Узелковое письмо.

На модерации Отложенный

Хотелось бы поговорить о письменности русов.

1. «Словены и русы- дикие люди, и жизнь их дика и безбожна…» -христианский миссионер Велизарий(9 век).
2. «Прежде  словены  не  имели  книг,  но  чертами  и  резами  писали  и
объясняли всё своё существование» -христианский монах Храбр(10 век).
3. «Славяне  за  тысячелетия  до  рождества  Христова  многие
письменности имели» - ЕкатеринаII (18 век).
4. «Возраст славянской письменности,  судя по обнаруженным образцам,
превышает сотни тысяч лет» - академик В.Чудинов(21 век)

 

Создатель«кириллицы»  Константин(Кирилл)  всего  лишь  приспособил словенскую  Буквицу(«заимствовал»,  как  напечатано  в  церковно-историческом словаре  за1889  год)  для  переводов  христианских  книг  с  греческого  языка.  Так как первоначальные

образы букв противоречили основам христианства.

"Пръжде убо словене неймъаху письменъ, ну чертами и ръзанми гадааху погани сущи". Обычно, основываясь на этих словах, написанных в IX веке болгарским монахом-черноризцем Храбром, и делают вывод о том, что славяне до миссионерской деятельности Кирилла и Мефодия не знали письменности.

Но достоверно ли это свидетельство?

Православие стало вытеснять древнюю веру славян на Руси в XI – XII веках – позднее, чем у многих других европейских народов. До этого древняя религия славян эволюционировала тысячи лет. Эта вера восходит к верованиям скифов-сколотов – высококультурного земледельческого народа, жившего в Приднепровье в VI – IV веках до нашей эры, достигшего, по выражению Б. А. Рыбакова, "высшего уровня первобытности". (Скифов-сколотов не следует путать с их южными соседями – ираноязычными скифами-кочевниками Крыма и предгорий Кавказа). А если заглянуть еще дальше в прошлое – то к верованиям языковых предков славян, живших в Восточной Европе со времен неолита.

В упадок культура праславян-сколотов пришла во время сарматского нашествия в III веке до нашей эры. Затем последовали "зарубинецкий" (III в. до н.э.) и "черняховский" (II в. до н. э. – IV в. н. э.) периоды в истории праславян. Дальнейшее культурное развитие их было прервано вторжением гуннов во время Великого переселения народов в IV – V веках нашей эры. Но тем не менее от легендарного славянско-антского князя Буса (о котором есть упоминания в "Слове о полку Игореве" и у готского историка Иордана) до Владимира Святого (при котором началась христианизация Руси) славянская вера в условиях рождающегося, а потом и расцветающего феодализма развивалась почти пятьсот лет. "Повесть временных лет" относит возникновение первоначального Киевского государства к VI веку нашей эры.

Но (если верить Храбру) неужели за всю эту сложную историю славяне так и не научились письменности и лишь гадали по каким-то чертам и резам? Это кажется маловероятным.

Есть основании полагать, что задолго до Кирилла и Мефодия (которых Храбр называет изобретателями славянской письменности) славяне уже имели некий прообраз письменности.

Кирилл и Мефодий, по мнению ряда современных лингвистов и историков, были не создателями, а лишь реформаторами уже существовавшей азбуки, основанной на греческом алфавите. (Примером использования до кирилловской азбуки может служить так называемая Велесова книга – книга новгородских жрецов IX века. Впоследствии мы еще вернемся к обсуждению этого памятника дохристианской культуры.).

Имеются также свидетельства, что кроме греческой славяне имели и свою оригинальную систему письма: так называемую узелковую письменность. Знаки этой "письменности" не записывались, а передавались с помощью узелков, завязанных на нитях, которые заматывались в клубки-книги. Возможно, эти узлы условно изображали на керамике, металле или бересте. Память о древнем узелковом письме осталась в языке, в фольклоре.

Мы до сих пор завязываем "узелки на память", говорим: "связать мысль", "связывать слово со словом", "говорить путанно", "спутать смысл",– а также: "клубок песен", "нить повествования", "узел проблем", "хитросплетение сюжета", "завязка" и "развязка" о начале и конце художественного произведения, "неувязка" – о бессмыслице в тексте, и пр. Сохранилась и пословица, напоминающая нам о бытовании в древности узелкового письма: "Что знала, то сказала, на нитку нанизала".

В сказках Иван-царевич, прежде чем отправиться в путешествие, получает клубок от бабы Яги. В фольклорных сказках, как известно, сохранились отголоски языческой эпохи. И как знать, может быть это не простой клубок, а своеобразный древний путеводитель? Разматывая его, Иван-царевич читал узелковые записи и таким образом узнавал, как добраться до нужного его места.

Возможно, древние славяне имели клубки с узелковыми письменами, содержащие географические сведения, клубки мифов и религиозных языческих гимнов, заклинаний. Хранились эти клубки в специальных берестяных коробах (не отсюда ли выражение: "наврать три короба", которое могло возникнуть в то время, когда мифы, хранящиеся в клубках в таких коробах, воспринимались как языческая ересь?). При чтении нити с узелками скорее всего "наматывались на усы" – очень может быть, что это приспособления для чтения.