Рейтинг «продажных» СМИ составляет сейчас малоизвестная петербургская «Газета о газетах» («ГоГ»). В попытках доказать продажность «Новой газеты», Forbes, «АиФ», «КП», «МК» и других установленные лица потратили миллионы рублей. Изъездили десятки тысяч километров — от Урала до берегов Аравийского полуострова. Задействовали шпионов и арабов, бизнесменов и депутатов, настоящих и подставных…
Итог — серия искусственно спровоцированных публичных нападок на «АиФ», Forbes, «Новую», Дмитрия Быкова, Юлию Латынину, Алексея Венедиктова, Дмитрия Муратова… Обещают продолжение. Кто старается? Для кого и для чего?
«Новая газета» — лидер списка «ГоГ». На правах первых мы и расскажем о результатах собственного расследования.
Мечта араба
17 января 2013 года на электронный ящик петербургской редакции «Новой газеты» прилетело письмо из Объединенных Арабских Эмиратов. Автор — Инасс Кузменко, жена и помощник бизнесмена из ОАЭ Хатем Рифаата Мохаммеда, рассказывала: Мохаммед — владелец сети ресторанов в Абу-Даби и Дубае. Давно мечтал о своем ресторане в России. В 2009 году в Петербурге познакомился с предпринимателем Владимиром Бортовым и выступил компаньоном в строительстве ресторана, которое тот вел.
«Когда ресторан уже был готов к открытию, — писала Инасс, — возникли проблемы. Группа горожан стала выступать против… Нам позвонил человек от Владимира и сказал, что ресторан не дают открыть, нужны еще деньги, чтобы решить вопрос в правительстве города… Мы готовы были перечислять в банк, но Бортовой настаивал на наличных деньгах… Мохаммед платил тремя частями: 300, 300 и 260 тыс. долларов. А потом еще 120 тыс. долларов для всяких чиновников. Кому и сколько отдавал Владимир — сказать не могу… Все вопросы решал Бортовой. Нам обещали, что с нас только деньги, все остальное сделают они…»
Потом, если верить Инасс, Бортовой пропал:
«На звонки не отвечал. Нам позвонил человек от него и сказал, что ничего не получается… Но они выполнили все условия, поэтому деньги нам возвращать никто не будет. И даже сказали, что обращаться в суд бесполезно… Сейчас для Мохаммеда — это уже не вопрос денег, а вопрос его репутации. Открытие ресторана — не просто незавершенный бизнес-проект, задета гордость… Будем благодарны, если Вы назначите встречу, чтобы мы могли обсудить пути решения проблемы и оговорить условия. Мы готовы приехать в Россию… Инасс: +971 50 400 5560» (Запомните телефон. — Н. П.).
«Поторопитесь с выходом»
На встречу жена и помощница приехала, но без документов, и не смогла ответить на вопросы. Прислала и то, и другое по почте, объяснив: «Мы были так уверены, что все делается законно и правильно, что не очень внимательно относились к бумагам».
Инасс уверяла: ее муж лишился 1 млн долларов, репутации и мечты.
Что могло утешить арабов?
Публичная «казнь» Владимира Бортового в СМИ. Говорили, что даже готовы платить деньги за статью о нем — и в петербургском выпуске «Новой», и в других изданиях. Мы усомнились: а были ли 1 млн инвестиций, арабская мечта да и сам Мохаммед?..
В марте Инасс вдруг прислала вести переговоры своего брата из Москвы — Андрея Михайлова. Он просил поторопиться: «Напишите статью побыстрее, время идет, а мы еще ничего не сделали».
Мы и поторопились — выяснить, кто же так торопит нас?
Пока мы разбирались с этой странной историей, больше похожей на провокацию, выяснилось, что нечто подобное произошло сразу с несколькими СМИ, причем все эти неприятные истории, по странному совпадению, разведала и живописала «Газета о газетах». Еще в октябре 2012 года «ГоГ» представила новую рубрику — «Честная журналистика», как декларировалось, с целью «информировать о заказных и лживых статьях, размещенных в любых российских СМИ». А уже через месяц случился первый инцидент…
Не хило на бахилах
28 ноября в «АиФ. Здоровье» вышел материал о том, что исчезновение из медучреждений автоматов по продаже бахил лишает работы инвалидов, производящих их на базе реабилитационного комплекса «Контакт». А уже 29 ноября на сайте «ГоГ» повисла статья «Разоблачение журналиста крупнейшей газеты» (в бумажной версии текст назывался «Цена журналистской совести»). «ГоГ» обвинила журналистов «АиФ» в том, что они «берут взятки за публикации, не утруждая себя проверкой фактов в проплаченных статьях». По мнению «ГоГ», «АиФ» опубликовал заказной материал, не убедившись в достоверности информации. «ГоГ» настаивала: на самом деле «Контакт» не имеет собственного производства, занимается перепродажей бахил и пытается спекулировать на теме инвалидов, лишаемых дохода, для защиты собственного бизнеса. К тексту на сайте «ГоГ» прикрепили видеозапись оплаты статьи представителями «Контакта» и скан расписки о получении денег.
В редакции «АиФ» «разоблачение» «Газеты о газетах» назвали провокацией: «Материал опубликован на правах рекламы, что подтверждается документами и, естественно, оплатой. Только у «ГоГ» она почему-то превратилась во взятку».
«Внимание! Снимаю!»
В марте 2013 года «ГоГ» выдала новое «расследование».
Некто Сергей Соловьев, в роли предпринимателя и кандидата в депутаты Качканарской городской думы, пригласил дать благотворительный концерт для избирателей в Качканаре и Нижней Туре (города в Свердловской области с населением 22 и 40 тысяч человек. — Н. П.) писателя и журналиста Дмитрия Быкова.
В ходе переговоров директор Быкова — на удивление Соловьева, а за ним «ГоГ» — попросил гонорар. По условиям официально заключенного договора, для жителей выступление гостя было бесплатным, а бизнесмену и политику стоило 500 тысяч рублей.
Через несколько дней после концерта «ГоГ» выложила на сайте видео и фотографии творческого вечера, афиши с Быковым, расписку его директора о получении аванса и обличительный материал. Из него и выяснилось, что Сергей Соловьев — вовсе не житель Свердловской области и никакой не кандидат. Возможно — предприниматель, но скорее — провокатор. Единственная цель которого — не выборы (да и не было их в Качканаре), а любым путем всучить полмиллиона Дмитрию Быкову, включив предварительно камеру.
Цитируем письмо, которое Соловьев якобы прислал в редакцию «ГоГ» 23 февраля (концерт состоялся 22 февраля): «Поспорили с друзьями на ящик виски, что за деньги в нашей стране можно купить любого, и особенно журналюгу… Кандидата на розыгрыш выбирали долго… Вспомнили о Быкове… Не буду подробно рассказывать обо всей подготовке, могу сказать одно: всё, что я планировал, получилось… Всё, правда! Я сам до конца не верю… За два часа чтения пасквилей — пол-лимона… Я, конечно, всё это снимал и фотографировал. Надо же доказательства представить. А потом мне так обидно стало: вот таким, как они, люди и верят. На концерты их ходят, газеты читают…»
Я не я и...
Следующей атаке подвергся Forbes.
Всё тот же петербургский бизнесмен, «кандидат» в свердловские депутаты Сергей Соловьев в майском номере журнала (вышел 18 апреля) выкупил две страницы. В интервью под заголовком «Портрет современного политика» рисовал себя хозяином мини-империи по строительству частных домов и коттеджей, благотворителем, устроителем детских городков и площадок, состоятельным человеком…
А 23 мая СМИ огорошили: оказывается, еще месяц назад Соловьев обратился в суд с иском к Forbes. Претензия истца: герой публикации — не он. С журналистами не общался. Фото украдены с его страницы «ВКонтакте». Интервью — вымысел, сломавший ему жизнь: ушла жена с двумя детьми, отвернулись коллеги и начальство.
В сюжетах на НТВ и сайте «ГоГ» Соловьев (уже как коммерческий директор петербургского ООО «Инфотекс») сокрушался: он узнал о публикации в журнале аккурат в свой день рождения — 22 апреля — от супруги. Та потребовала от мужа объяснений. Как указал истец, обвинила его в многолетней лжи, ведении двойной жизни, укрывательстве миллиардных доходов от семьи и подала на развод.
События развивались стремительно, судя по документам, выложенным Соловьевыми в Сеть: иск, заявления, письма, фото. 23 апреля в 16.49 жена по e-mail уведомила мужа о разводе. Переслала заявление о расторжении брака. Оплатила госпошлину. Иск в Останкинский суд Москвы (по месту нахождения Forbes), в котором Сергей пишет о семейной драме, тоже подан 23 апреля. Все пошлины оплачены тем же днем. Крест на 15-летней совместной жизни супруги поставили шустро. От ответчика истец потребовал опровержения и компенсации морального вреда — 5 млн рублей.
«Аксель Шпрингер Раша» (российский издатель Forbes) заявил: «Интервью Сергея Соловьева напечатано в качестве рекламы с соответствующей пометкой. Заказчик — ООО «Региональный центр». Текст и фотографии предоставлены рекламодателем. При этом, — отметили в «Аксель Шпрингер Раша», — клиенты просили опубликовать материал без пометки «На правах рекламы».
— Никакого интервью в помине не было, — прокомментировала главный редактор Forbes Елизавета Осетинская. — Какие-то люди купили разворот текстовой рекламы. А потом подали на журнал в суд, требуя 5 млн рублей и доказывая, что интервью не было. Редакция здесь вообще ни при чем. Очевидно, что цель всех этих действий только в том, чтобы снимать подобные сюжеты. Называется этот прием у органов безопасности — «понижение уровня дискуссии». Смотрите, они и деньги берут, и лажу публикуют.
Старо, как КГБ.
Портрет современного провокатора
Едва запахло скандалом — объявился его режиссер, но вряд ли автор сценария.
В конце мая Соловьев получил письмо от того, кто сделал его подпольным миллиардером: «Во всех ваших неприятностях виноват я. Розыгрыш с депутатством и публикации — моя работа. Готов всё объяснить». Подпись — Андрей Михайлов.
Не прочь исповедоваться Михайлов оказался и прессе. Охотно признался: «Да, это сделал я, на спор о продажности СМИ». По версии Михайлова (цитаты из интервью на ТВ): «Случайный выбор пал на Сергея Соловьева, потому что у него «ВКонтакте» выложены неплохие фотки — взял, разместил… После статьи в Forbes пошел по списку: от Калининграда до Владивостока еще около 40 СМИ это интервью разместили… Кто выступал в Нижней Туре? Просто нашел человека, очень похожего на Сергея Соловьева, и вывел его на сцену…»
Андрей как-то забывает о том, что отдал Forbes — по договору — 540 тысяч рублей, не взятку — а плату за рекламу. Как и остальным.
Наверное, для Михайлова новость — Закон «О рекламе». А зря не знает: «заведомо ложная реклама не допустима» (ст. 9), «ответственность за содержание рекламы несет рекламодатель» (ст. 30). И еще: ст. 31 определяет меры ответственности за нарушение закона. Если Соловьев и впрямь дойдет до суда, у Михайлова будет шанс ознакомиться с ними. А может, нет. Поскольку к Михайлову Соловьев — без претензий. Почему?
Украл фотки. А украл ли? Михайлов твердит, что присмотрел фото Соловьева «ВКонтакте» и выбрал его «жертвой» еще в феврале — накануне концерта Быкова. Между тем все свои фотографии в соцсеть Соловьев выложил только 5 апреля 2013 года (дата зафиксирована). В редакции Forbes утверждают: рекламный отдел сдал финальный макет майского номера 4 апреля. После этого никакие изменения в содержание не вносились. Фотографии были представлены в высоком разрешении.
Так выдал Михайлов реального Соловьева (примерного семьянина, менеджера среднего звена) за другого человека (мифического политика и бизнесмена) — или нет? «Новая газета» располагает документами, согласно которым в феврале из Петербурга в Екатеринбург Соловьев и Михайлов летали вместе. Если Андрей нашел человека, похожего на Сергея, то вплоть до совпадения паспортных данных.
Один испортил жизнь второму? Не факт. Они общаются и переписываются, не утаил в разговоре с «Новой» 17 июня сам Сергей.
Андрею же, легко выкидывающему миллионы «на спор», не портят настроение даже кредиторы под дверью. По данным Федеральной службы судебных приставов, Михайлов имеет крупные долги перед банками: АКБ «Авангард» (задолженность — 80 тысяч рублей), Райффайзенбанк (521 тыс. руб.), МТС-Банк (8 млн 178 тыс. руб.). Только в апреле—мае 2013 года судебные приставы возбудили в отношении этого заемщика четыре исполнительных производства и наложили арест на имущество семьи Михайловых.
Последний штрих к портрету: в Андрее мы с первого взгляда узнали того самого брата арабской гостьи, примчавшегося из Москвы, хотя и прописанного в Питере. Даже автомобиль тот же — «Тойота Ленд Крузер», на котором сейчас приезжает на встречи с журналистами Михайлов, в редакцию «Новой» привозил и Инасс.
Возвращаясь к неотомщенным гостям из жарких стран.
Да простит нас Мохаммед: мы не спасли его репутацию. Своя — дороже. А «люди с улицы» к нам уже приходили. Совсем недавно. Незадолго до арабов. Только Андрей Михайлов был тогда не «братом Инасс», а «другом Маши»…
Маша Хари
В начале лета 2012 в редакцию попал документ из «Конкорда». На распечатанной странице сайта «Новой газеты» старательно подчеркнуто объявление о приеме на работу в нашу дирекцию и фамилия сотрудника, которому расписывался документ, – почерком, схожим с рукой Пригожина. Стало понятно, что в редакцию готовится внедрение агента.
И действительно, в московскую редакцию «Новой газеты» на работу попросилась Мария Х. Молодая, обаятельная, привлекательная, неглупая девица с порога заявила, что ей очень нравится «Новая» и так хочется тут работать, что она согласна поначалу делать это бесплатно. Такие энтузиасты с двумя высшими образованиями (актерским и журналистским) встречаются нечасто. Но девушка и впрямь долго трудилась без денег. В штат ее взяли лишь в декабре, с испытательным сроком. Поскольку к тому моменту раскусили…
Довольствие Маши и проживание в столице обеспечивал Евгений Пригожин. В редакцию попали документы, свидетельствующие, что Мария — сотрудница PR-отдела «Конкорда», засланная шпионом в редакцию для поиска компромата. «Новая газета» — спецзадание девушки, ради выполнения которого ее рекрутировали из петербургского филиала ООО «Конкорд» в столицу. Задачи: установление доверительных отношений и связей, сбор и передача информации, фото- и видеосъемка и т.п. Тесен мир, а «Конкорд» — еще теснее. Одним из кураторов Машиной шпионской практики, судя по информации с SIM-карт, оказался все тот же Андрей Михайлов.
Мария не обнаружила в «Новой» ни вашингтонского обкома, ни денег МОССАДа.
У Маши Х. обнаружился список журналистов «Новой», интересующих кремлевского шеф-повара больше прочих. Это — авторы текстов о съемках «Анатомии протеста», о школьном и армейском питании, за которое ругают «Конкорд», и др.
Знакомство с конкордовской Матой Хари пролило свет на особенности внутренней бухгалтерии и кадровой работы структур, имеющих то или иное отношение к «Конкорду» и Пригожину. Деньги по бухгалтерии, задания, инструкции Мария получала в «Конкорде». В то же время в трудовой книжке девушки значилось: менеджер отдела продаж петербургской фирмы ООО «Принципиум» (издание журналов и периодических публикаций). Именно из «Принципиума» Машу в Москву и командировали.
Все — свои
Генеральный директор и один из трех учредителей ООО «Принципиум» — Мария Майорова (именно она оставила запись в трудовой книжке нашей Маши). Однако основная работа Майоровой с июня 2012 года — цветной еженедельник и сайт «Газета о газетах». Мария Майорова — ее единственный учредитель и главный редактор.
«ГоГ» выходит раз в неделю. Издается тиражом 60 тысяч экземпляров, и он растет. Распространяется бесплатно. Что недешево. 32-летняя выпускница политехнического университета Майорова — не финансовый магнат. Кто за спиной? Откуда деньги? Реклама?
С рекламой в малоизвестной и не раскрученной «ГоГ» очень трудно и скудно. Тут она – неслучайная. Вся — своя. Уже полгода на сайте висят всего два баннера. И это, кстати, та ниточка, за которую мы потянули и распутали весь клубок…
Что изначально позволило нам связать Инасс, ее мужа Мохаммеда, брата Андрея Михайлова, «Газету о газетах» Марии Майоровой и ее подчиненную в ООО «Принципиум» Марию Х., PR-отдел компании «Конкорд» и его агента — ту же самую Машу? Мелочь. Деталь. Рекламное объявление, на которое мы наткнулись на сайте «ГоГ»: «VIP Concierge». Незабываемый отдых в Абу-Даби и Дубае. Для резерваций: +971 50 400 5560». Именно этот номер телефона (смотрите выше. — Н. П.) оставила нам для связи загадочная Инасс…
Что за баннеры на сайте «ГоГ»? «VIP Concierge» (Инасс Кузменко и Андрей Михайлов) и ООО «Алемана Лайф» (учредители — Мария Майорова (50%) и Надежда Васильева (50%), она же — директор по рекламе в «ГоГ»). Также в «ГоГ» рекламируются две фирмы Андрея Михайлова: компания «Кентер» и ООО «ЛЕ ДРОЙТ». Представительство «Кентер» в ОАЭ имеет те же контакты, что и «VIP Concierge».
То, что Инасс и Андрей — «близкие родственники», они нам сказали сами. Однако Майорова и Михайлов — тоже друг другу не чужие люди. Помимо общих бизнес-интересов их связывают частые совместные поездки по маршруту Петербург — Москва и обратно. С 2011 года Андрей более 80 раз прокатился из столицы в столицу, из них 12 раз — вместе с Марией. Последние путешествия Михайловым и Майоровой совершались: 24.04.2013, 21.04.2013, 30.01.2013, 18.01.2013, 11.01.2013, 03.01.2013, 27.12.2012, 12.12.2012…
Разоблачить и закрыть
Странная компания наматывает расстояния, проматывает деньги, тратит время — на что? Свои задачи, свои цели. Но какие?
— Понижение уровня дискуссии, — развивают мысль Елизаветы Осетинской коллеги. — Смотрите: в марте Forbes публикует серьезное расследование о бизнесе Евгения Пригожина, в апреле Forbes получает ответ. Попытка одним ударом убить двух зайцев. Кроме мести расчет на то, что читатель подумает: раз неправда о Соловьеве, то — ложь и о Пригожине. Это же касается «Новой», «МК», «КП», «АиФ»…
Подтверждения уже звучат в репортажах НТВ и на сайте «ГоГ» (цитаты): «Отсутствие профессионализма или желание заработать толкает газеты и журналы печатать материалы, в которых нет ни слова правды? И где теперь рядовому обывателю эту правду искать? Похоже, негде… На отечественном информационном поле царит полный беспредел… Так будет до тех пор, пока каждый, кто работает в журналистике, не начнет отвечать за то, что снял, написал или выложил в интернет…»
«Те поры» не за горами, если двигаться в нужном направлении. Так, видимо, считают в PR-отделе «Конкорда», документы, подготовленные которым, попали в распоряжение «Новой газеты».
Первый — отчет о «Газете о газетах» за период 30 ноября—7 декабря. В нем главным достижением издания выдается история с расследованием якобы проплаченной публикации в «АиФ» о бахилах. Документ завершается абзацем: «По прогнозу «Газета о газетах» до 01/01/13 выпустит еще два провокационных материала с разоблачением журналистов. К марту — апрелю будет являться реальной угрозой для средств массовой информации по разоблачению. Данный потенциал может быть использован с целью инициирования ужесточения закона о СМИ, а также с целью дискредитации определенных журналистов».Назначение и адресат документа неизвестны.
Второй документ (датирован началом ноября) — и есть те самые предложения по ужесточению закона о СМИ. Их цель — усиление ответственности за нарушения и упрощение процедуры закрытия издания.
Очень похоже на деловое предложение кого-то — кому-то…
Комментарии