Принуждение РАН к миру

На модерации Отложенный
Путин и Фортов
http://www.1tv.ru/news/social/236574
Можно посмотреть видеозапись публичной части встречи и гарантированно испытать омерзительное чувство. Фортов нервничает, Фортов сбивается, Фортов делает множество оговорок. Он добивался этой встречи с самого прошлого четверга, когда правительство огласило закон о реформе РАН. Он пытается сказать Путину то, что реформа разрушит науку, нервничает, говорит: «Дайте мне год, дайте время академии до ноября…» Путин спокоен, на губах улыбка: «Лучше делать, чем не делать…» Смысл примерно такой: «Вопрос решен. Реформа будет, может быть, вы и возглавите агентство по управлению активами бывшей академии?» Подданный пришел к царю, царь заслушал, и дал указания…

Подданный, между прочим – крупный ученый, говорит от лица умнейших людей страны.

Я не знаю, почему в таком отчаянном положении, в котором сейчас оказалась академия наук, ее президент соблюдает политес и не говорит (во всяком случае, на камеру), о самой сути законопроекта: о том, что он вообще не про реформу науки, а про то, как раздербанить имущество РАН и ее. Ни слова. Это что, запретная тема?

А Путин как раз понятен. Ему просто все равно, как будет управляться наука, лишь бы под контролем. Он считает, что центр силы в стране один – Кремль.

И он не хочет признавать за научным сообществом права на политическую волю и на политические действия. И то ли не понимает, то ли не хочет даже думать о том, кто этот человек, который пришел к нему. А следовало бы.

Я брал интервью у Владимира Фортова в здании РАН «с мозгами». В кабинете у него висит портрет президента Путина. И Фортов считает, что руководство страны полностью понимает необходимость науки и поддерживает. Интересно, снимет ли он этот портрет сейчас, когда ломают об колено и его лично и всю академию? И не находите ли вы, что в принципе должно быть наоборот, то есть в кабинете у Владимира Путина хорошо бы смотрелся портрет Владимира Фортова?

До сих пор была лирика, а теперь о сути. Итоги встречи означают, что реформу будут продавливать. Что агентство национальных институтов будет-таки распоряжаться имуществом академии. Что директорами в НИИ станут случайные люди.

Цену вопроса в деньгах не сможет сейчас сказать никто. Но понятно, что имущества много, одних институтов 500 штук. А еще земли, суда, станции, экспедиции, авто и так далее. По моим грубым прикидкам – под триллион долларов. Монетизировать это, конечно, трудно, но у реформаторов и нет такой цели. Есть цель завладеть и управлять.

К науке не имеет отношения.

И, как мы видим по встрече двух президентов, руководство академии защищаться не готово. Слово за собственно научным сообществом.

Кстати, одновременно с этой встречей законопроект прошел первое чтение в Государственной Думе. Вице-премьер Ольга Голодец представила законопроект с арифметическими ошибками. Второе чтение будет уже в пятницу.

Решительный блицкриг по разгрому российской науки.