Многоликий дефицит, советский и антисоветский

Только причины назывались разные: в 20-30 дефицит в Советском Союзе считался последствием Гражданской войны и проклятого царизма, в 40-50 – необходимостью восстановления страны после войны, в 60-тем, что страна занята построением коммунизма в отдельно взятой стране. В 70-80 дефицит никак не объяснялся, но с завидной регулярностью давались обещания о том, что вот-вот, и проблема будет решена. Принимались принципиально новые жилищная и продовольственная программа, а с жильем и продуктами по-прежнему было туго.
Дефицит в СССР охватывал и предметы не первого ряда: книги, грамотные игрушки, вещи для досуга и отдыха. Прогулка по универсаму в конце 70-х годов выглядела примерно так. По торговому залу между банками с венгерскими соленьями и консервами, крупами, хлебом бродили унылые люди с тележками и сумками. Неожиданно из подсобки выкатывали тележку с сыром или колбасой. Тогда начинался массовый забег и борьба за добычу. Частенько бывало, что в условиях советского дефицита две покупательницы яростно дрались из-за куска колбасы. Все это, безусловно, было унизительно для человека, который проходит, как хозяин по необъятной родине своей, для того, кто прошел войну, репрессии, кому приходилось через силу учиться в вечернем институте марксизма-ленинизма, сдавать ленинские зачеты, для того, кто провожал жениха или сына в Афганистан.
Предметом роскоши могла стать такая естественная для гигиены вещь, как туалетная бумага. Доктора наук и ударники производства вполне могли гордо проходить по улице в ожерелье из рулонов.
Вопрос «Где вы брали… (апельсины, яблоки, сосиски)?» был обычным вопросом, с которым можно было обратиться к незнакомому человеку на улице – тем более, что покупки хорошо просматривались через ячейки авоськи. С пластиковым пакетом никто не ходил за покупками, напротив, его берегли, как клатч из крокодиловой кожи, а если он – о горе! – вдруг рвался, прореху заботливо заделывали изолентой.
Кстати, о сосисках. Например, в продуктовом заказе на условном заводе по разнарядке могли выдать супердефицитный товар – голландские сосиски для собак в алюминиевой баночке. Сосиски потом съедались на какой-нибудь праздник, а сама баночка долго украшала сервант.
Дети собирали коллекции фантиков, жевали привезенную чьими-нибудь родителями жвачку по очереди. И вроде эта дефицитная история должна была выглядеть грустно, но не воспринималась таковой – напротив, охота и добыча заставляла удачливого охотника за продовольствием гордиться собой.

Более подробно о дефиците в советское время вы можете прочитать в других материалах раздела. подробнее

КАКОЙ ДЕФИЦИТ СТРАШНЕЕ?(мнение московской хозяйки)

При подготовке этого выпуска «Библиотеки избирателя» мы опросили несколько московских хозяек, предложив им ответить на вопрос: был ли дефицит в советское время и есть ли он сейчас? Самый интересный разговор мы публикуем в нашей брошюре. Наша собеседница – Вера Семёновна К., москвичка 52-х лет, мать двоих детей.

– Вера Семёновна, Вы делаете покупки на всю вашу семью. Как Вы относитесь к проблеме дефицита? Что изменилось в этом отношении сейчас?

– Сейчас стало больше товаров. Обои, например, не проблема. Смешно вспомнить, но в восемьдесят первом году, для того чтобы оклеить квартиру, я вынуждена была пойти на приём к секретарю райкома, который выдал мне направление для покупки обоев в спецмагазин. Детская одежда нынче есть любая. Раньше своих детей я обшивала на пару со свекровью, – ткани были очень дешёвые, а детской одежды практически не продавали. Фрукты есть даже экзотические круглый год. Раньше за бананами приходилось стоять в очереди два-три часа, а теперь – пять минут и всё купила. Сантехника есть любая, не надо её «доставать».

– В бытовом смысле стало полегче?

– Как сказать… Дефицитом нынче являются не товары, а деньги. Я очень прилично зарабатываю, муж со старшим сыном – не лодыри, невестка-торговка тоже «крутится», а всё не хватает. Мы, например, совсем не ездим в отпуска. Раньше мы с мужем объездили весь Крым и Кавказ, даже на Сахалине и Байкале были по льготным профсоюзным путёвкам. Теперь не так, где ж денег на это всё напасёшься? Вадим, старший сын, каждый год ездил в общесоюзные пионерские лагеря, даже в Артеке был. Младший сын, Серёжа, уже больше по лагерям подмосковным, и то не каждый год. А внук Вовочка выезжает с бабушкой только в «наследственные владения» под Тулой, – хорошо, муж успел от своего НИИ, пока его не закрыли, шесть соток получить.

– Так реально есть сейчас дефицит или нет?

– Есть, конечно. В дефиците хорошие профессии. Муж мой, Владимир Сергеевич, не закройся его НИИ, сейчас доктором бы был, профессором, а нынче работает менеджером среднего звена в компьютерной фирме. Не его это уровень, и деньги не те. Переживает он очень, я как могу его поддерживаю, но иногда сама теряюсь, что дальше делать, ведь нет никаких перспектив.

Или другая проблема: мы вшестером (я с мужем, старший с невесткой, младший и внук) ютимся в трёхкомнатной «хрущёвке», которую мне от завода дали, когда первый сын родился. И – тоже перспектив никаких. Сын Вадим трудится как каторжный в своей западной сетевой компании, а заработать может только на еду и «шмотки». Квартиру сумеет купить в двадцать втором веке, если не будет есть, пить, курить, одеваться и содержать свою семью. Медицина тоже стала недоступна, я беззубая хожу, – раньше вставляла за «спасибо» в заводской поликлинике, теперь надо две тысячи долларов минимум. Где их взять? Ведь детям помогать надо.

– То есть раньше было больше перспектив?

– Мы жили по доходам. При социализме кто как работал – тот так и ел. Были сложности со снабжением, но никто особенно ни в чём не нуждался. Было дешёвое молоко, хлеб, одежда, бытовая техника и прочее. Теперь есть в принципе всё, но как это купить – непонятно. При советской власти люди могли развиваться, приобретать жизненно важные навыки: надо лучше работать, планировать семейный бюджет, организовывать свой отдых, много общаться и помогать друг другу. И это было правильно. А сейчас хоть лбом о стенку бейся, выше головы не прыгнешь. Настоящий дефицит начался при Горбачёве в «перестройку», когда сломали нормальную плановую экономику. Тогда появилось много хитрых, «деловых» – они сейчас всем и заправляют. Для них дефицит не существует, а нормальные люди нуждаются в самом необходимом.

– В чём Вы видите выход из создавшейся ситуации?

– Думаю, надо возродить плановую экономику, конечно, с учётом ошибок, которые были до «перестройки». Дефицит ведь там был по причине излишнего контроля товарооборота, а не потому, что мало производили. Сейчас, поработав в коммерческой структуре, я понимаю, что должно быть централизованное производство и гибкая система снабжения. Только надо вернуть все основные производственные мощности государству. Нынешние собственники-хищники всё только разрушают, а в торговлю поступают всё больше дорогие импортные товары. В дефиците нынче простые добротные и дешёвые товары, которые раньше были на любом прилавке. Простой пример: штопор у меня сломался, купила новый – 150 рублей, а старый стоил 27 копеек. Как так можно?

http://gospravo.mirtesen.ru/blog/43158797830/Mnogolikiy-defitsit,-sovetskiy-i-antisovetskiy