Ходорковскому — 50. Власть подготовила Россию к его выходу на свободу

У Михаила Ходорковского практически совпали два юбилея. 10 лет с момента посадки (он, кстати, недавно заявил, что если бы знал, что отсидит столько — покончил бы жизнь самоубийством еще в 2003 году). И — пятидесятилетний юбилей. Если ничего не случится — его отпустят на свободу будущей осенью, осенью 2014 года. А ведь можно отпускать и этой: Михаил Борисович путинской власти больше не страшен.

 В нынешнем году году Госдума приняла несколько пакетов законов, которые сделают запрет на участие в выборах пожизненным и для Ходорковского, и для осужденных по подобным делам, которые считаются хоть и экономическими, но особо тяжкими. Последние, осенние поправки, прошедшие весной первое чтение, забьют последний гвоздь гроб избирательной кампании Ходорковского, хотя касаются они даже уже не его, а людей пошиба Удальцова — уличных «экстремистов».

 Напомним, посадка Ходорковского была связана с его президентскими амбициями и нефтяными спорами. С политикой ясно — вернуться в нее у экс-олигарха нет шансов. В майском интервью немецкому изданию он заявил, что не собирается после освобождения возвращаться в политику и планирует заниматься семьей. И что Путину не попытается отомстить: «Это было бы не спортивно. Путина погубит его же окружение, заинтересованное только в личном обогащении».

 Нефтяные споры с самым знаменитым политзаключенным, похоже, государству российскому тоже больше не страшны, как и политические. Начиная с 2010 года, все жалобы по поводу «дела ЮКОСа» ЕСПЧ заворачивал.

 То есть Ходорковский больше не опасен и его можно отпускать? В том числе, и досрочно, как об этом просит защита?

 Как ни странно, независимые российские политологи отказались отвечать на этот вопрос и давать прогнозы. Среди «отказников», например, главный знаток путинской элиты и автор докладов «Политбюро 2.0» Евгений Минченко, да и многие другие. Чувствовалось что ответы «за» и «против» освобождения Ходорковского им даются одинаково трудно.

 Пожалуй, единственный, кто согласился откровенно высказать свое мнение — украинский политолог и знаменитый российский знаток Анатолий Вассерман. Он, как положено креативному эрудиту, вообще вышел из плоскости политики: «Дело не в том, сколько ему лет исполнилось, сколько дали, и сколько он отсидел. Важно, чтобы он отсидел столько, сколько ему положено по делам. Он получил меньше, чем ему положено по делам, меньше, чем заслужил. Так пусть отсидит хоть столько».