строем,
Молодежь присягала старшим,
Закалённым в боях героям —

Не деляги и прохиндеи
Попадали у нас в кумиры…
Ибо в людях жила — идея!
Жажда быть в авангарде мира!

Что же было такого злого
В том, что мы понимали твёрдо,
Что «товарищ» — не просто слово,
И звучит это слово гордо?

В том, что были одним народом,
Крепко спаянным общей верой,
Что достоинства — не доходом,
А иной измеряли мерой?

В том, что пошлости на потребу
Не топили в грязи́ искусство?
Что мальчишек манило небо?
Что у девушек были чувства?

Ах, насколько всё нынче гаже,
Хуже, ниже и даже реже:
Пусть мелодия гимна — та же,
Но порыв и идея — где же?

И всего нестерпимей горе
В невозможности примирений
Не с утратою территорий,
Но с потерею поколений!

Как ни пыжатся эти рожи,
Разве место при них надежде?
Ах, как всё это не похоже
На страну, что мы знали прежде!

Что была молода, крылата,
Силы множила год за годом,
Где народ уважал солдата
И гордился солдат народом.

Ту, где светлыми были дали,
Ту, где были чисты́ просторы…
А какое кино снимали
Наши лучшие режиссеры!

А какие звенели песни!
Как от них расправлялись плечи!
Как под них мы шагали вместе
Ранним утром заре навстречу!

Эти песни — о главном в жизни:
О свободе, мечте, полёте,
О любви к дорогой отчизне,
О труде, что всегда в почёте,

И о девушках, что цветами
Расцветают под солнцем мая,
И о ждущей нас дома маме,
И о с детства знакомом крае,

И о чести, и об отваге,
И о верном, надёжном друге…
И алели над нами флаги

С чёрной свастикой в белом круге.