Есть в Алекиной Поляне мужики...

В центре села Алекина Поляна, что в Тетюшском районе РТ, стоит скорбный памятник землякам, погибшим на войне. Их и сегодня чтят и помнят всех до одного. У этого памятника раньше принимали ребят в октябрята и пионеры, к нему возлагали цветы молодожены. В грозные годы войны отсюда на фронт ушло192 человека, из которых только 49 вернулись домой живыми. Да и те в основном были либо ранены, либо контужены.

Один из тех, кому посчастливилось дожить до Победы и даже дойти до Берлина - Петр Семенович Савосин. Он родился в 1918 году в селе Малое Нечасово. После окончания начальной школы работал конюхом в колхозе «На штурм». В 17 лет его поставили бригадиром полеводческой бригады. Все работы выполняли на лошадях, даже весеннюю вспашку сами делали: трактора в эмтээсе дорогие были..

В 1937 году он женился, а через два года его молодая жена Агафья с маленьким сыном остались одни: Петра Савосина призвали в армию. Служил в Монголии, был ездовым в конно-артиллерийском дивизионе. Едва не стал участником боев под Халкин-Голом, но их гаубицам тогда стрелять не довелось: полк завернули назад с марша, так как сражение завершилось победой. В 1941 году ждал «дембеля», а тут вот она - война. И вновь артиллеристы едут по бескрайней монгольской степи, тянут свои пушки к железной дороге.

- Этот марш я и сейчас часто вспоминаю, - говорит Петр Семенович. – Представьте себе: лето, жара, пушки горячие – не притронешься. И жажда такая - хоть воем вой. Вода была на вес золота. Пили вместе с лошадьми, у всех была своя норма: им ведро, нам – флягу. Не хватало и тем, и другим. Вы не поверите, но я поил своих лошадей из солдатской фляги, отдавая им свою воду! У всех была одна мысль: скорей добраться до станции и ехать бить фашистов, вероломно напавших на наши города и села…

В Союзе им дали тягачи, новые орудия и, погрузив в эшелон, отправили на фронт. Первый бой с немцами командир орудия Савосин принял в июле 41-го в Белоруссии, где они заняли оборону. Но немец пер так, что пришлось отступать до Днепра под непрерывными бомбежками авиации. Но и тут не удержались, скатились к Соловьевской переправе. Тут его и ранило в первый раз. Да так, что в госпитале приняли решение: отпустить солдата домой до излечения. Так в начале осени 1941 года он нежданно-негаданно, к большой радости жены и родных, нагрянул в родное село. Но дома отсиживаться не стал: на другой же день пошел работать в колхоз, где тогда вкалывали одни женщины, старики да ребятишки. Так прошло несколько месяцев, в течение которых чуть ли каждую неделю надо было ездить в Тетюши на военно-врачебную комиссию. А весной 1942 года его направили в так называемую Трудармию. Попал в Москву, на военный завод. Месяца три проработал формовщиком в литейном цехе, а потом стал каждый день ходить в военкомат, требуя послать его на фронт. Сначала ему говорили, что трудовая армия – тот же фронт. Но он продолжал настаивать:

- Да не могу я в тылу сидеть, когда мои товарищи там насмерть бьются!

И в конце-концов добился своего. Усталый военком, в очередной раз посмотрев личное дело Савосина, махнул рукой:

- Я вижу, от тебя, брат, не отделаешься. Вы в Татарстане все такие герои, что ли? Ладно, иди воюй, солдат!

Так он снова попал на фронт. С 1943 по 1945 годы сражался в Белоруссии, на Украине, освобождал Польшу, форсировал со своими пушками Одер, дрался с фашистами у стен Берлина. А незадолго до штурма вражеской столицы, когда артиллерийский взвод 122-миллиметровых орудий, командиром которого был сержант Савосин, должен был в составе тысяч других артиллерийских стволов шарахнуть по логову Гитлера, его ранило во второй раз. Берлин брали уже без него, а он приехал домой, освобожденный подчистую врачами. День Победы встречал в поле, на посевной.

В 1947 году его назначили председателем колхоза «На штурм», но через год фронтовик отказался от столь ответственной должности: грамоты не хватало. Продолжал работать рядовым колхозником, бригадиром, вместе с Агафьей Ивановной воспитал четверых детей, имеет семь внуков и 8 правнуков. С 1972 года семья Савосиных живет в Алекиной Поляне, где Петр Семенович 13 лет проработал учетчиком тракторной бригады в совхозе «Роза Люксембург».

Но и после выхода на пенсию фронтовик не стоял в стороне от совхозной жизни, всегда, пока были силы, отзывался на любые просьбы о помощи.

Раз в году они с Агафьей Ивановной надевают свои медали, он – медаль «За победу над Германией», она – медаль «За трудовую доблесть в годы Великой Отечественной войны». А еще у бывшего артиллериста есть благодарственное письмо от товарища Сталина – вот и все боевые награды, которые получил на войне солдат.

- Мы сражались не за ордена и медали, а за то, чтобы над нашими селами было чистое, мирное небо, - считает фронтовик Савосин. – И слава богу, что вот уже скоро шестьдесят лет наша страна живет без войны. Пусть ее, проклятой, никогда больше не будет!..

…Так же считает и другой бывший военный артиллерист, кавалер медали «За победу над Японией» Николай Никоноров. Рано узнавший крестьянский труд, он уже после четвертого класса работал масленщиком   на комбайне «Коммунар», который тянули трактором. Потом появились и другие комбайны – «Сталинцы». Было это в конце тридцатых годов в селе Киртели Больше-Тарханского района. Отец его был начальником лесозаготовительного участка, а мать работала в колхозе «Новый путь». В войну работали особенно напряженно, и сеяли, и пахали, и убирали хлеб до колоска под девизом: «Все для фронта, все для Победы!

А армию Никонорова призвали 6 января 1943 года, когда ему еще не было и восемнадцати лет. В Буинске призывников погрузили в эшелон и двинули на Дальний Восток, в город Бекин. Там учился в школе младших командиров, после которой получил звание сержанта и был направлен в 352-й стрелковый полк, а батарею 76-миллиметровых орудий. Думали, что отправят на фронт, но их полк оставили в Бекине, где они и прослужили два с лишним года, до самого Дня Победы. А в августе 1945 пришлось повоевать и им. Бои начались 29 августа. Ох, и дали тогда «прикурить» японцам наши орудия. От взрывов снарядов гудела маньчжурская земля. Сопротивление врага было недолгим и через несколько дней японцы выбросили белый флаг.

После войны старший сержант Никоноров служил в Дальневосточном военном округе, сначала в Комсомольске-на-Амуре, затем в бухте Ванино, в Амурской области, был командиром расчета гвардейского миномета «Катюша». Демобилизовался только в 1949 году. В том же году женился, свадьбу со своей ненаглядной Агафьей Николаевной сыграли аккурат на октябрьские праздники – 7 ноября. А после 25 лет проработал техником-лесоводом в питомнике, а затем лесником и старшим лесником в Тарханском лесничестве. Занимался посадкой, прореживанием, заготовкой леса. Хозяйство было огромное – 1200 гектаров. О том, насколько успешно Никоноров справлялся со своими нелегкими обязанностями, свидетельствует тот факт, что за многолетнюю добросовестную работу он был награжден почетным знаком «Отличный лесник».

После переезда семьи в село Алекина Поляна Николай Алексеевич работал в совхозе «Роза Люксембург». Был заведующим складом, завхозом, а после выхода на пенсию еще несколько лет собирал на лошади молоко у частников. 13 лет вдовствует, имеет восемь детей, 17 внуков и три правнука. Два сына и дочка живут и работают в селе, остальные разъехались по разным городам страны, все также на хорошем счету.

- Дети и внуки меня не забывают, а это, я читаю, самое большое счастье и самая большая награда для любого старика, - считает ветеран.

Добавим, что память о тех, кто воевал на фронте и трудился на колхозной ниве в героическом тылу, жива не только в их семьях. И совет местного самоуправления, и дирекция совхоза «Барак» делают все, чтобы эти люди ощущали постоянную помощь, заботу и поддержку в непростое наше время. Им всегда идут здесь навстречу, решая любые житейские проблемы в первую очередь. А как же иначе: ведь по тому, как у нас относятся к старикам, судят и об уровне нынешней власти.

2002 год.