ОНФ как Земский собор

На модерации Отложенный


По данным ВЦИОМ, от 70% россиян считают, что Общероссийский народный фронт (ОНФ) должен информировать президента о том, что действительно происходит в стране, и осуществлять народный контроль за исполнением указов главы государства. 

По мнению политолога Андроника Миграняна, ОНФ относится к категории организаций, которые формируются вокруг харизматичных лидеров. "Это не первая и не последняя такая организация. Наиболее ярким и важным событием в жизни французской политики было объединение французского народа вокруг генерала де Голля. На это, как правило, претендуют лидеры, которые не хотят идентифицировать себя ни с классом, ни с партией, ни с этнической группой, ни с религиозной. Они претендуют на персонификацию единства народа, хотят выразить интересы этого народа и в политике иметь поддержку народа, чтобы осуществить какие-то серьезные качественные преобразования".

«Институционально оформленное движение может иметь серьезные мобилизационные возможности, и эти возможности могут быть направлены против того, кто будет препятствовать совершению серьезных преобразований, которые затрагивают интересы определенных групп, будь то бюрократия, будь то олигархи, кто угодно», — уверен Мигранян. 

При этом никто из экспертов - в кавычках и без - не произносит сакраментального слова "Собор".
Но, кажется, Путин намерен с помощью ОНФ реализовать те самые "начала соборности", о которых так любят говорить наши славянофилы, монархисты и даже коммунисты зюгановского разлива. "В числе ближайших планов — формирование региональных отделений и центров общественного мониторинга ключевых вопросов жизни граждан и страны", - пишет журнал "Эксперт".

Думаю, ОНФ - не просто очередной квазипартийный проект Путина. Это - заявка на радикальное изменение государственного строя, создание органа сословного представительства населения. Станет ли такое представительство постоянным институтом? Ответ на этот вопрос зависит от эффективности нового института. Вероятны ли поправки к Конституции? При существующем презрении верхов к законам и любви к маскировке намерений - вряд ли.