Цензура в "Штрафбате" Николай Досталь: Письмо Олегу Добродееву

Генеральному директору ВГТРК 
г-ну Добродееву О.Б.



Уважаемый Олег Борисович!



Российский телевизионный канал является для меня не посторонним. Подтверждение этому – три многосерийных фильма о самых трагических страницах нашей Истории: «Штрафбат», «Завещание Ленина» и «Раскол», снятые для Вашего канала. 

Тем обиднее было видеть последнюю демонстрацию «Штафбата» по каналу «Россия-1» (24-27/06 с.г.), где была сделана ничем не оправданная, противозаконная цензура. По всему фильму вырезались отдельные слова и словечки: бл*… сука… сучара… Вырезались грубо, «по живому», даже из песни штрафников-уголовников в финале 1-й серии, где, казалось бы, из песни слово не выкинешь – выкинули !.. А после этой блатной песни контрпунктом идет Великая песня всего штрафбата «Вставай страна огромная…». Известно, что на войне речь сплошь перемежалась ненормативной лексикой, но в фильме такие слова звучат изредка, к тому же далеко не самые «крепкие» и из уст уголовников… 

Цензура коснулась не только фонограммы, но и изображения: вылетел кадр в 5-й серии – штрафник с женщиной в кровати… В 7-й серии так сильно сокращена сцена изнасилования штрафником русской девушки, что насилие как будто и не случилось, помешали… Но от этого ЧП в штрафбате выстраивается сюжетная драматургия всего дальнейшего повествования, которое теперь выглядит неубедительным.

Всех случаев неуважительного отношения к авторам фильма не перечислить. 

При следующем показе вырежут курение и выпивку !?.. 

Понимаю, что не Вашими руками это делалось. Да, и прямых указаний, Вы, вероятно, не давали… Но в итоге, к радости от того, что россияне вновь увидели «Штрафбат», подмешалось чувство горечи и стыда за такую грубую, мелочную и ханжескою цензуру на Вашем канале. 

Искренне, 

Кинорежиссёр Н. Досталь 
Народный артист России