"Люди, годы, жизнь" Ильи Эренбурга. Книга первая. Искушение.

 

   Впервые на старницах нашего сообщества мы рассматриваем незамаскированные литературные мемуары очень противоречивого, талантливого, и этим занимательного человека, поэта, писателя и журналиста, чудом уцелевшего в пору политических репрессий, и оставившего потомкам своеобразную летопись эпохи. Это Илья Григорьевич Эренбург со своей книгой "Люди,годы,жизнь" в трёх томах. В момент её издания книга была очень популярна. Но в то время мы не смогли по достоинству оценить её содержание, поскольку не имели ни соответствующего жизненного опыта, ни необходимых для понимания этого произведения знаний.

  Задумав написать эту статью мы повторно прочли первый том книги и решили посвятить ему отдельную статью. Это решение возникло у нас потому, что слишком большой пласт общечеловеческой культуры в нём затронут. С чувством зависти мы по-новому знакомились с этой удивительной книгой, потрясённые мудростью молодого писателя, и только после чтения сообразили, что жизнь и мысли молодого поэта описывает умудрённый опытом длинной и бурной, богатой многими необычайными событиями и встречами, прозаик и просто опытный пожилой человек. Его жизнь настолько насыщена путешествиями по многим странам Европы, встречами и длительной дружбой с такими людьми, как Пикассо, Рибера, Гийом Аполлинер , Модильяни и другие, в том числе и Борис Савинков.

Он знал и Луначарского, и Ульянова-Ленина, и многих других революционеров, но не принимал участия ни в Февральской революции, ни в Октябрьском перевороте.

  Первый том романа посвящён парижскому периоду жизни Ильи Эренбурга, который был вынужден в юности эмигрировать из Российской империи из-за своей революционной деятельности. В Париже, где он к конце концов нашёл погстоянное пристанище, молодой человек постепенно пристрастился к поэзии и литературной деятельности. Он познакомился со многими людьми, составившими гордость французской и мировой культуры, с некоторыми из них он поддерживал дружеские отношения всю жизнь. Описание их творческих устремлениий, их образа жизни в преломлении знания судеб этих людей, их художественного и литературного наследия, составляет самую значительную часть очарования этой книги. Его описание знаменитых парижских кафе "Ротонда" и "Клозери-де-Лила", в которых собирались художники и поэты, доставляет огромное удовольствие любителям живописи и поэзии.