Античный театр - уникальное явление мировой культуры
На модерации
Отложенный
Довольно и вообразить нашу современную жизнь без театра! Возникновением театра мы обязаны античной культуре. Когда я узнал больше о традициях театрального искусства античности, я был удивлен и даже поражен: кто бы мог подумать, что в те далекие времена будут существовать даже технические средства создания действа!
Античный театр зародился из народных спектаклей, которые традиционно происходили на празднованиях, посвященных Богу Дионисию, который был покровителем творческих сил природы, а позднее считался Богом виноделия и развлечений. Сначала спектакли происходили просто под открытым небом, но позже приобрели такую популярность, что началось строительство специальных помещений, технических средств и, ясная вещь, создание новых драм.
В античном театре играли только мужчины, сначала спектакль представлял собой символический диалог одного актера с хором, только позднее количество актеров увеличилось. Играли античные актеры в масках, которые не только отображали характер героя, а и были своеобразным рупором, т.е. делали голос актера громче. Участники спектакля обували котурны - специальная обувь на высокой подошве, лишь бы зрители видели, что происходит на сцене. Были и другие технические средства: в проходах ставили сосуды с водой, которое улучшало акустику, существовали устройства, с помощью которых актер мог \\\"взлететь\\\" над сценой или \\\"провалиться в царство Аида\\\".
Традиционно в основе сюжета античных спектаклей лежали известные всем мифы, а ценность драмы оценивалась авторской интерпретацией мифа: насколько трактовка известного сюжета освещала проблемы современности, которые моральные и философские проблемы затронул автор в своем произведении. С античной трагедию связано важное понятие - \\\"катарсис\\\". Это очищение и обновления души зрителя, которое к достигалось через сочувствие герою драмы, через яркие переживания и раздумья. Значит, античное искусство далеко не ограничивалось развлекательной функцией.
Комедии античности так же появились из народных спектаклей. Говорят, они были популярными в Риме, а трагедии - в Греции. Но они не просто развлекали зрителей, а и высмеивали недостатки людей и обществ. Меня очень заинтересовал традиция создавать образы реальных общественных деятелей и вдобавок под настоящими именами: в комедиях Аристофана мы встретим образ Сократа, Софокла и других известных лиц античности.
Театральное искусство стало неотъемлемой частью нашей жизни. Я считал что знание об истоках театра, его происхождение и традиции поможет нам лучше понять современное искусство. Античный театр - неоценимое явление в истории культуры, явление уникальное и самобытное.
РОЛЬ АНТИЧНОГО ТЕАТРА В ИСТОРИИ ЕВРОПЕЙСКОГО ТЕАТРА
Если обратиться специально к театральному искусству, то известно, что значение античного театра выходит далеко за рамки породившего его общества. Некоторые жанры римского театра продолжали жить и в первые столетия средних веков, несмотря на гонения со стороны духовенства и церкви.
А когда в эпоху Возрождения стали создаваться первые литературные трагедии и комедии, образцами для них послужили пьесы античных авторов. И позже западноевропейская драматургия неоднократно обращалась к богатому театральному наследию, оставленному античностью.
Так, представители французской классицистской трагедии постоянно обращались к античным сюжетам и к их обработке великими драматургами - особенно Еврипидом.
Таким образом, античное театральное наследие продолжало жить в европейском театре и много веков спустя после того, как само античное общество пало. Этой жизненностью античного театрального наследия объясняется то обстоятельство, что очень многие слова, относящиеся к театральному искусству, взяты из греческого или латинского языка. Слова: театр, сцена, просцений 4, драма, трагедия, комедия, пролог, хор, оркестр, монолог, диалог, мимика - греческого происхождения, актер, акт, сатира, опера - латинского.
Хотя греческая трагедия и заимствовала свои сюжеты из мифологии, она отражала современную ей жизнь демократических Афин V в. до н. э., активно вмешивалась в эту жизнь, старалась ее перестроить в соответствии с общественно-политическими, религиозными и нравственными воззрениями того или иного драматурга.
Театр поставил свое искусство на службу общества. Все большие идеи, волновавшие людей того времени, находили свое отражение в театре. Они облекались в совершенную художественную форму и раскрывались через показ больших человеческих характеров и страстей. В центре внимания античной трагедии был человек со всем богатством его интеллектуальной жизни.
Интересные факты про античный театр
В греческом театре была специальная должность - рабдух, в чьи обязанности входило лупить палкой по хребтине особенно разбушевавшихся зрителей.
Великий греческий драматург Эсхил умер, когда на его лысую голову с неба свалилась черепаха. Лысину драматурга принял за скалу пролетавший по небу орёл, выпустивший черепаху, чтобы разбить её панцирь и полакомиться её мясом.
Когда в битве афинян и самосцев часть армии выступила под предводительством драматурга Софокла (такую честь была оказана ему в награду за выдающиеся заслуги перед городом), ему пришлось сражаться с отрядами, руководимыми элейским философом Мелиссом. Драматург одержал победу над философом.
Все роли в греческом театре исполняли мужчины. Женщины-актрисы появились позже, все они были девицами лёгкого поведения и выступали лишь в мимах (довольно-таки похабных сценках бытового содержания) и пантомимах.
Греческие драматурги, представлявшие свои трагедии на сцене, соревновались друг с другом. Победивший драматург получал в качестве награды венок из плюща. Победивший хорег (спонсор постановки) мог поставить себе памятник, который никогда не делался с натуры и на котором указывалось и имя хорега, и имя драматурга.
В Риме были популярны так называемые мимические ипотезы - растянутые трагикомические представления, которые писал известный автор Филистион. Самым популярным сюжетом были приключения разбойника Лавреола, которого в финале представления распинали на кресте. В нужный момент актёра заменяли на какого-нибудь приговорённого к смерти и совершали настоящую казнь на глазах у зрителей.
За свои шутки против политика Клеона драматург-комедиограф Аристофан был избит слугами последнего прямо в театре.
Комментарии
И это верно. Кому, как не нам - изысканным, заядлым театралам - следует знать все улочки, закоулочки, переулочки, перекрестки, тупики и площади этой поистине великой страны под названием "Театр"?
Идею всенепременно поддерживаю и одобряю! -)))