Амнистия предпринимателям: шаг вперёд, два шага назад

На модерации Отложенный

Я уже имел случай говорить, что после кризиса, начавшегося в 2008-ом году, подъём экономики возможен лишь с опорой на повышение инициативы и энергии предпринимательства. Поэтому, когда на Петербургском экономическом форуме после речи Президента журналисты спросили меня о впервые озвученном им решении об амнистии предпринимателям, я отвечал с энтузиазмом: наконец, это первый реальный шаг в их пользу.

Честно признаюсь, Президента я слушала вполуха, а то уже тогда поубавил бы оптимизма, в своих ответах. Но затем я познакомился с текстом закона об амнистии, принятого Госдумой 2 июля сего года. И моё бодрое настроение пропало вовсе. Я понял, что В.В. Путин снова применил свой любимый приём – предложить конфетку, а потом подать её в такой обёртке, чтобы никто, кому не положено, не хотел бы её съесть. Ценная идея. Которая могла бы как-то уравновесить целую цепь реакционных актов и фактов, предпринятых властью после 6 мая 2012-го года, и тем самым восстановить, хотя бы частично, её позитивный имидж в глазах российской общественности, была испорчена и приведена в состояние негодности.

Попытаюсь ещё раз изложить своё видение происходящих событий, чтобы мы могли воспринимать их не как отдельные фрагменты, а как некую целостную картину. Она, конечно, отражает моё видение, но всё же более или менее связное, которое может обогатить взгляды тех, кто сопоставит их с моей картиной.

Мы пережили с 1989-го года демократический подъём, рыночные реформы Гайдара, трансформационный кризис, реально завершившийся отстранением реформаторов от власти. После этого правление Путина, схватка группы олигархов с бюрократией, прежде всего силовой; осуждение Ходорковского и разорение Юкоса с естественной реакцией – снижением деловой активности. Эффект от этих событий был замещён ростом цен на нефть и газ, дешёвыми кредитами, сопровождавшими бум имени Алена Гринспена, председателя Федеральной резервной системы США в 2011-ом году, который для оживления американской экономики снизил учётную ставку процента с 6% до 1% годовых.

Американская экономика выиграла не очень, европейская – тоже, но зато Китай, Индия, Бразилия вслед за Восточной Азией пошли в гору. И Россия Путина следом. Может показаться, что нефть-то наша дорожала. Но спрос на неё создавался на мировом рынке. США и Китай покупали на Ближнем Востоке. Но цены повышались и в Европе, куда поставляли топливо мы.

В 2008-ом году бум Гринспена закончился. Закончилась для нас и нефтяная «лафа» тучных лет. Не сразу, с запаздыванием, как чаще всего бывает в экономике, но непреодолимо складывалась новая стадия развития.

Мой анализ показывает, для России она будет успешной, если будут проведены основательные правовые и политические реформы. Экономические – тоже, но уже как дополнение, поскольку подъём деловой и общественной активности будет определяться укреплением верховенства права и обновлением политической системы.

Напомню, подавление деловой активности характерно для всего правления Путина. Сейчас пришло время изменений. Сигнал об этом от общества поступил в декабре 2011-го года. Власть какое-то время подумывала пойти на уступки. Плодом этих размышлений стала программа политических реформ Медведева. Потом Путин постарался, как мне кажется, все конфетки из пакета этой программы завернуть в свои обертки.

Но возможность выбора пути компромиссов оставалась. Она ещё есть и сейчас, хотя пространство маневра сужается.

После 6 мая была развернута кампания укрепления у власти правящей элиты и подавления оппозиции, запугивания всех, кто не готов на личные жертвы.

Я думаю о Маше Бароновой, которой даже в выдвинутых против неё обвинениях не нашли ничего больше, чем призывы к массовым беспорядкам. Максимум на 15 суток ареста, но ведь могут засадить на годы. Я думаю о Сергее Кривове, самом старшем, нормальном московском интеллигенте, который может приносить стране и семье массу пользы. Он сидит уже год. Я подписал письмо в его защиту! Судилище по поводу «Болотного дела» кажется особенно позорным. Впрочем, закон об иностранных агентах и начавшиеся преследования НКО ничем не лучше.

И вот, казалось, первый шаг в противоположном направлении. Можно вздохнуть? Да нет! То, что ожидалось как «шаг вперёд», оказалось «двумя шагами назад». Почему же? Да потому что итог воспринимается как чистая победа «силовиков». От них, по сути, не потребовалось никаких уступок. А предпринимателям ещё добавили возмещения ущерба от преступных действий. И это при том, что большинство сидящих в зоне или ожидающих суда вообще не знают, за что сидят. Ведь они зачастую похожи на ту же Машу, того же Кривова с Болотной, которые стали жертвой права силовиков на безотказное признание их «аргументов» в суде. И в этом ведь главная проблема для бизнеса!


http://www.liberal.ru/articles/cat/6173