22 июня... КАК для меня начиналась война...
На модерации
Отложенный
"22-го июня
ровно в 4 часа
Киев бомбили.
Нам объявили,
что началася война..."
Эта песня - навсегда про нас... И всегда от неё, и от самой этой даты - всполох памяти...
22-е июня 1941 года... Для киевлян (и не только) эти 2 события – бомбёжка (1) и официальное извещение власти о начале войны (2) - были разорваны во времени...
От бомбёжки, от разрыва бомб мы проснулись мгновенно. Не помню, чтобы прозвучало "тут же" по радио то, что позже звучало неоднократно, и всё чаще, всё тревожнее: "Увага! Увага! ГовОрыть Кыйив!"
Помню лишь, что мы выскочили на балкон – смотреть!!!
Мы маленькие, я с младшей сестрёнкой, - встали на высокий порожек и тянули шейки – "Чтоб лучше видеть!"… кАк бомбят Чоколовку, отцовский аэродром… Позже узнали, что там горели… пустые ангары…
Что? Фашисты не знали, что нет "на месте" авиаэскадрильи? Той самой, "Отдельной", № 46, что была "при Днепровской флотилии на правах авиационного полка"… Она к тому времени уже была "передислоцирована" (???)... "в район Пинских болот", - т.е. с Украины в Белоруссию… Так что и не могла участвовать в защите неба над Киевом…
/А не стало ли это отягощающим фактором трагедии ("котла") под Киевом? … С какой целью, по чьему приказу и - насколько обоснована эта передислокация - перед самой войной?! Ведь военные загодя знали: - "Воевать нам с немцем!!!"... Именно эти слова я нечаянно услышала 1 мая 1941 года в разговоре взрослых… Они любили собираться по праздникам у нас, тем более, что, как мало у кого в то время, дома был патефон... Ну, а мы, как все дети, бывали и вездесущими…/.
Итак, бомбёжка! Мы на балконе! Трепещем и - таращим глаза!!!
Мы – это я с сестрёнкой (родителей с нами не было. Отец – в Белоруссии. Мама, хоть и в Киеве, но в госпитале – с воспалением лёгких…). И мамин братишка-подросток (стал учиться в Киеве, чтоб получить среднее образование). И тётя Наташа, опекавшая нас и… вдруг быстро погнавшая нас оттуда… ("Гэть видсиллЯ! Швыдко!"). Все поняли: это всерьёз!
Так начинался тот воскресный день…
В то время в Москве… Там жили две маминых сестры: Маруся, - замужняя, работала на авиазаводе после окончания в 1940 году МАИ, и Раечка, - самая младшая из сестёр. Ей 18. Она только что окончила 1-й курс Мукомольно-элеваторного техникума… Обе встревожились: дети Нади и братишка в Киеве – одни! Решили: надо их спасать! Поедет Раечка! Поедет, если связь с Киевом ещё не прервалась!
Вместе с мужем Марии они – срочно -- на Киевский вокзал! Обрадовались: поезда на Киев ещё ходят! Купили билет. Тетя Маруся сдёрнула с себя шерстяную кофточку, одела на Раечку – утеплила её, сунула ей в руки паспорт, билет, деньги, посадила в поезд: - "Езжай! Привози!"
И вот Раечка – нам "как снег на голову", негаданно - в Киеве! С нами! Собрала кое-какие вещи, упаковала, купила с боем (!) билеты… А за эти 2 дня налёты только усилились. По тревоге и по приказу все бежали в "бомбоубежище" (как было велено в Авиагородке, где мы жили, - в подвал Дома штаба… Не подготовленный… Потом мы бегать перестали: слишком тяжело взрослым с нами, да и без толку…).
Поезд на Москву взят тоже "с боем". О, видели бы. что это значит!!! Затащили нас, детей, в купе, засунули на полки. Приказали молчать, пить-есть не просить, пока не дадут. Вещи засунуты тоже. Нас четверо. А в купе набилось ещё больше. Вещами, людьми всех возрастов оказались забиты - и купе (сверху до низу!), и коридор… На вещах сидели, по ним ходили, таскали нас, детей, в туалет…, перешагивали друг через друга…
Позже были, - видела я, - киноленты с кадрами про поезда с эвакуированными… Про то, как при бомбёжках поезд останавливался, и как люди выскакивали из вагонов, чтоб спрятаться в придорожных посадках, кустах, канавах… Затем снова – в поезд, в путь – спасаясь от войны. Но никогда не показали таких - буквально забитых людьми и вещами - купе и коридоров, которые я тогда видела! Врезались они мне в память…
Нас в начале пути бомбили, но… не попали. Проскочили мы, значит. Наконец-то подъехали к Москве. А там – объявляют во всеуслышание, что все поезда следуют дАльше, транзитом, - минуя Москву, что в сам город впускают только москвичей… Вокзал оцеплен.
Помню: нас не впускали. Раечка требовала, кричала, что она детей, спасая их, привезла! Помог и Раечкин паспорт москвички. Поэтому нас всё же впустили… Хорошо и то, что её братишка был невысокого росточка... Она просила его и пригибаться, чтоб казался ещё меньше. А на площади перед вокзалом и вовсе - велела ему присесть, обложила вещами, чтоб сошел за маленького… Нас – на вещи, и пошла раздобывать машину, такси, чтоб привезти нас домой - на Семёновскую заставу…
Вот так мы через несколько дней после начала войны и были доставлены в Москву, - оказались спасёнными. Раечка, 18-летняя Раечка, нас вывезла из Киева! Спасла!
А вскоре оттуда, из Москвы, нас всех, в том числе и обеих дочек тёти Маруси, отвезли в деревню к дальним родственникам, что жили в Калининской (ныне снова Тверской) области.
Позже мы узнали, и то, что та деревня – она севернее Москвы - оказалась оккупированной… (Ведь фашисты пытались взять Москву в клещи... Нас, выходит, вовремя забрали оттуда…). И то, что наши родственники, бабушка с дедушкой и внучкой, погибли, так как… угорели. Перед сном слишком рано закрыли печную вьюшку… Такая вот беда…
Тем временем - бомбили и Москву. Шла спешная эвакуация многих заводов. И тут московские власти решили начать срочно вывозить из столицы женщин и детей. Именно поэтому забрали нас из деревни, погрузили на Казанском вокзале в товарняк, - в состав из теплушек (их раньше использовали для перевозки КРС - крупного рогатого скота). В теплушках было сено. Нас было теперь уже 7 человек. Мы забрались, помню, в правый дальний угол вагона. В вагон набилось много семей. У одной женщины было… аж семеро детей! Все мал-мала меньше. А сама – с огромным животом! Я впервые увидела "такое", и много позже узнала, что это значит… И была она очень весёлой, огненно рыжей, в конопушках, - даже на руках. И дети были такими же рыжими… Прямо как в песне: - "Папа рыжий, мама рыжий, рыжий я сам…"
Маршрут у нас был "Москва – Уфа". Башкирия. И ехали мы очень-очень медленно. С долгими остановками на станциях, на перегонах, перед семафорами. Мыли-купали нас дорОгой под водой водокачек… Всегда текла из их рукавов. И очень нужны были те водокачки - для заправки котлов паровозов... Время от времени на стоянках подходила врач (была, значит, для состава организована и забота о здоровье, особенно о детском) и спрашивала:
- "Нет ли в вагоне заболевших? " Давала советы, что делать, чтоб не заболеть "животом"… Очень просила почаще мыть руки... А это всё проблемы! Как и с едой, с водой... Заболел сынишка той рыжей, но она "не выдала" – чтоб не разлучили… Никто тоже не выдал её…
Иногда нам, детям, разрешалось приблизиться к "двери" – к огромному распахнутому день и ночь проёму, перегороженному поперёк толстым брусом. Он "приписан" к вагону (нужен, чтоб "какой-нибудь" из КРС не выпал из вагона…). Тем, кто был постарше, позволялось время от времени посидеть перед проёмом, свесив ножки... Вот кому блаженство перепадало - ножками поболтать, обдуться ветерком...
Вот так мы и ехали на Восток, пропуская поезда, спешившие на Запад, в сторону фронта...
Позже, уже повзрослев, осознали масштабы происходившего тогда. Много составов двигалось из Москвы, из других городов - одновременно с нами,- и на Восток, и на Юг… Задача по эвакуации, спасению женщин и детей из Москвы, по эвакуации людей не только через Москву, по быстрой передислокации заводов и фабрик из центрально-европейской части страны - за Волгу, за Урал - была выполнена. И это во многом предопределило в конце концов и саму Победу…
А мы тогда добирались до нашего места назначения – до Уфы - почти полмесяца: целых 13 дней… Сравним? Сейчас это расстояние поезд проходит всего за... "один день и один час" (подсказал мне Yandex), то есть, всего за 25 часов…
Вот так началась для нас война, ставшая Великой Отечественной, поистине народной…А мы с сестрёнкой долго еще ничего не знали о родителях… Отца так больше никогда и не увидели, – погиб он… Тогда, в первый же год войны очень много лётчиков погибло… А мама, как узнали мы много позже, тогда, в Киеве, хоть и очень больная, была выписана из госпиталя, как только стали поступать раненые… Хорошо, что командование Днепровской флотилии смогло всё-таки организовать эвакуацию семей военнослужащих. И вот мама, вместе с тётей Наташей, на теплоходе, под бомбами, добралась вниз по Днепру – до Днепропетровска. Оттуда поездом – до Челябинской области… Забыла я название того крупного гостеприимного села, куда привезли эвакуированных из Киева… И где они стали работать. Кто как смог, - в колхозе.
Позже мама (поздней осенью? Нет, уже в начале рано наступившей и суровой зимы) - встретилась с нами в Уфе! То-то была радость! И запомнился её рассказ о том, какая страшная была бомбёжка - тогда, на Днепровской воде… Столбы воды от бомб поднимались – то справа, то слева по борту, то впереди, то сзади корабля… И что уцелели они – чудом…
А потом был наш "всехний" переезд в Самару (тогда – город Куйбышев). Именно туда был эвакуирован из Москвы тот самый авиазавод, на котором работала тётя Маруся с мужем… Там мы все въехали в 1-комнатную квартиру. И оказалось нас в ней - уже 10 человек: шестеро взрослых и четверо детей. Взрослые, кроме тёти Наташи, работали на заводе. И вот именно с того завода, № 24 имени М.В.фрунзе, зимой 1942 года ушла наша Раечка добровольцем на фронт… О чём я уже рассказала…
Как известно, в Куйбышеве обосновались и другие авиазаводы - из Москвы, Ленинграда, Воронежа. Это те, о которых я знала. Возможно, были и другие. Переехало тогда в Куйбышев и правительство СССР, и Большой театр. Там строился и специальный бункер для И.В.Сталина, где он так и не был. Он Москву и не покидал...
А нам, детям - спасибо нашим мамам! - довелось. хоть и война, побывать на спектакле Большого театра "Лебединое озеро"... Но вот в Киев, который с жестокими боями был освобождён в ноябре 1943 года, мы так и не вернулись...
21.06.2013.
Комментарии
Добро не всегда умеет защищаться.
А уж наступать... ему... - и вовсе НЕ дано...
Спасибо, Стэф, за Ваш сердечный отклик!
Война - страшна. Беспощадна.
А сколько выстрадано теми, через кого она прошла... Немало таких населенных мест, - Ростов, что на Дону, тоже многократно переходил из рук в руки...
Будьте здоровы! Спасибо.
"Дай Бог, чтобы такое никогда больше не повторилось!"
Вчера в 9 часов вечера выпускники школы принесли к памятнику красные гвоздики...и у них был выпускной
вечер...Мы с внуком гуляли почему-то до половины двенадцатого ...была ясная погода.Красовался большой
куст душистого жасмина...прошло 72 года...и счастье,что сегодня мирное небо!
До сих пор та война... рядом... Живы те, кто ее видел, живы мы, потерявшие в годы войны родных... Мой дед погиб в первый годы войны... бабушка потеряла двух девочек, умерших в годы войны от голода-холода-болезней...
Спасибо-спасибо за Ваш такой живой, пульсирующий рассказ... Пока читала, забыла обо всем, словно попала в Вашу Ту жизнь, в горячие ощущения... Спасибо, дорогая Людмила...:))
Пожалуй, нет ни одной семьи, кого бы та война не коснулась... Незаживающие раны. Спасибо за внимание, за слова "живой, пульсирующий рассказ"... Впрочем, от очевидцев он и не может быть иным...
Будьте здоровы! Пренепременно1
Все воспоминания о том незабываемом времени, бесценны...
Только они этого не знали еще.
А Ваша Раечка не могла не стать героиней. Спасение этой девочкой детей - что, как не подвиг?
Вы правы, Анна! И это спасение нас с сестрёнкой - подвиг!
Ушел на фронт и Ваш отец... Надеюсь, что вернулся...
Так ли это?
Удивительно какая крепкая психика у детей войны. Такое наблюдать, такое переживать!!!
Нынешнее поколение не понимает даже какое оно счастливое!
Спасибо за то, что делитесь такими воспоминаниями. Это очень нужно нам.
Вы сильный духом человек. Будьте здоровы и счастливы.
НАША РАЕЧКА,,, В память о ней (В ТМВ)
http://maxpark.com/community/4707/content/1976502
Удач!!!
Здоровья и побольше радости детям войны! Спасибо, Людочка!!!
НАША РАЕЧКА,,, В память о ней и не только...
http://maxpark.com/community/4707/content/1976502
Спасибо Вам1 Тронута Вашим вниманием и памятью...
Не забудется это страшное время, жить будет в сердцах детей и внуков тех людей, что пережили войну. А сами они - как они с этим живут? Как можно такое уместить в памяти, в сознании, в душе? Как, Людмила?
Сколько боли и страданий! Как можно после всего этого, за что заплачена такая страшная цена, снова ввязываться в вооружённые конфликты, посылать туда детей?
Спасибо Вам, Людмила, - за память, за то, что делитесь с нами, теми, кто не видел войны. Доброго Вам здоровья - и пишите, пишите прозу! Это - Ваше! )))
Вы правы: война - страшна. К тому же каждая новая страшней во сто крат... И всё-таки она приходит... Может. потому. что воюют не собственные дети зачинателей очередной бойни?
Спасибо Вам и за совет профессионала: "пишите"..., прозвучавший как наказ....
Будьте здоровы и благополучны!!!
Действительно, - эта память Вечная! Она никогда не умрёт!