"Максимум земли, минимум палестинцев..."

Сэм Жильбер
В начале июня правозащитная организация «Бцелем» опубликовала доклад, посвящённый политике «Израиля» в зоне C и последствиям её реализации для жителей Западного берега.
Спустя несколько дней министр экономики Беннет вновь озвучил предложенную им программу по аннексии «Израилем» всей зоны C – а это 62% территории Западного берега с 350 000 "поселенцев" впридачу.
В ходе организованной «поселенцами» конференции Беннет заявил, что «попытке создать палестинское государство на нашей земле пришёл конец… Теперь мы должны аннексировать зону C на Западном берегу, потому что идея создания там палестинского государства провалилась» (?!!)
Международное сообщество решительно осудило слова Беннета; позицию Беннета и ряда других представителей лагеря «израильских» правых пытаются представить как маргинальную в рамках основного «израильского» политического дискурса. Тем не менее, сущность «израильской» политики и практики на Западном берегу требует самого серьёзного отношения к этим идеям.
Положения плана Беннета по аннексии зоны С изложены в опубликованной им в 2012 году «“Израильской” стабилизационной инициативе», в то время как доклад «Бцелем» даёт представление о ходе и результатах реализации «израильской» политики в зоне С начиная с 1995 года и по сей день. Эти источники преследуют абсолютно разные политические цели; тем не менее, они проливают свет на политику «Израиля» на оккупированных палестинских территориях и её практическое воплощение.
«“Израильская” стабилизационная инициатива»
В 2012 году Нафтали Беннет представил состоящий из 7 пунктов план по разрешению арабо-«израильского» конфликта на Западном берегу. Данный план предполагает аннексию зоны C, в отношении которой «Израиль», в соответствии с Ословскими соглашениями, сохраняет полный военный контроль и контроль в сфере планирования, и создание палестинского государства на разрозненных участках зон A и B. Согласно плану Беннета, 50 000 арабских жителей зоны C (официальная цифра – 180 000) приобретут «израильское» гражданство, а 350 000 еврейских «поселенцев» будут проживать в пределах границ «Израиля». Ни о каком возвращении палестинских беженцев на Западный берег или в «Израиль», разумеется, не может быть и речи, а Газе придётся позаботиться о себе самой.
Палестинская администрация получит «полную автономию в зонах A и B», «Израиль» же продолжит поддерживать «“зонтик безопасности” над всем Западным берегом».
Доклад «Бцелем» о ситуации в зоне C с наглядностью демонстрирует, что план Беннета по существу направлен на закрепление того положения дел, которое де-факто уже сложилось на Западном берегу.
Доклад «Бцелем»
111-страничный доклад «Бцелем» озаглавлен «Действуя по-хозяйски: политика “Израиля” в зоне C на Западном берегу».
Зона C – продукт Ословских соглашений, промежуточного договора, который должен был привести к созданию палестинского государства рядом с «Израилем». В 1995 году эти соглашения вступили в силу, и Западный берег был разделён на три административные категории: A, B и C. «Зона A: под полным контролем Палестинской администрации, занимает 18% Западного берега и включает в себя большинство палестинских городов и населённых пунктов. Зона B, 22%: “Израиль” сохраняет военный контроль, в то время как к компетенции ПА отнесены гражданские вопросы. Зона C, 60%: “Израиль” контролирует военные и земельные аспекты, включая распределение земель, планирование, строительство и создание инфраструктуры».
Деление Западного берега на различные зоны обусловлено демографией, а не географией: зоны A и B подразделяются на 165 изолированных палестинских кантонов-бантустанов, которые, словно островки, окружены со всех сторон непрерывной зоной C с её поселениями и «поселенцами».
В зоне C расположена большая часть природных ресурсов Западного берега (водных, сельскохозяйственных, минеральных) и сосредоточен почти весь потенциал развития для будущего палестинского государства; в нынешней же своей форме зона C душит рост в уже застроенных, перенаселённых и разобщённых районах зон A и B.
Узаконивание беззакония
Претензия на «великий “Израиль”» часто звучала в «израильской» политике ещё со времён появления «государства», и даже раньше. План Беннета по аннексии всей зоны C (модифицированная модель 2-х государств) интересен тем, что он попросту цементирует реальное положение дел, трансформируя его в окончательное решение конфликта.
В докладе «Бцелем» поясняется, каким образом «израильская» политика в зоне C выражает «израильское» отношение к этой территории – отношение, заключающееся в том, что собственные потребности «Израиля» подлежат удовлетворению любой ценой, а развитие палестинских населённых пунктов должно на корню пресекаться.
Почти во всей зоне C«Израиль» лишает палестинцев возможности строить и развиваться. С 1967 года лишь 0.6% (меньше одной сотой!) земель зоны C было выделено палестинцам; для сравнения, 31% земель отошли Всемирной сионистской организации, 8% - поселенческим властям, 12% - министерствам и ещё 30% - армии сионизма.
В соответствии с международным правом, планирование и строительство в зоне C должно регулироваться иорданским правом, однако «израильские» оккупационные власти применяют те "правила и нормы", которые выгодны сионистскому «государству». В результате сложилась, например, практика отказа осуществлять планирование палестинских деревень – обязательное одобрение получили лишь 16 из 180 планов деревень в зоне C, а поскольку любое строительство проводится лишь с санкции Гражданской администрации, перспектива получения разрешения на строительство без генплана ничтожно мала. Из 3050 заявок на разрешения, поданных в 2000-2010 гг., было удовлетворено лишь 6,5%. Многие палестинцы вынуждены строить дома без разрешений, но это всегда сопряжено с риском сноса (с 2000 года «Израиль» ежегодно сносит почти 700 домов).
«В отличие от палестинских населённых пунктов, подвергающихся жёстким ограничениям в сфере планирования, “израильские” поселения в зоне C пользуются всеми выгодами от щедрого перераспределения земли в их пользу, детального планирования, доступа к качественной инфраструктуре и того факта, что власти закрывают глаза на незаконное строительство». 
В 75% поселений строительство велось без надлежащих разрешений, однако построенные объекты были в ретроактивном порядке узаконены правительством и военными.
В промежутке между 2000 и 2007 гг. палестинцам было выдано 91 разрешение на строительство; в тот же самый период в поселениях было возведено 17 000 объектов жилья. В то время как палестинцы в зоне C изолированы от зон A и B, еврейские поселения соединены между собой и с «Израилем» посредством дорог, предназначенных "только для евреев".
Международное сообщество неоднократно выступало с осуждением этих мер как противоречащих нормам международного гуманитарного права. Однако отсутствие сколько-нибудь серьёзного международного давления (в первую очередь, со стороны США) привело к тому, что «Израиль» ужесточает контроль над зоной C, «закрепляя проведённую де-факто аннексию зоны C и создавая такие обстоятельства, которые позволят увековечить существующее положение дел и оказать решающее влияние на окончательный статус зоны».
Партийные границы
Идеи Беннета относительно зоны C отражают господствующую в еврейском парламенте враждебность к палестинской государственности и широко распространённые представления о необходимости аннексии всего Западного берега или большей его части. В интервью изданию «TimesofIsrael» заместитель военного министра Данон (выходец из еврейского "кефирного клана") говорил о настроениях в правительственной коалиции: «В правительстве никогда не было никаких дискуссий, решений или голосований по поводу разрешения конфликта в форме модели двух государств… и никто не поставит такой вопрос на голосование, это было бы глупо – но если вы и поставите его на голосование, вы увидите, что большинство министров из “Ликуда” вместе с «Еврейским домом» выступят против».
Эту позицию подтверждает бесчисленное множество высказываний действующих министров:
«Ядро существования сионизма – это “израильские” поселения по всей "стране"», - Яалон, военный министр.
«Настоящее решение состоит в распространении “израильского” суверенитета на “поселения” на Западном берегу», - Данон, заместитель военного министра.
«Мы будем стараться распространить суверенитет [на как можно большую территорию] в каждый конкретный момент», - Элькин, заместитель министра иностранных дел.
«“Израиль” должен объявить об аннексии еврейских “поселений” на Западном берегу», - Эрдан, министр связи и тыловой обороны.
«“Израилю” нужно принять односторонние меры по распространению “израильского” суверенитета на Западном берегу», - Кац, министр транспорта.
И после таких откровений Аббас всё еще пытается о чем-то "мирно договориться" с "Израилем"!..
Аннексия: окончательное решение
Громкая поддержка идеи аннексии нередко объясняется тем, что «израильское» правительство совершило «поворот вправо», однако основные черты этой идеи обнаруживаются даже при самом беглом взгляде на политику и практику «Израиля» на Западном берегу на протяжении истории существования сионистского «государства».
Каждый «израильский» президент, начиная с Бегина в 70-е гг., публично поддерживал решение на основе модели двух государств, которое должно было быть достигнуто по итогам переговоров при посредничестве США, одновременно стараясь любыми путями подорвать жизнеспособность этой модели и не допустить формирования условий для её практического воплощения.
Как отмечается в докладе организации «Мир сейчас», посвящённом строительству «поселений», последние высказывания Натаняху, которые считаются более «умеренными», чем заявления Беннета, тем не менее выдают с головой намерение властей похоронить модель двух государств. В ответ на предлагаемые мирные переговоры Натаняху объявил о том, что «Израиль» продолжит строительство, и что «строительство в крупных “поселенческих” блоках существенно не скажется на способности “Израиля” прийти к соглашению». По данным ряда «израильских» печатных СМИ (в частности, «Исраэль Яум» и «Гаарец»), Натаняху добавил: «Мы продолжим жить и строить в Иерусалиме, который навсегда останется объединённым под “израильским” суверенитетом».

Учитывая, что Восточный Иерусалим является признанной международным сообществом будущей столицей палестинского государства, и что расширение поселений является главным препятствием на пути к достижению мира, эти комментарии позволяют очень точно определить перспективы будущего соглашения. Палестинское государство по Натаняху «должно быть демилитаризовано, а все вопросы безопасности подлежат отнесению к компетенции армии “Израиля”». Государство, не контролирующее свои границы и лишённое функций обеспечения обороны и безопасности, государство, армия которого подменена армией оккупирующей державы – это не суверенное государство, а как раз то, что представляет собой Палестина сегодня.
Позиция Натаняху в отношении палестинцев прекрасно согласуется с низким «потолком ожиданий» палестинского народа, установленным на заре «мирного процесса». Осло, основа для большинства ведущихся сегодня рассуждений об аннексии зоны C, даёт нам один прекрасный пример. По словам Рашида Халиди, одного из ключевых советников Ясира Арафата на переговорах в Осло, «оно [соглашение в Осло] никогда не было рассчитано на достижение независимой палестинской государственности. Оно никогда не было рассчитано на прекращение оккупации. Оно было подготовлено никем иным, как Бегином, для увековечения “израильского” контроля над оккупированными территориями. Эту свою задачу Ословское соглашение с успехом выполняет по сей день». И правда. С момента подписания "договора Осло" число «поселенцев» на Западном берегу (не считая восточный Иерусалим) возросло втрое: со 110 900 до почти 350 000, по данным «Бцелем».
Палестинский писатель Насир Арури отмечает, что оккупация никогда не задумывалась как временная – её использовали для создания иллюзии возможности разрешения конфликта на основе модели двух государств, в то время как такой вариант никогда всерьёз и не рассматривался. Мадрид, Осло, Кемп-Дэвид – все эти «переговоры» служили лишь дипломатическим прикрытием для процесса консолидации и расширения незаконной «израильской» оккупации.

Авторы доклада «Бцелем» приходят к выводу о том, что «израильская» политика на палестинской земле имеет все признаки постоянства. Едва мы начнём рассматривать «израильскую» политику в совокупности с территориальной узурпацией, как необходимость называть «экстремистскими» комментарии наподобие тех, что озвучил Беннет, отпадает. Международному сообществу пора признать, что мысли Беннета – это не достояние маргиналов, находящихся на обочине «израильской» политической жизни, но главная идея сионистской идеологии, целенаправленно реализуемая на оккупированных палестинских территориях. И заявленная цель сионистов в зоне C – максимум земли, минимум палестинцев – как никогда близка к достижению.
Автор – журналист, проживает в Рамаллахе.
Комментарии