Кому «Труба», а кому мать родна
На модерации
Отложенный
Стас ТЫРКИН
(12:10)
Концептуальный фильм Виталия Манского «Труба», отстраненно рисующий жизнь племен, проживающих вокруг главного в Европе газопровода, отмечен главной наградой документального конкурса фестиваля
Фото: REUTERS
Кому «Труба», а кому мать родна
Фильм Виталия Манского победил в конкурсе документального кино Карловарского фестиваля
В разных программах фестиваля участвовало семь российских картин. Две из них, соревновавшиеся в конкурсах игрового и документального кино, были отмечены престижными наградами.
Психологическая драма Юсупа Разыкова «Стыд», в которой гибель подводной лодки увидена глазами жен не вернувшихся домой моряков, удостоилась приза ФИПРЕССИ — мировой ассоциации кинокритиков.
А концептуальный фильм Виталия Манского «Труба», отстраненно рисующий жизнь племен, проживающих вокруг главного в Европе газопровода (от народностей российского севера до чехов и немцев), справедливо отмечен главной наградой традиционно сильного в Карловых Варах документального конкурса.
Призовой расклад конкурса игровых лент вызвал больше вопросов. Жюри под предводительством режиссера Агнешки Холланд снайперски поощрило все самое худшее, что имелось в наличии, умудрившись при этом выписать главный приз действительно лучшей картине. Такое ощущение, что мастерицу военной драмы Холланд (номинированный на «Оскара» фильм «В темноте») интересовало только присуждение главного приза венгерской военной же драме «Толстая тетрадь». Все остальное было отдано на откуп компромиссам.
В результате призом за режиссуру оказался вознагражден чешский "Медовый месяц" (Libanky) Яна Хржебейка - топорная вариация сюжета знаменитого "Торжества" Томаса Винтерберга (в дебюте датской "Догмы" вскрывались гадости про отмечавшего юбилей почтенного отца семейства, а здесь — темное прошлое столь же положительного жениха: в студенчестве он участвовал в травле и сексуальных издевательствах над геем, который в результате покончил с собой). При том, что в конкурсе был любопытный, как всегда, греческий фильм «Сентябрь» (September) Пенни Панайотопулу — прозрачная метафора упадка, одиночества и ничем не оправданных надежд.
За мужскую роль поощрили солиста исландского фильма «XL» Олафура Дарри Олафссона, на одной ноте сыгравшего жиртреста, положившего жизнь на саморазрушение в алкогольном бреду и антисанитарных оргиях. Это при том, что в конкурсе имелась милейшая комедия «Да здравствует свобода!» (Viva la liberta) Роберто Андо, в которой мастер-класс актерской игры дает Тони Сервилло - итальянский актер № 1, выступивший к тому же сразу в двух бенефисных ролях.
Главный герой фильма «XL» положил жизнь на саморазрушение в алкогольном бреду и антисанитарных оргиях
Фото: кадр из фильма
Симметричный приз в женской категории присудили сразу четырем малоизвестным актрисам из «независимой» американской картины «Синяя птичка» (Bluebird) Лэнса Эдмандса, похожей на все «независимое американское кино» разом.
Действие этой психологической драмы происходит в лесистом и неказистом штате Мэн и вертится, как часто бывает, вокруг лесопилки. Отвлеченная кудахтаньем упомянутой птички водительница школьного автобуса не заметила спящего на заднем сидении мальчика, который и замерз благополучно почти до смерти. По отношению к этой трагедии проявляют себя основные героини ленты — и водительница, и ее дочь, и безалаберная мамаша мальчика, и ее суровая родительница-католичка, не позволившая дочери сделать аборт.
Приз за лучшую женскую роль получили сразу четыре малоизвестные актрисы из «независимой» американской картины «Синяя птичка»
Фото: кадр из фильма
Вторая по значению награда, спецприз жюри, отошла невменяемому «Английскому полю» (A Field in England) - явной неудаче небезынтересного британца Бена Уитли. Все действие разворачивается в полях гражданской войны, случившейся в Британии в 1642 году. Ряженые в исторические костюмы немытые и нечесаные хмыри ведут занудные разговоры, ищут клад и - видимо, вместе с режиссером — варят суп из галлюциногенных грибов. После употребления оного черно-белое изображение окончательно скатывается в стробоскоп/ калейдоскоп, но эффекта головокружения, о котором предупреждает начальный титр, отнюдь не возникает — в отличии от досады по поводу потерянного времени.
Фильму "A Field in England" ушла вторая по значению награда - спецприз жюри
Фото: кадр из фильма
«Хрустальный глобус» предсказуемо достался венгерской «Толстой тетради» (A nagy fuzet) Яноша Саса — парадоксальной, душной, головной (отсутствие воздуха — пожалуй, единственная, но серьезная недостача этой картины), жестокой параболе не столько о выживании на войне, сколько о неизученных свойствах человеческой натуры, реагирующей в экстремальных ситуациях часто самым причудливым образом. Главные герои - 13-летние близнецы, отправленные родителями в деревню к ненавидящей их бабке, решают вырабатывать характер, воспитывать в себе жестокость, без которой не выжить по соседству с концлагерем. Для чего они постепенно отбрасывают все человеческое: боль, голод, жалость, даже братскую привязанность друг к другу...
«Хрустальный глобус» предсказуемо достался венгерской «Толстой тетради»
Фото: кадр из фильма
Снятый австрийцем Кристианом Бергером («Пианистка», «Скрытое», «Белая лента» Ханеке) фильм Яноша Саса (он ставил в МХТ инсценировку «Мастера и Маргариты») разом нарушает едва ли не все конвенции, которые желает распространить на произведения искусства премудрая Госдума, поэтому неизвестно будет ли он когда-нибудь показан в нашей стране. В фильме о войне режиссер, естественно, не в состоянии обойтись без сцен "насилия с участием детей", без труда различим в картине и «педофильский след», имеется также положительный фашист-гей и сцена, в которой ненормальная венгерка с заячьей губой по доброй воле отдается советским солдатам-освободителям.
Комментарии
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором