Фильм на миллион. Кто остановит взбесившийся принтер

На модерации Отложенный
ПЕТР СВОЕКОШТНЫЙ
Антипиратский закон
Фото: blog.toggle.com

Так называемый «Антипиратский закон», принятый Государственной Думой в рекордно короткие сроки и одобренный в среду Советом Федерации, в ближайшее время может получить важное дополнение — положения о штрафах. Без этого инициатива выглядела какой-то незавершенной. Но интернет-пользователи не сомневались, что скандальный закон «станет полным наконец», и санкции за обмен фильмами в торрентах непременно появятся.

25 июня их ожидания оправдали депутат и режиссер Станислав Говорухин, радеющий за отечественный кинематограф, и его коллега-парламентарий Леонид Левин, выпускник театрального училища им. Щепкина. Депутаты внесли на рассмотрение нижней палаты короткий документ, предлагающий дополнить Кодекс об административных правонарушениях новой статьей под номером 13.29 — «Непринятие мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим информацию с нарушением интеллектуальных прав». В пояснительной записке сказано, что эта поправка в КоАП предлагается именно в связи с законопроектом «о противодействии пиратству».

 
Леонид Левин

На прошлой неделе, после того как Дума спешноприняла «Антипиратский закон» сразу во втором и третьем чтениях, депутат Левин, который был одним из его авторов, в беседе с журналистами пообещал, что рядовых пользователей документ не коснется — государство их преследовать не собирается. Однако последнее дополнение Говорухина-Левина заставляет усомниться в намерениях парламентариев.

«Административную экзегетику» — толкование неоднозначных формулировок, которые выходят из-под пера власть имущих — никак нельзя назвать точной наукой. Но некоторые фразы в проектируемой статье КоАП звучат вполне конкретно. В частности, поправка предполагает введение ответственности для «лица, осуществляющего передачу материала в информационно-телекоммуникационной сети». За этой формулировкой, в первую очередь, стоит видеть пользователя файлообменных сетей.

Как известно, каждый юзер, скачивающий файл по протоколу BitTorrent, одновременно «отдает» полученные части остальным пользователям. Поэтому фактически он попадает под действие статьи 13.29 и является лицом, «осуществляющим передачу материала». Депутаты об этом очевидном факте наверняка тоже прекрасно знают. И получается, что Леонид Левин слукавил, когда обещал вывести «простых пользователей» из-под действия нового закона.

Кроме любителей торрентов, поправки КоАП предусматривают ответственность и для лиц, «предоставляющих возможность размещения материала или информации», а также «возможность доступа к материалу в сети» (для последней формулировки приведен синоним «информационный посредник»). Очевидно, в данном случаеимеются в виду хостинг-провайдеры, владельцы сайтов и интернет-провайдеры.

Штрафы за отказ удалить или «ограничить доступ к информации» будут довольно крупными. Граждан обяжут заплатить пять тысяч рублей, должностных лиц — пятьдесят тысяч рублей, а юридических лиц оштрафуют на сумму от трехсот тысяч до миллиона рублей.

Юридический механизм блокировки информации, предложенный «Анипиратским законом», после трех чтений в Госдуме выглядит следующим образом.Правообладатель, обнаружив в интернете свой фильм (закон пока сосредотачивает внимание только на произведениях кинематографа) направляет заявление в Мосгорсуд.

Именно эта инстанция, по решению депутатов, будет заниматься рассмотрением подобных жалоб со всей России.

К заявлению необходимо приложить некие документы, «подтверждающие факт использования объектов исключительных прав в информационно-телекоммуникационных сетях» (очевидно, это должен быть знаменитый «нотариально заверенный скриншот»). Суд принимает решение о «предварительных обеспечительных мерах» и выдает правообладателю исполнительный лист, который тот должен предоставить в местное подразделение Роскомнадзора.

Ведомство на основании исполнительного листа направляет требование хостинг-провайдеру, который, в свою очередь, уведомляет владельца сайта. Если владелец не удалит фильм в течение одного рабочего дня, то это за него должна сделать компания, предоставляющая услуги хостинга. Иначе Роскомнадзор обратится с требованием о блокировке сайта к интернет-провайдеру.

Конечно, по мысли парламентариев, одним только удалением фильма дело ограничиваться не должно. Правообладатель после введения «обеспечительных мер» ивыдачи исполнительного листа должен подать иск «о защите исключительных прав на фильм» в тот же Мосгорсуд. Если иск не будет подан в течение 15 дней, то решение о предварительном обеспечении будет отменено. То есть, в данном случае закон фактически обязывает правообладателя судиться и требовать возмещения ущерба.

Уже этой осенью депутаты обещают распространить действие закона на книги, музыку и другие объекты интеллектуальной собственности. Московскому городскому суду в этой ситуации, безусловно, придется очень нелегко. Если закон все же вступит в силу, то на первых порах вал заявлений и исков будет просто огромным. Но эта проблема волнует пользователей и представителей IT-индустрии в последнюю очередь. Возмущение интернет-сообщества вызывает, прежде всего, само стремление законодателей к тотальному регулированию жизни в сети.

«Мы поддерживаем благую цель защиты авторских прав, но закон не учитывает интересы многих сторон. Процедуры блокировки, предусмотренные в законе, создают почву для злоупотреблений со стороны недобросовестных заявителей в отношении своих конкурентов, и не дают возможности пользователям заявить о своих правах и оспорить требования таких заявителей в случае использования контента в допустимых пределах, например, при цитировании», - пишут в корпоративном блогепредставители Google.

«Законопроект прошел второе и третье чтение в Думе. Его окончательная версия еще хуже, чем промежуточные. Все поправки интернет-отрасли, которые могли бы добавить в механизм регулирования немного здравого смысла, были полностью проигнорированы... Несмотря на сложившуюся ситуацию, мы не оставим попыток донести до Госдумы возможности решения проблемы пиратства без ущерба развитию российского интернета»- возмущаются представители компании «Яндекс».

«Несоответствие и противоречие отдельных норм законопроекта международным нормам и практикам создаст непреодолимый барьер на пути внутреннего роста российских рынков и расширения их на международный контекст... Мы полагаем, что отсутствие прозрачного обсуждения, игнорирование внесенных отраслью поправок, отсутствие анализа экономических и социальных последствий необъяснимо и неприемлемо», - заключают эксперты РАЭК.

Что касается последней инициативы Говорухина и Левина, то реакцию общества на нее нам еще только предстоит услышать. Скорее всего, парламентарии на весенней сессии уже не успеют разобраться с этим документом, и поправки в КоАП тоже будут отложены до осени. А пока в качестве ближайших последствий «Антипиратского закона» можно предполагать резкое увеличение спроса на жесткие диски и внешние накопители емкостью от терабайта и выше. Делать запасы в предчувствии тяжелых времен — давняя русская традиция.