Дильмун-родина шумеров и не только их

На модерации Отложенный

 

Дильмун – родина шумеров, и не только их.

 

Дильмун - известный древним шумерам остров в Персидском заливе.

В представлениях шумеров Дильмун представлялся родиной человечества и колыбелью цивилизации в целом и шумерского народа в частности.

Дильмун впервые упоминается в шумерской мифологии и аккадском героическом эпосе о Гильгамеше, а также в торговых надписях шумерских городов-государств III тысячелетия до н. э., в которых остров играет роль посредника в торговле Шумера и Хараппской цивилизацией долины Инда  (которая также как и шумерская и эламская цивилизация была населена дравидоидами – древней группой народов, живших на обширной территории от Юж.Урала до берегов Индийского океана). В шумерских сказаниях героического цикла и поэме о Гильгамеше Дильмун фигурирует как место жительства Ут-Напиштима - человека, спасшегося от потопа (в Библии этого человека еврейские сочинители Библии назвали Ноем), к которому Гильгамеш приплывает после смерти Энкиду в поисках секрета вечной жизни.

     Через Дильмун в Шумер осуществлялся экспорт меди меди, драгоценных камней, жемчуга  и отдельных овощей, взамен из Месопотамии через остров вывозилась разнообразная продукция сельского хозяйства. Дильмун оставался важным центром международной торговли и после объединения Шумера и Аккада под властью Шаррумкена и Ур-Намму; собственно, документация времён Саргона Аккадского утверждает, что царь «принимал корабли из Мелуххи (цивилизация Хараппа), Магана (древний Оман), Дильмуна».

    На северном побережье современного Бахрейна археологами было обнаружено значительное по размерам городское поселение, занимавшее площадь около 19 га и населённое несколькими тысячами жителей. Поселение расстраивалось в несколько этапов в период около 2800—1800 до н. э.(но всего вероятнее поселения в Дильмуне были более древними, но еще не все найдено да и современные историки не очень то любят признавать древние поселения, которые древнее городов Шумера), что соответствует времени упоминания о Дильмуне в месопотамских источниках. Археологические памятники, напоминающие найденные в дильмунском поселении на Бахрейне, встречаются также на южном побережье Персидского залива и на ряде островов в заливе.

    По моему мнению  страна Дильмун значительно больше, чем думают современные историки, и еще многое не найдено. И еще многое будет найдено на территории Аравии (в том числе на территории современного Омана).

    До сих пор на карте истории остается еще очень большое количество «белых пятен», заполнить которые, надо думать, нам еще придется в будущем. Мало того, кажется, еще недавно Аккад, Вавилон, Ассирия и другие великие цивилизации также хранили много удивительных тайн, о которых мы даже не догадывались. По этому поводу известный американский историк С. Н. Крамер сказал следующее: «Археологические исследования, проведенные за последнее столетие в Египте и на Ближнем Востоке, обнаружили такие сокровища духовной и материальной культуры, о каких и не подозревали предшествующие поколения ученых. Благодаря наследию древних цивилизаций, извлеченному из-под толщи песка и пыли, в результате расшифровки древних языков и восстановления давно утерянных и забытых литературных памятников наш исторический горизонт сразу расширился на много тысячелетий».

      В последние десятилетия особое внимание археологов притягивает Ближной Восток.
Больших успехов достигла датская археологическая экспедиция во главе с Джеффри Бибби, которая работала на восточном побережье Аравийского полуострова - в Кувейте, Бахрейне, Катаре, Саудовской Аравии, Абу-Даби, Омане. Временной диапазон этих работ очень широк - от позднего палеолита до XV — XVI вв. н. э.
Открытия археологов были поистине сенсационны.
     Еще недавно для большинства исследователей история восточного побережья Аравийского полуострова начиналась только с VII в. н. э. С того времени, когда арабы приняли ислам и начались их завоевательные походы на запад и на север, в цветущие области древних земледельческих цивилизаций.
    Что же было до этого - осталось только догадываться, строить всевозможные гипотезы.
Вместе с тем, античные авторы, историки и географы Греции и Рима, не раз упоминали в своих работах указанные территории и оставили о них очень интересные сведения.
В IV в. до н. э. Александр Македонский выделил немалые силы с целью обследовать Персидский залив, а также прилегающие к нему территории. Грекам хорошо было известно о богатых Сабейском и Манейском царствах на юге полуострова, а также о процветающем городе Герра, который был построен на восточноаравийском побережье для того, чтобы торговать благовониями - ладаном и миррой - со странами Средиземноморья и Месопотамией.
     О том, что этот город был действительно процветающим, говорят многие источники. В качестве примера можно привести слова одного древнегреческого географа, который во II в. до н. э. писал, что «двери, стены и крыши домов были инкрустированы здесь слоновой костью, золотом, серебром и драгоценными камнями».
     Вместе с тем, точное местонахождение древней Герры установить пока не удается. Некоторые исследователи считают, что она находилась в районе современного селения ал-Хубара в Бахрейне, некоторые доказывают, что она была около саудовского порта Окайр в Персидском заливе. Но все это только гипотезы. Не удалось обнаружить руины древнего города и экспедиции Дж. Бибби.
     В конце XIX и в XX в., когда удалось прочитать клинописные тексты Месопотамии, обнаружились новые сведения об этой территории. Начиная с III тысячелетия до н. э. и до нововавилонского времени, которое относится к I тысячелетию до н. э., ассирийцы, шумеры, вавилоняне нередко в своих документах говорили о какой-то богатой стране Дильмун (Тильмун) — «стране жизни», как они ее называли, которая лежит далеко на юге, за «горькой водой», «на восходе солнца».
     На востоке Аравии, от Омана на юге до Кувейта на севере были обнаружены и раскопаны могильники и поселения неизвестной до этого древней цивилизации III тысячелетия до н: э., как ее называли «Культура Барбар». Скорее всего, ее центром и был остров Бахрейн. Дальше Дж. Бибби потребовалось только время и терпение, чтобы доказать, что эта цивилизация есть не что иное как легендарная страна Дильмун.
Как показали многочисленные находки, обнаруженные во время раскопок, - бусы, изделия из меди и слоновой кости, стеатитовые печати - Бахрейн-Дильмун в III - II тысячелетиях до н. э. играл очень большую посредническую роль в оживленной морской торговле между Ираном, Месопотамией, Индией и Египтом.
В 70-х годах археологическая экспедиция Дж. Бибби под стенами португальского форта в Кала'ат аль-Бахрейне на острове Бахрейн обнаружила остатки порта древнего Дильмуна - облицованную камнем гавань для стоянки кораблей внутри городских стен, а также причалы, «таможню», склады и т. д.
    О том, что Дильмун имел прочные связи с Египтом, свидетельствуют находки на острове Файкале - глиняный египетский сосуд, изображение египетского жука-скарабея, алебастровые египетские изделия кремового цвета и др.
    А вот какие сведения о торговых связях Дильмуна в III - II тысячелетиях до н. э. приводит Г. Комороци. Сделав анализ текста «Гимна о торговле Тильмуна», который является вставкой в шумерский эпос «Энки и Нинхурсаг», ученый пришел к выводу, что во II тысячелетии до н. э. «с одной стороны, хорошо известные партнеры внешней торговли Двуречья завозят свои товары в Тильмун (те товары, которые всегда были импортными и в самом Двуречье); а с другой стороны, Двуречье (город Ур) и «страна шатров» завозят в Тильмун традиционные экспортные товары страны - хлеб, шерсть, ткани... Если же судить по шумерским документам середины и конца III тысячелетия до н. э., то можно сделать вывод, что не столько шумерские торговцы ездили за границу, сколько иностранцы наведывались в Двуречье, где и происходил обмен товарами.
Так, в одном из текстов Ур-Нанше из Лагаша читаем: «Корабль Тильмуна из (чужой) страны на шее привез лес». А вот что читаем в надписи Саргона Аккадского: «Корабли Мелуххи, Магана и Тильмуна встали у причала Аккада».
     О совершенно особом положении Дильмуна в религии Двуречья свидетельствует глиняная табличка с 278 строками клинописи в шесть колонок, доставленная исследователями в Музей Пенсильванского университета. Впервые этот текст был опубликован в 1915 г., но тот первый перевод оказался не очень удачным и вразумительным.
     И лишь в 1945 г. куратор Отдела Ближнего Востока в университетском музее города Филадельфии, один из известнейших в мире специалистов по истории Шумера профессор Крамер предложил свой перевод мифологической поэмы, которую обычно называют «Энки и Нинхур-саг» - по имени двух главных действующих лиц.
Энки - один из четырех главных божеств шумерского пантеона, бог-покровитель Эриду - самого южного и, по преданию, самого древнего из городов Южной Месопотамии.
Нинхурсаг - богиня-мать, «мать всех богов». Так вот, события, которые описаны в мифе «Энки и Нинхурсаг», происходят в Дильмуне. Начинается же поэма своеобразным гимном этой стране:
Священные города — вручи их ему (Энки?),
Священная страна Дильмун. Священный Шумер даруй ему, Священная страна Дильмун. Священная страна Дильмун, непорочна страна Дильмун, Чиста страна Дильмун, священна страна Дильмун.
Через несколько строк текст принимает уже более конкретный характер. Эта страна священна, потому что:
В Дильмуне не каркает ворон,
Не кричит дикая курица,
Не убивает лев,
Не хватает ягненка волк,
Нет диких псов, пожирающих козлят,
Нет кабанов, пожирающих зерно.
Солод, что вдова рассыпает на крыше,

Птицы небесные не поедают.

Голубь не прячет голову.
Нет больных, говорящих «у меня болят глаза»,

Нет больных, говорящих «у меня болит голова»,

Нет старух, говорящих «я старуха»,

Нет стариков, говорящих «я старик».
Затем следует обращение богини Нин-сикиллы к Энки, своему отцу, с просьбой даровать Дильмуну воду.

Энки отвечает ей:
Пусть Уту, пребывающий в небесах,

Доставит небе сладкую воду из земли,

Из подземных источников вод;
Пусть наполнит водой твои обширные водохранилища (?);
Чтобы город твой пил из них воду в достатке;
Чтобы Дильмун пил из них воду в достатке;
Пусть твои колодцы с горькой водой станут колодцами
сладкой воды; Пусть пашни и поля твои отдают тебе свое зерно;

Пусть твой город станет «домом кораблей» обитаемой земли.
После того, как бог солнца Уту доставляет в Дильмун воду и орошает остров, Нинхурсаг выращивает восемь чудесных растений. Появление их на свет связано с выполнением ряда магических действий. Благодаря этому рождаются три последовательно производящих друг друга поколения богинь. Каждая из них зачинается Энки и символизирует очередное растение. Основательницей рода выступает Нинхурсаг.
Энки приказывает своему послу Исимуду сорвать все восемь этих растений и принести ему. Когда тот исполняет его приказ, Энки съедает растения, после чего заболевает - болезнь поражает восемь органов его тела.
Тогда Нинхурсаг проклинает Энки и оставляет Дильмун.
Но с болезнью Энки мир начинает гибнуть.
Возвращенная на остров с помощью лисы Нинхурсаг лечит Энки. Делается это так: Энки называет больную часть тела (ребро, 'зуб, челюсть), после чего Нинхурсаг производит на свет соответствующее божество, чем и исцеляет бога.
Так, например, чтобы вылечить ребро, она рождает богиню Нинти, «владычицу ребра».

Во время родов Нинхурсаг болью страдает Энки.
Необходимо отметить, что эта поэма впервые была записана почти четыре тысячи лет назад, уже тогда она, видимо, была достаточно древней.
Особенно примечателен тот факт, что государство, которое в письменной истории шумеров и вавилонян выступает как иностранное, играло такую важную роль в их мифологии.
Возможно, это объясняется тем, что Энки первоначально был дильмунским богом и пересказанный нами миф из Дильмуна перекочевал в Месопотамию.
Интересные сведения об этой стране можно обнаружить и в поэме «Энки и мироздание»:
Страны... Маган и Дильмун взирали на меня (Энки), Суда Дильмуна привозили (?) лес, Суда Магана нагружены до неба, Барки «магилум» из Мелуххи Везут золото и серебро,
Привозят все в Ниппур для Энлиля, царя всех земель.
      Кстати, об упоминаемом в этом отрывке Магане - главном поставщике меди для древней Месопотамии, сведения до сих пор очень скудны и неизвестно точное его местонахождение. Если одни считают, что Маган находился в Северной Африке, то, например, Дж. Бибби предполагает, что он должен был быть в Омане.
При раскопках в Омане, недалеко от оазиса Бурайми, в 60-х годах археологи нашли два глиняных расписных сосуда, сделанных на гончарном круге, которые были очень похожи на керамические изделия культуры Джемдет-Наср (протописьменный период) в Южной Месопотамии (рубеж IV — III тысячелетий до н. э.).
То есть, пришли к выводу ученые, начало торговли местных жителей с Двуречьем относится к самому раннему этапу развития шумерской цивилизации.
Мало того, в районах Омана, прилегающих к Бурайми, были обнаружены следы древних медных разработок - в Джебель-Ахдаре и Джебель-Мадане. Как предполагают археологи, эти медные рудники вполне могут относиться и к III тысячелетию до н. э. Об этом, например, свидетельствует анализ медных предметов III тысячелетия до н. э. из Южной Месопотамии в целом и из царского некрополя в Уре в частности, который показал близкий состав их  металла - отсутствие мышьяка и примесь никеля - и медной руды, добывавшейся в Омане.
    Кроме того, в Омане находятся огромные залежи мыльного камня - стеатита, который очень широко применяли в древней Месопотамии, а также в соседних с ней областях для изготовления печатей, статуэток и сосудов.
    Небезынтересен и еще один факт. В государствах Шумера и Аккада во второй половине и конце III тысячелетия до н. э. в большом количестве использовался диорит. Но дело в том, что в самом Двуречье этого камня никогда не было. Как раньше предполагали ученые, его возможно доставляли даже из Индии (Мелуххи) - через Персидский залив и Индийский океан. Но теперь совершенно очевидно, что большие запасы диорита, как и близких к нему пород камня, есть в Омане-Макане, который на протяжении всего III тысячелетия до н. э. имел тесные связи с Месопотамией - ведь он являлся одним из главных поставщиков заморских товаров и сырья для городов Шумера.
    Вместе с тем, сегодня еще очень трудно ответить на вопросы: почему для шумеров, судя по их мифам и эпическим поэмам, Дильмут являлся какой-то сказочной страной «светлой», не знающей ни смерти, ни болезней, «раем» для богов? Почему в глазах древних жителей двуречья Дильмун был окружен каким-то священным ореолом?
Трудно согласиться, что причина этого заключается только в большом экономическом значении для Двуречья торговли с Дильмуном. Да ведь и древнейшие торговые контакты между этими странами, как предполагают археологи, относятся только к началу III тысячелетия до н. э., а истоки поэм и особенно мифов несомненно надо искать в более глубокой исторической эпохе.
     Многие ученые высказывают мысль, что некоторое объяснение этому феномену дает сам остров Бахрейн, где когда-то находилась легендарная страна. Дело в том, что действительно на фоне окружающей пустыни его природа смотрится довольно впечатляюще: огромные рощи финиковых пальм, цветущие сады, многочисленные источники пресной воды, иногда появляющиеся прямо со дна моря.
Вполне возможно, что на протяжении тысячелетий люди не могли понять, откуда же берется эта вода, которая питает местные оазисы. Точнее, они считали это даром богов.
А что же на самом деле?
     Вот что пишут российские исследователи Б. Бодянский, О. Герасимов и Л. Медведко в своей книге «Княжества -428- Персидского залива»: «Сравнительно недавно геологи наконец решили загадку оазисов Бахрейнского архипелага. Выяснилось, что истоки подземных вод удалены на 500-700 километров к западу от мест их выхода. Они расположены на Аравийском полуострове в районе возвышенностей Хиджаза, Асира, Неджда и Йемена, которые обильно омываются дождями в период муссонов. Оттуда, следуя наклону горных пород, вода устремляется под землей по водоносным слоям на юго-восток и восток к пустынным берегам Персидского и Оманского заливов. Горизонт подземных вод, естественно, является напорным. Этого горизонта достигают сравнительно неглубокие колодцы в Кувейте и в Договорном Омане. Он снабжает водой пресноводные источники, находящие выход на дне моря вдоль аравийского побережья и далее, источники прибрежных островов, в том числе Бахрейнского архипелага».
Однако это, надо полагать, не единственная причина такого отношения к Дильмуну со стороны его соседей.
     Как поведали археологические исследования последних десятилетий, в конце V - начале IV тысячелетий до н. э. на восточном побережье Аравии, которое включает в себя и Бахрейн-Дильмун, и на юге Месопотамии проживали родственные племена раннеземледельческой Убейдской культуры. Об этом хотя бы свидетельствует их керамика — чаши, кувшины, кубки, изготовленные из зеленовато-желтой глины и расписанные красновато-коричневыми и черными геометрическими узорами.
Но, по мнению многих археологов, Убейдская культура была прямой предшественницей и родоначальницей цивилизации шумеров. Если согласиться с мнением археологов, то тогда получается, что родина самой Убейдской культуры была где-то на юге — вполне вероятно, на аравийском побережье Персидского залива. В этом случае становится совершенно понятно, почему так восхваляли в своих мифах и поэмах шумеры Дильмун - ведь это их далекая южная прародина!
      Кстати, это предположение еще в 1946 г. высказал П. Корнуолл.
Но, чтобы со всей серьезностью подойти к решению этой проблемы, нужны не просто предположения, а археологические раскопки. Мало того, они должны доказать, что убейдские памятники Дильмуна-Бахрейна древнее убейдских памятников Месопотамии.
Действительно, такие раскопки в последние годы проволились не один раз, но... Доказательств привести пока так и не удалось. Мало того, нейтронный анализ убейдской керамики Аравии показал, что эта керамика была доставлена из Южного Двуречья и возраст ее несколько моложе самых ранних образцов глиняной посуды Убейдской культуры в долине Тигра и Евфрата. Другими словами, можно скорее говорить о колонизации не с юга на север, а наоборот с севера на юг. ( но это предположение).
     Если не сбрасывать совершенно со счетов единственную доступную нам географическую информацию, - делает вывод Бибби, - отождествление Дильмуна с Бахрейном, предложенное Роулинсоном, лучше всего согласуется с фактами. Только надо помнить, что Дильмун не ограничивался Бахрейном, он включал также какую-то часть Аравийского полуострова».
     Кроме страны Дильмун необходимо поговорить о другой древней стране, о которой писали шумены – о Магане.

 МАГАН - в древности страна в Аравии (на терр. совр. Омана), на побережье Индийского ок. Упоминается с 26 в. до н. э. шумерами (Ур-Нанше, Гудеа, Ур-Намму и др.), позднее аккадцами (война Нарамсина с Маниу, царем М.) и ассирийцами. Маган славился как страна мореплавателей. Был богат залежами меди и ценными сортами деревьев. Через Маган  проходил морской путь из Шумера в Индию и Африку. Со 2-го тыс. до н. э. шумерское название Маган. в ассирийских и арамейских текстах было перенесено на Египет.

    Если мы упомянули о Магане, то надо упомянуть и о древней городе Убар.

По сообщениям древних хроник, Убар находился в Омане. Построили его люди, примерно, 3 тыс лет днэ, а исчез он в 4 веке.  Земля Убара была оазисом. Этот город еще называли «городом колонн», потому что в нем находилось очень много высотных построек, где использовались колонны. Очевидцы Убара называли его «осколком Рая на Земле». Территория этого чудесного города имела 700 тыс.кв.км. Зная это, арабы прозвали его «серединой пустой Луны».

    Много лет «затерянный город» Убар, упоминающийся в знакомых нам с детства сказках волшебной книги «Тысячи и одна ночь» считался всего лишь мифом, легендой, придуманной древним автором. И только сравнительно недавно, в 1990 году американские археологи, проводя раскопки в пустынях Омана, нашли руины древнего заброшенного города, по описанию похожего на описанный в арабских сказках город Убар.

    Найденные археологами руины многочисленных башен, которые являются ровесниками египетских пирамид, привлекают не только ученых, но и туристов со всего мира. Город, построенный 4500 лет назад, погиб во время неизвестного сегодня катаклизма. Многие ученые считают, что город Умар был построен над карстовой пустотой, а в результате природного катаклизма город провалился в пустоту. Первооткрывателем «затерянного города» Убар считается американский археолог Николас Клэпп, узнавший о существовании Убара из одной необычной книги, которая попала ему в руки во время путешествия по Аравийскому полуострову. Это была книга, написанная английским исследователем Бертрамом Томасом, в которой описывалось посещение ученым пустыни и встреча с оманскими бедуинами, которые рассказали ему о городе Умар и показали тропу, ведущую к древним развалинам. Однако Томасу не суждено было найти город самостоятельно. Его теорию, изложенную в книге, удалось проверить и подтвердить только Николасу Клэппу, который прямо на местности определили караванные пути, по которым в древности в город привозились товары со всех сторон света.

    Убар находится в самой южной провинции Омана – Дофар.

 

    А теперь заключение по этой статье. По моему мнению древняя страна Дильмун является не только пра-родиной шумерской цивилизации, но и прародиной цивилизации в Египте. Легенда о Красном Езиде гласит, что он провел своих соплеменников (племена родственные шумерам-адаби) с восточного берега Красного моря на западный. Во время перехода  через это море вода перед ними расступилась, обнажив дно моря.  Это был знак Всевышнего, что он благоволил Красному Езиду и его соплеменникам. Это событие позднее было переписано древними евреями и включено в Библию, как знак расположения Всевишнего древним евреям. Вообще еврейские летописцы много скопировали с шумерских мифов и записали в Библию на свой лад. Видимо после этого перехода соплеменники Красного Езида поселились в Древнем Египте и участвовали в создании египетской цивилизации (а может сами создавали эту цивилизацию с религией, похожей на ту, которая была у шумеров-адаби).

    Еще нужно упомянуть древнюю страну Маган (современный Оман). Вполне вероятно, что эта цивилизации была еще древнее, чем страна Дильмун. Ведь по многим легендам именно там находился райчкое место (до начала засухи в Аравии). Многие события, записанные в Библии, происходили именно там  и были сохранены древним народом Дильмуна (предками шумеров-адаби).  И эти события тоже были скопированы из древнешумерских мифов в Библию (но в интересах древнееврейского народа). Такие факты  изветны часто в древней истории. История часто искажается в интересах какой то группы людей.

    Но завершу эту статью небольшим вопросом. Юг Аравии (Маган) находится на берегу Индийского моря. А древняя цивилизация асуров (которой много миллионов лет) находилась на материке в Индийском же океане. Не совпадение ли это?