Фраза Сталина «Нет военнопленных, есть предатели родины»- фальшивка

Вероятно, многие слышали, что Сталину приписывается фраза «В Красной Армии нет военнопленных, есть только предатели и изменники Родины».
Ввёл её в исторический оборот Борис Львович Хавкин в статье "Немецкие военнопленные в СССР и советские военнопленные в Германии. Постановка проблемы. Источники и литература". 

Вот как в его статье выглядит соответствующий фрагмент: 


Сталин, после того, как летом 1941 г. в котлах под Минском и Смоленском попали в немецкий плен более 600 тыс. красноармейцев, был убежден в том, что „в Красной Армии нет военнопленных, есть только предатели и изменники Родины". Эти слова своего отца знал и попавший в плен сын Сталина лейтенант Яков Джугашвили, которого Сталин отказался обменять на пленного генерал-фельдмаршала Ф. Паулюса: "Мы маршала на лейтенанта не меняем!" 



В качестве источника цитаты г-н Хавкин указал материал под авторством ответственного секретаря Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий В.П. Наумова «Справка комиссии по реабилитации жертв политических репрессий // Новая и новейшая история, 1996, №2, с. 92. 

Благодаря ЖЖ-юзеру wolfschanze, вы можете ознакомиться с этой «Справкой»

1


Как видно, в работе есть подобная фраза - в качестве заголовка. При этом не указан источник её происхождения. Впрочем, если вы просмотрите "Справку", то увидите, что научный аппарат в виде ссылок в данной публикации Наумова вообще отсутствует. 

Итак, можно утверждать, что данная фраза «в Красной Армии нет военнопленных, есть только предатели и изменники Родины» - не более чем придуманный авторами справки эффектный заголовок, должный, по их мнению, произвести впечатление на читателя, а приписывание его Сталину есть фальсификация. 

Для полноты картины необходимо отметить, что в газете «Труд» в январе 2002 г. вышел материал Юрия Корнилова «Приговор сыну», где писалось следующее: 


В архиве шефа гестапо Гиммлера, рассекреченного госдепартаментом США, есть документ, озаглавленный "Заключительный отчет особой комиссии Главного управления имперской безопасности по расследованию обстоятельств смерти сына Сталина - Якова Джугашвили". Из "отчета" явствует, что в канун гибели Яков прослушал по берлинскому радио пространную передачу, посвященную судьбам советских военнопленных. В передаче, о которой идет речь, говорилось о том, что председатель Национального комитета Красного Креста Швеции граф Бернадотт обратил внимание Сталина на бедственное положение советских военнопленных, а Сталин, отвечая Бернадотту, заявил, что "русских военнопленных нет - русский солдат бьется до смерти; если же он выбирает плен, он автоматически исключается из русской общности". 



Действительно ли такой документ есть в архиве Гиммлера надо проверять отдельно.

Совершенно точно известно другое – в других документах, в т.ч. в мемуарах фраза Сталина «русских военнопленных нет - русский солдат бьется до смерти; если же он выбирает плен, он автоматически исключается из русской общности» не встречается. Выражение «русская общность» в работах и речах Сталина так же нигде не фигурирует. 
Из той биографии графа Бернадотта, которую можно найти в интернете, никак не следует, что он был в СССР и общался со Сталиным. 
Известно, что Бернадотт общался с Молотовым. Вот что пишет Симон Себаг Монтефиоре в книге «Сталин: двор красного монарха»: 


Беспрецедентная сдача фельдмаршала фон Паулюса унизила Гитлера так же глубоко, как Сталина – пленение Якова. Оба диктатора боялись, что эти унижения отразятся на их способности вести войну. Сотрудник Красного креста граф Бернадотт обратился к Вячеславу Молотову с предложением обменять Якова Джугашвили на Паулюса. Молотов передал предложение немцев Сталину, но тот наотрез отказался менять маршала на лейтенанта. 
«Все они мои сыновья, сказал Сталин, как добрый царь говорит о своих подданных. Светлане же он объяснил: -Что делать, война есть война!» 



Таким образом, фразу Сталина про исключение военнопленных из русской общности можно с большой вероятностью считать фальшивкой.