Опрокинутые в историю

Иллюстрация: Н.В. Неврев «Опричники»

 На картине запечатлены события, предшествующие убийству конюшего боярина Ивана Петровича Федорова-Челяднина, которого Грозный заставил одеться в царские одежды и сесть на трон, поклонился ему, а затем ударил ножом со словами: «Ты хотел занять мое место, и вот ныне ты, великий князь, наслаждайся владычеством, которого жаждал!».

Авторы «Золотого теленка» утверждали, что финансовая пропасть – самая глубокая из всех пропастей, поскольку в нее можно падать всю жизнь. Классики заблуждались: самой глубокой, поистине бездонной пропастью является отечественная история – в нее можно падать веками.

 Взять хотя бы легендарное «призвание варягов на Русь», уже лет 200 спорим и, похоже, только вошли во вкус, запала хватит еще лет на 300. Много и других горячих тем в родной истории, от Велесовой книги до загадочной смерти Сталина: страшно представить, сколько морд было разбито по этим поводам, сколько зубов выбито, сколько семей распалось…

 Более травмоопасными, пожалуй, являются только главные вопросы нашего бытия: кто круче – десантура или морпехи, вариант - ЦСКА или «Спартак»?

 При этом любопытно, что настоящий накал эмоций вызывают исключительно события, достаточно отдаленные во времени, а история последних десятилетий особого интереса в обществе не вызывает.

 По моим наблюдениям, последней по настоящему важной темой является заговор против Берии, какие-то крохи интереса перепадают Хрущеву, ну и уж совсем для эстетов – Андропов и КГБ.

 А вот, что происходило в нашей стране в последнюю четверть века, любителей исторических тайн категорически не интересует. И это несмотря на то, что тайн (самых настоящих, а не придуманных) стало значительно больше.

 Один из самых таинственных периодов отечественной истории, 1990 – 93 годы, вообще практически выпал из общественного сознания. Многие современники (а иногда и участники!) путают августовские события 1991 года и октябрьские 1993, и не испытывают ни малейшего желания освежить свою память.

 Да и какой интерес? Вот Рюрик – это да!

 Нет, я и сам обожаю пофантазировать на темы Аркаима, а ну как действительно вся мировая цивилизация вылупилась из Челябинской области, ведь это какое утешение для национального самосознания!

 Не поспоришь и со стариком Гельвецием, утверждавшим, что прошлое – это ключ к будущему.

 Но почему нас интересует только отдаленное прошлое? Не потому ли, что мы не хотим знать ближайшее будущее?

 Особенно показательно, что споры о прошлом занимают все большее место в политизированных интернет-изданиях. Включая вроде бы оппозиционные.

 Там, где еще вчера бурно обсуждались перспективы массовых протестных акций, сегодня с еще большей яростью ведутся споры, ну скажем, об оценке Второй мировой войны и ее последствий.

 Конечно, тема важная, связанная с сегодняшним днем, но согласитесь, связанная опосредованно, через несколько десятилетий истории. А именно об этих десятилетиях мы и не хотим говорить.

 Но в таком случае возникает закономерный вопрос: нам шашечки, или ехать?

 Может быть, все-таки шашечки?

 Может быть, мы не хотим ехать именно потому, что интуитивно опасаемся приехать, скажем так, в места не столь отдаленные?

 Есть в психологии такое понятие – «вытеснение», то есть удаление из сферы сознания вызывающих беспокойство, тревожащих факторов.

 Между прочим, Зигмунд Фрейд считал теорию вытеснения основой всего психоанализа, и подчеркивал, что вытеснять-то мы вытесняем, но недалеко (не столь отдаленно?) и не окончательно.

 И вытесненные мысли и чувства не только тревожат человека в снах (переживем как-нибудь), но влияют на наше поведение, причем иногда – роковым образом.

 Допустим, гипотетический Иван Иванович взял, да и нахамил начальнику без всякого повода, а все потому, что в детстве девочку у него отбил нахальный сверстник. Тогда он перед наглецом спасовал, а через 20 лет на начальнике отыгрался. Правда, себе во вред.

 Но можно представить и другую картинку: жуликоватый современник лишил Ивана Ивановича его законной доли в бизнесе, и лишенец возненавидел лютой ненавистью, но не обидчика (себе дороже), а, скажем… британский королевский дом, веками злоумышлявший против России и русских. Почему именно британский? А потому, что компаньон болел за «Челси», например.

 Однако шутки в сторону.

 Наше поколение живет действительно в драматическую эпоху. Распад еще недавно великой державы, смена общественного строя, раздел и передел общенародной собственности, криминальный и ментовской беспредел, иллюзия свободы и полная свобода от иллюзий… И все это, и много чего еще, за неполные 25 лет.

 Неудивительно, что значительная часть народа страдает самым настоящим посттравматическим синдромом. И вспоминать недавнее прошлое не хочет.

 А всю свою бессильную ярость за обманутые надежды наши соотечественники готовы выплеснуть хоть на норманнов, хоть на хазар, хоть на белых, хоть на красных - лишь бы не связываться с нынешней властью в лице ражих омоновцев, циничных следователей и бездушных судей.

 Какие могут быть претензии к несчастному обывателю – выживает пока, и слава Богу!

 Но вот к тем, кто берет на себя (чаще всего, без спроса) функцию поводыря нашего ослепшего общества, считает себя экспертом, а то и идеологом, вопросы остаются.

 Речь идет, конечно, не о тех, прости Господи, «идеологах», что успешно подсели на казенный кошт в «Единой России» или «Народном фронте». Этих господ выдают слишком сальные губы.

 Я о независимых мыслителях (заметьте, последнее слово без кавычек, отчасти в кредит).

 Так вот, господа и дамы, давайте «по чесноку», вам действительно ложка в рот не лезет без Ивана Грозного?

 Или это фигура речи такая: говорю про Грозного, вспоминаю Сталина, подразумеваю Путина?

 Если без Берии с Гостомыслом вам на самом деле жизнь не мила, пожалуйте на истфак (можно заочно). Историческую науку всегда двигали энтузиасты.

 Но если история для вас – только способ маскировки политической позиции, этакая отечественная версия политкорректности, то не кажется ли она вам формой политической капитуляции перед властью?

 Тогда, может быть, честнее сразу в монастырь, как летописец Пимен?

 Впрочем, он, говорят, тоже под заказ работал.