ОШИБКИ НАДО ИСПРАВЛЯТЬ

На модерации Отложенный

         ОШИБКИ надо ИСПРАВЛЯТЬ

 

«… можно ошибаться,

но чтобы вот так, и на столько,

 с такими последствиями для

всего человечества…

Мир погубят неисправленные ошибки,

 жадность и обман»

 

 

Глупее  ошибок человечество наверно еще никогда не делало.

Мир от них просто стал сходить с ума, в полном смысле этого слова. Он стал изменяться в худшую сторону.

Расплодилась целая армия бездельников, очковтирателей, болтунов и кривляк, называвших себя художникам, хотя никакого отношения эти люди к профессии художника не имеют. Достаточно посетить  какую-нибудь современную выставку, и вы в этом убедитесь.

Теперь изобразительное искусство возведено в ранг ненормальности. И К ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ ПРОФЕССИИ – ХУДОЖНИК, ЛЮДИ СТАЛИ ОТНОСИТЬСЯ ПОДОЗРИТЕЛЬНО.

Большинство людей полностью потеряли любовь к изобразительному искусству - в такой неразберихе и бардаке лучше оставаться в стороне, предпочитают они, чем иметь свое мнение.

От всевозможных подозрений в адрес мастеров живописи, у молодого поколения полностью исчезло желание учиться у своих предшественников. ОБУЧАТЬСЯ живописи теперь стало ПРЕСТУПНО. А это, значит, открылся путь к полной деградации искусства.

ХХ век, стал разрушительным не только для изобразительного искусства, но и для всех других  видов искусств.  И поэтому я его называю веком «черного квадрата».

Почему это случилось, и какие ошибки необходимо исправить, мы поговорим в этой статье.

 

 

Вдумаемся в такое понятие как слово художник.

Кого мы подразумеваем и представляем под этим словом?

Под этим словом принято считать в основном людей относящихся к изобразительному искусству, хотя оно шире.

Слово художник и слово музыкант - это два общих понятия.

Под словом музыканты мы всегда подразумеваем людей двух видов человеческой деятельности. Это композиторы и исполнители. А вот под словом художники, мы подразумеваем почему-то людей только одной профессии, только одного вида деятельности. Все почему-то являются «композиторами», а такой вид деятельности как исполнители – отсутствует.

А если отсутствует исполнительское мастерство, как отдельный вид деятельности в какой-либо сфере, значит и ее развитие остановится. Все пойдет по пути полной деградации.  Это закон. Так уж мы все устроены.

Вот в этой огромной ошибке и заключается остановка развития изобразительного искусства.

Ведь мы всегда должны помнить, что все произведения искусств, а также все предметы, созданные людьми, которые нас окружают, имеют «две стороны одной медали», они всегда имеют своего творца, и всегда имеют своего исполнителя. Это очень важно знать. Это необходимо для оценки любого предмета созданного человеком. Что бы быть творцом необходимо вначале стать исполнителем.

И какую бы сферу человеческой деятельности мы не взяли – везде, кроме живописи, есть это разделение труда,.

В архитектуре, скульптуре, дизайне, моделировании и в других видах деятельности человека это разделение существует и по сей день. Модельер рисует новую модель, а портной, как исполнитель, ее шьет. Архитектор создает проект, а строители, в виде исполнителей, воплощают этот проект в жизнь и т.д.

Раньше такое правило существовало и в живописи. Были художественные мастерские, в которых работали мастера и их ученики-подмастерья. Мастера сочиняли небольшие эскизы к картинам, а подмастерья исполняли их в натуральную величину на стене, доске или холсте.

Поэтому, чтобы развиваться, должно существовать два понятия, и два вида человеческой деятельности. Один вид деятельности творит, т.е. придумывает новые творения в виде эскизов, проектов, нот, чертежей, схем и т.д., а другой вид деятельности людей все это, практически воплощает в жизнь. Отсюда и возникли две профессии. Но не многие могут освоить эти две профессии одновременно, т.е. стать творцами и исполнителями.

А сейчас, кто бы ни взял в руки кисть – все автоматически становятся и творцами и исполнителями сразу одновременно, не изучив ни одну, ни другую профессии. Ему сразу вдалбливают в голову, что он должен создавать СВОЕ. Но он этим самым тогда полностью перечеркивает преемственность. 

Представьте себе, если бы тех, кто играет на каком-нибудь музыкальном инструменте, мы бы всех стали называть композиторами – у нас всех от их сочинений, наверно бы голова заболела  –  ну не наградила их Природа даром творить. А в живописи – наградила.

Все кто умеет мало-мальски рисовать, все становятся автоматически “композиторами”, т.е. создателями СВОЕГО.

Напрашивается вопрос. А зачем же тогда существует множество учебных заведений, если они с пеленок начинают создавать СВОЕ? Вот здесь и заложена та «бомба», которая в дальнейшем должна разорваться.

На самом же деле, эти два вида деятельности всегда существовали, и всегда будут существовать на практике, не зависимо от нас, как бы мы их не называли. Даже власть у нас называется законодательной и исполнительной. (Хотя, как может называться власть исполнительной? Это уже какой-то парадокс в данном случае).

Зайдите, например, на Арбат или на другие уличные выставки и вы увидите множество этих самых мастеров исполнителей. Не копиистов, как принято их сейчас называть, а именно исполнителей. Другое дело, низкий профессиональный уровень, от того, что не хватает знаний, просто этому виду деятельности их никто не учил. А это уже второй вопрос.

Еще пример. Большинство также из нас, в детстве, пробовали срисовывать чьи-либо картинки или на каком-нибудь музыкальном инструменте подбирать чью-либо понравившуюся мелодию. Вот эти наши действия и были первыми попытками испытать свой профессиональный уровень исполнительского мастерства. Мы пробовали себя в виде исполнителя.

Таким образом, все начинается с исполнительского мастерства.

Сама Природа нам интуитивно подсказывает – сначала учись у своих предшественников, а только потом сочиняй СВОЕ. Что мы сейчас и делаем, когда в семь лет идем в первый класс общеобразовательной школы.

В общеобразовательной школе все подмастерья и все исполнители, и никто от учеников не требует создавать новые формулы, сочинять новые произведения литературы, и делать новые открытия. Все учащееся изучают своих предшественников, кроме только на предмете ИЗО. Только там сейчас требуют сразу сочинять СВОЕ.

И только из-за того, что в изобразительном искусстве появилась эта ошибка, этот предмет большинству в школе и не стал нравиться. Эта ошибка уже парализовала также и все остальные учебные заведения, в том числе и высшие.

Например, при окончании учебы в вузе на живописном отделении, пишут в дипломе преподаватель живописи. Понятие композитор и исполнитель полностью отсутствует, они не знают даже что написать в дипломе. Чему учили непонятно…

А ведь при приеме на живописный факультет все поголовно сдают такой экзамен, как композиция. Напрашивается вопрос. Зачем? Всех принимают как будущих «композиторов», а выпускают почему-то всех как педагогов. Очень странно. Опять какая-то путаница... В общем, эта ошибка всех запутала. И никто  не пытается эту ошибку исправить, хотя есть и академики и профессора и доктора наук... Очень странно, но ее почему-то никто не замечает…

А что порой изображают художники на современных выставках, мы ничего понять не можем. Как оценивать их работы, по каким критериям…? Опять же не понятно. Ну, все запутано…

А это происходит как раз оттого, что большинство из этих «художников» не являются «композиторами», т.е. Творцами. Они есть те, которые попали в эту сферу случайно. Они занимаются не своим делом, так как Природа их не наделила «композиторским» даром, поэтому они вынуждены теперь стараться, как можно тщательней все запутать, чтобы прикрыть свою  бездарность, в одном или в обоих видах деятельности.

А теперь напрашивается вопрос. А МОЖЕМ ЛИ МЫ ТЕПЕРЬ В ХХI ВЕКЕ ПРАВИЛЬНО И ОБЬЕКТИВНО ОЦЕНИВАТЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО? НЕТ.

От того, что мы потеряли такой вид деятельности, как исполнительское мастерство, из-за этой ошибки последовала и другая ошибка.

 

В МИРЕ КОПИЙ

Большинство людей постоянно КОПИРУЮТ друг друга.

Все человечество живет в мире КОПИЙ. Представьте себе, например, газету только в одном экземпляре. Кому такая газета будет нужна?

Потребность людей иметь у себя дома лучшие образцы произведений искусств невозможно погасить или убить.

Это все равно, что иметь у себя дома книги, музыкальные записи, иметь машину и мн. др. вещи созданные техническим и эстетическим развитием цивилизации.

Другое дело, в каком виде все это иметь. Позволить себе иметь все это в виде ОРИГИНАЛОВ не разумно, да и не к чему. Во-первых, это обойдется очень дорого, а во-вторых, все это можно иметь у себя дома, в виде хороших исполнений или копий.

Исполненная вручную работа стоит дороже, а сделанная работа  механическим путем будет стоить дешевле. Только очень богатый человек может себе позволить иметь немного ручной работы в своем быту, или иметь список с картины большого мастера.

Люди не смогли бы без КОПИЙ жить, да и просто существовать. Не смогли бы развиваться. Не смогли бы пить, есть, одеваться, передвигаться, разговаривать, общаться, работать, развлекаться и т.д.

И чтобы всеми ТВОРЕНИЯМИ, созданными людьми, могли пользоваться и другие люди, они стали их размножать и распространять в виде КОПИЙ. Это и книги, и газеты, журналы, музыка, кинофильмы, одежда, разнообразная еда, мебель, машины, самолеты, бытовая техника и мн.др. иначе бы мы не могли всеми  этими плодами пользоваться, если не получали бы мы все это себе в виде КОПИЙ. И это РАЗУМНО и правильно, по-другому, не могло бы и быть.

Представьте, что вы заходите в какой-нибудь супермаркет, а на полках одна оригинальная булочка, одна пара ботинок, один автомобиль, один стул, одна бутылка пива (и все, разумеется, ОРИГИНАЛЫ). А сзади за вами образовывается все больше и больше очередь, которая желает купить все эти товары, чтобы на всех их хватило. Картина называется «приплыли»…

Но все это вышеперечисленное размножается механическим способом на всевозможных станках и машинах. Размножение картин также механическим способом будет называться КОПИЕЙ. А вот размножение их ручным способом уже будет называться ИСПОЛНЕНИЕМ.

Но наши современники, ошибаясь, называют это копированием. И когда они внедрили слово копирование, то они полностью убили исполнительское мастерство как понятие, как отдельный вид деятельности, а вместе с ним, убили и такие понятия как мастер и подмастерья.

Ведь чтобы стать хорошим исполнителем, необходимо, во-первых, очень долго этому учиться, во-вторых, необходимо обладать не малым количеством ума, таланта и обладать огромной суммой знаний. В космос то мы летаем, а достичь высокого уровня мастерства Леонардо да Винчи до сих пор не можем. Не хватает знаний и количества ума.

Исполнителем музыки, исполнителем театра или кино стать во много раз проще, чем стать мастером живописи. В этом, например, убедился сам, попробовав обучаться живописи, певец  Муслим Магомаев, так как чтобы стать мастером живописи, необходимо приобрести знаний во много раз больше, чем в музыки.

Если, например, в музыке присутствует только одна ее теория, то в живописи кроме ее теории, присутствуют и множество других наук, которые необходимо знать – это анатомия, перспективы линейная и воздушная, технология материалов, ботаника, физика, химия, цветоведение, и т.д. Без этих знаний качества в живописи не добиться. Этому нужно учиться всю жизнь.

А получилось так, раз нет такого понятия как исполнительское мастерство, значит, все кто повторяет, или выполняет по эскизам или срисовывает чьи-либо картины, этих людей всех стали называть копиистами. Но это мертвое слово больше ассоциируется с машиной, но не с человеком.

Пусть попробует эта самая совершенная машина исполнить по эскизу художника его картину. Никогда ей этого не сделать, так как нужен талант, знания и душа человека. И вот все это, при внедрении слова копия, мы перечеркнули.

Только неразумный и безграмотный человек мог назвать ручной труд с его индивидуальной манерой исполнения, обозвать трудом копииста.

Во всех сферах человеческой деятельности, ручной труд всегда был уникален и неповторим, так как все люди разные.

Если даже, например, тысяча человек будут глядеть на один и тот же предмет или картину, то видеть они ее будут по-разному. Значит, и изобразит их вся эта тысяча по-разному.

Представьте себе, если бы известных исполнителей Кобзона, Пугачеву или Галкина, назвали бы копиистами. У всех наверно перекосились бы рты.… Хотя они, если хорошо подумать, все также копируют уже кем-то написанные произведения, - поют также и не только СВОЕ, - как принято сейчас  говорить, - повторяют ноты, которые написали и не они.

Но никто не возмущается, и все молчат, никто не называет их копиистами… и ни кому в голову не приходит такая крамольная мысль,  так как у каждого человека есть своя душа, свое индивидуальное восприятие и своя манера исполнения, т.е. свой подчерк. Этого у него, и захочешь, не отберешь.

А вот в изобразительное искусство, эта крамольная мысль пришла, и у всех ее мастеров, отняла все эти качества. Ни души, ни своего видения, ни манеры.… Все у них куда-то исчезло... Ручной труд мастера живописи почему-то приравняли к работе безумной машины, где нажал кнопку и все готово. Не смешно ли…? 

Музыка, например, вообще полностью состоит в основном из сферы исполнительского мастерства. Мы порой и композиторов то не знаем, а вот исполнителей всех знаем пофамильно.

Или, например, многие музыкальные произведения мы никогда не слышали в оригинальном исполнении самого автора. И смотрите, мы как-то об этом и не задумываемся. Заметьте, никто из критиков не обращает на это внимания, когда, например не создав СВОЕ, а лишь только исполнив чье-то музыкальное произведение, основная масса людей преклоняется перед исполнителями, а не перед автором сочинившего это произведение, т.е. композитором. Никто взахлеб не кричит, что надо создавать только СВОЕ.

В наше время, если ты даже исполнишь чьи-то сочиненные «3,5 ноты» – и ты уже становишься «большим»  человеком.

Люди других профессий, пашут и пашут в поте лица, рискуют жизнью, своим здоровьем, и не оцениваются так высоко, как исполнитель «3,5 нот» в музыке. Вот такие парадоксы.

Всего лишь из-за одного слова, мы разрушали постепенно все изобразительное искусство. И теперь мы не можем правильно и справедливо оценивать произведения искусств. Запутали все…

Когда же началась эта путаница?

 

ОСТОРОЖНО!  «РЫНОК»

Постепенно, с развитием цивилизации, картина тоже становится товаром, который можно было перемещать с места на место, как и другие товары.  Ведь в основном мастера исполнители принимали свое участие, в росписях фресок, различных заказных полотнах, и эти их работы нельзя было перевозить и ими спекулировать.

Живопись  была в основном заказной. Потребитель сам заказывал предметы живописи, так как «рынка» тогда еще не существовало. Посредника, в виде торговца, тогда еще не было. Весь процесс продажи происходил напрямую, от мастера-производителя к потребителю.   

А сейчас, мы знаем, как это происходит…

Мне думается, что в погоне за прибылью, когда торговцы мирового «рынка» перехватили управление у специалистов изобразительного искусства и стали их посредниками, они, долго не думая, сами стали оценивать произведения искусств и продавать этот товар, минуя мнения специалистов.  Сами стали внедрять в нашу жизнь, новые всевозможные термины и понятия. С этого момента все перевернулось «с ног на голову». Получилось так, что накопленные веками людьми знания, были полностью перечеркнуты.

При оценке произведений искусств, торговцы не стали долго думать и разбираться в том, кто создал или исполнил то или иное произведение. Поэтому для упрощения процедуры оценки, они  выбрали только два слова ОРИГИНАЛ и КОПИЯ.

Почему же торговцы выбрали эти слова?

Видимо эти слова были просто у них на слуху. Ведь они же торговцы, а товары, размножаемые механическим способом на станках, а не ручным способом и были теми копиями.

Ведь чтобы продать ручное исполнение какой-нибудь картины, его необходимо правильно было оценить, нужны были знания, а у них их не было. Поэтому картина ставшая предметом торговли стала у них называться оригиналом, а ее размножение или повторение, у них автоматически становится словом копия, как, например, происходит это при увеличении количества кастрюль. Вот поэтому они и стали применять эти два слова.

 Их реклама не стала разбираться в этом. Они быстро разнесли все свои понятия по всему миру. Им нужны были только оригиналы, а не копии, для того, чтобы с помощью рекламы они могли бы их продать во много раз дороже, чем купили у авторов, так как  оборвана связь, между заказчиком и потребителем.

Специалисты изобразительного искусства этот момент проворонили.

По отношению к гражданам всего мира, торговцами был проделан огромный ОБМАН в области изобразительного искусства. Как это делается сейчас торговцами, мы это увидели своими глазами. Нас запутали так, что мы теперь не знаем, как все созданное грамотно оценить…

…А надо распутывать.

В иконописи, например, для размножения количества икон, использовалось слово список. «Сделай мне список»  - говорили раньше на Руси. Огромное количество этих списков, распространилось теперь по всему миру в виде высокохудожественных произведений, и их очень теперь высоко ценят на аукционах, хотя исполняли их простые деревенские мастера. В каждом доме была икона. И заметьте, никто не называет их словом копия, - как бы их назвали сейчас современные торговцы «рынка».

А более поздние мастера использовали слова ПОВТОРИТЬ или ИСПОЛНИТЬ. И сами авторы часто повторяли свои и др. картины по просьбе потребителей. Ведь тогда еще изобразительное искусство еще не вошло в «рынок».

Слово копия можно употреблять лишь только в одном случае, когда подлинник, т.е. оригинал утерян, разрушен или уничтожен. Когда поставлена задача восстановления погибшего произведения.

Смотрите, даже фоторепродукции с картин, сделанные с помощью фотоаппарата, мы в данный момент не называем копиями, хотя они сделаны механическим путем. А если  использовать самые современные технологии сканирования, можно приблизиться настолько близко к оригиналу, что глазу человека это уже будет не под силу. И смотрите, мы все равно называют их фоторепродукциями.

А вот здесь то и необходимо было применить это слово КОПИЯ, так как делается она механически, без души человека, без индивидуального своего видения и без своей манеры. Но этого не происходит, так как ниша эта уже  занята, а значит, ничего не надо менять, решили все. Но менять надо…

Ведь копия как новое современное понятие, закрепилось теперь в мире, оно заменило понятие исполнение. Даже сами специалисты, не задумываясь над тем, куда оно в дальнейшем их заведет, стали тоже применять повсеместно это слово, следуя за торговцами. Поэтому, все то, что мы сейчас стали ценить в искусстве, - сделано за счет рекламы торговцев, а не специалистов в области живописи. Теперь все это стало профанацией.

Никто тогда даже не мог подумать, что это слово, с его применением, в дальнейшем станет крамольным словом для изобразительного искусства.

Теперь с появлением механического копирования предметов искусств необходимо исправить эту грубейшую ошибку ХХ века.

В изобразительном искусстве вновь появятся, как было раньше «композиторы» и «исполнители». Тогда вновь поднимется уровень исполнительского мастерства и тогда появятся во истину высокохудожественные произведения искусств.

Ведь сейчас к слову копия люди относятся пренебрежительно и подозрительно. В этом много постарались и кинематографисты. Мы теперь воспитаны по этим канонам созданным ими в фильмах, в фильмах, где эти ошибки были распропагандированы повсюду.

Мы дошли уже до такого маразма, что по-другому это не назовешь, что учиться  практически (а «по-рыночному» значит копировать) у своих предшественников, становится крамольным. Тебя сразу станут в чем-то подозревать, так как слова исполнять, в учебном лексиконе нет. Тебя сразу станут подозревать в подделке произведений. Вот поэтому учиться стало преступно.

И получается, что с применением слова копия, в нас выработали уже  к нему отторжение, а это значит у нас выработано отторжение к тому, чтобы учиться.

Вот и получается замкнутый круг.

Если я, например, занимаюсь исследованиями в области изобразительного искусства, и чтобы понять, как это делалось в прошлом, должен практически изучать высокохудожественные произведения, как это делает музыкант – через их исполнение. То я тогда буду у современных безграмотных искусствоведов, попаду под подозрение поддельщика, и буду считаться «фальшивомонетчиком» (как уже было написано в статье с критикой в мой адрес).

Это все равно, что хирурга, взявшего в руки скальпель или дровосека, взявшего в руки топор – подозревать в убийствах. Смешно, неправда ли?

А нарушать закон стали торговцы. И чтобы нажиться, заказывали копии у художников, выдавая их потом при продаже за оригиналы – ведь это они придумали слова, обесценившие исполнительский труд. Поэтому от этих их слов и появились такие понятия как подделка или «фальшивомонетчик».  Сами мастера этим никогда не занимались, так как в этом не было необходимости. Их исполнительский труд, до применения этих слов, очень высоко ценился и оплачивался. А когда их труд обесценили «торговцы» и их исполнительский труд исчез, как вид деятельности, тогда и возникли такие идеи как подделки произведений искусств. Раз специалистов не стало – значит можно подделывать и никто ничего не узнает и не поймет. А если бы были специалисты, то такой «мысли» никогда бы и не возникло.   

Даже вот этот пример, говорит о том, насколько мы стали глупы в своих подозрениях.

У нормального и образованного человека, никогда не должны возникать вопросы и подозрения, если художник исполняет картину сидя у себя в мастерской, когда перед ним нет оригинала, так как оригинал находится в музее. Как же можно сделать копию, когда нет перед тобой оригинала?

Но и этот пример не останавливает дураков все равно подозревать. Парадокс.…

Вот до этого мы докатились. Какое же может быть развитие искусства?

Но у нас бывает как всегда – «хотели-то как лучше»…

 

ПОСЛЕДСТВИЯ ОШИБОК

 

И как закономерность – падение в одной сфере деятельности влечет падение и в другой. И в данный момент это падение  перешло и к музыке.

Музыка, как младшая сестра живописи (см. книга Леонардо да Винчи), последовала за живописью, и оказалась также сейчас, не в не менее парализованном положении, чем изобразительное искусство. Там также сильно упал профессиональный уровень. И также расплодилось огромное количество бездарностей и случайных представителей этой профессии, особенно в эстраде.

Вернемся к истории.

От того, что мы пошли на поводу у «рынка», не исправив ошибку тогда, - ХХ век стал веком «черного квадрата». «Черный квадрат» - это такое же МММ ХХ века, состряпанное с помощью рекламы.

Поэтому этот век был резкого падения профессионального мастерства в изобразительном искусстве. Столько расплодилось низкопробного ширпотреба, что любого нормального человека все это может свести с УМА. Такое всегда бывает, когда резко падает уровень профессионального мастерства в какой-нибудь сфере.

Например, если в эпоху Возрождения, работавших в то время художников, мы можем назвать всего лишь несколько десятков, то в данный момент, в наше время, их стало в сотни раз больше чем когда- либо. Это следствие ошибок. Уровень упал – увеличилось количество.

И теперь эта АРМИЯ случайных обманутых «художников», чтобы выжить, вынуждена вставать огромной стеной перед небольшой частью истинно талантливых художников – ведь все у нас везде всегда решает большинство... Также и здесь - эта масса стала решать теперь, что хорошо, а что плохо.

В развитии культуры ХХ века, «черный квадрат» показал, насколько деградировало изобразительное искусство. Этот его вызов указал всем нам, до чего же мы докатились, когда уже стали относить к искусству всевозможные кривляния, в которых полностью отсутствуют элементы искусства.

 

Александр Татаренко – художник-исследователь, педагог http://vk.com/id128931403

Создатель ПЕРВОГО В МИРЕ

МУЗЕЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА

http://www.34.ru/tv/ekskursiya-po-muzeyu-ispolnitelskogo-masterstva-2687

г. Волгоград