Анатолий Тарас: «Я на 100% убежден, что нам вообще никаких новых ура-патриотических праздников не нужно. Пора забывать о войне, она кончилась почти 70 лет назад!»
- Нужен ли Беларуси новый государственный праздник - День партизана?
- Я на 100% убежден, что нам вообще никаких новых ура-патриотических праздников не нужно. Пора забывать о войне, она кончилась почти 70 лет назад! Это искусственная выдумка, попросту - очередная дурь высокопоставленных чиновников. Это все равно, что мы до сих пор бы жили Великой Северной войной, которая была 300 лет назад. Однако же не живем, правда? А ведь война была страшная, население Беларуси сократилось на треть.
- Книга Захаревича «Партизаны СССР. От мифов к реальности» была издана по вашей инициативе. Почему вы решили пошатнуть один из столпов официальной белорусской идеологии?
- Я уже сказал: хватит, нельзя всю жизнь жить войной, мир на дворе! У нас до сих пор очень многие люди старшего поколения живут по принципу para bellum: хочешь мира - готовься к войне. Они все еще готовятся!
Кроме того, у нас вообще вся история войны сильно сфальсифицирована, на всем постсоветском пространстве, особенно в России и Беларуси. Естественно, по политическим и идеологическим причинам. Именно в России и Беларуси наиболее трудно изживается советский коммунистический синдром.
При этом история партизанского движения сфальсифицирована особенно сильно, если сравнивать с другими отраслями - разведкой, сухопутными войсками, авиацией, флотом и пр. Да и не было это движение всенародным - это тоже миф. По официальным данным (завышенным как минимум в два раза), в партизанском и подпольном движении в БССР участвовало за все время войны менее 5% населения. При этом огромное количество людей называло себя связными, а что значит связной? Этот человек не воюет - он что-то там доносит, продукты носит; 95% населения, даже по официальным данным, ни в каком сопротивлении не участвовало. Это разве всенародное движение?
- Почему именно история партизанской войны, с вашей точки зрения, на первом месте по части фальсификаций?
- Фальсификаций больше всего там, где меньше всего документов. Обычно партизаны сообщали: атакован гарнизон врага в такой-то деревне. Чаще всего они действительно занимали эту деревню, но, как показывают проверки, в большинстве случаев атаковывались деревни, где никакого гарнизона врага не было. Там был в лучшем случае полицейский пост - пять полицаев, бывших советских граждан, вооруженных старыми российскими винтовками.
Или, допустим, постреляли в сторону деревни, где стоял немецкий пост, и заявляли: убито 27 гитлеровцев. Откуда вы знаете, сколько убито? Скорей всего, ни одного. В книжке Захаревича много конкретных примеров по результатам проверок. В ряде случаев преувеличение составляло 100 и больше раз. Преувеличить в сто раз - это круто!
Разумеется, когда кто-то об этом пишет, начинается дикое противостояние: мол, это клевета, кощунство, мы герои, только потомки недобитых пособников оккупантов такое могут утверждать. Я и Захаревича умолял: главное, давай точные ссылки на источники информации, на тебя же все накинутся, скажут, что ты врешь. В итоге даже в резко отрицательных рецензиях его никто не смог обвинить в выдумках - только в «тенденциозном подборе» и «диком неприятии всего советского».
Так или иначе, партизанским предводителям нужно было врать: в СССР все было построено на жестком контроле сверху вниз. Сидишь в лесу - отчитайся перед центральным штабом, что ты сделал за истекший месяц. Ну и начинали сочинять. А они в основном занимались самообеспечением, население грабили и воевали со своими, уничтожив в 5-7 раз больше своих сограждан, чем фашистов.
- А как могло случиться, что они уничтожили больше своих сограждан, чем немцев?
- Во-первых, воевать с регулярной немецкой армией было очень трудно: немцы, как известно, хорошие вояки. Они воевали на полтора года больше, чем мы, начали раньше, а потеряли в два раза меньше людей. А вот воевать с полицаями было на порядок проще.
Во-вторых, за счет кого партизаны могли жить в лесу? Там же нет мяса и хлеба. Они грабили население, и население сопротивлялось как могло.
В-третьих, вся политика руководства была ориентирована на то, чтоб партизаны провоцировали немцев на расправы. Логика Сталина и его подручных была проста: чем больше деревень сожжено, тем больше людей пойдет в лес, деваться-то некуда.
- Вы имеете в виду, что партизаны сознательно подставляли под удар местное население?
- Это не значит, что они решили, к примеру: мы пойдем в Хатынь специально, чтобы немцы напали и сожгли деревню.
Нет, конечно. Они просто засели в деревне. Но они должны были отдавать себе отчет, чем это кончится. Где-то там неподалеку рабочие лес валили, дорогу расчищали. Кто-то выстрелил в проезжавших немцев - естественно, партизаны. Немцы кинулись проверять рабочих, те побежали, по ним стали стрелять, часть убили. Потом выяснилось, что партизаны в Хатыни, и немцы стали обстреливать деревню. Обычная практика войны, а разве советские солдаты в Афганистане не так поступали? Иначе как афганское население потеряло во время необъявленной войны миллион человек? Если кто-то стреляет из деревни, деревня подвергается обстрелу, а потом начинается зачистка - гранаты кидаются буквально в каждое жилище, во многих оказываются старики, женщины, дети.
Какой противник будет смотреть спокойно, что в деревнях находятся вооруженные формирования врага? Естественно, будут нападать. А чего вы идете в деревню? А-а, враг должен быть гуманным - дескать, мы сейчас тут на отдыхе находимся, дайте отдохнуть, не трогайте деревню. Мы потом с вами сразимся в открытом поле, благородно!
Так ведь партизаны не воевали в поле, суть их тактики - нападение из-за угла, удар в спину. А вот немцам этого делать нельзя, это могли делать только большевики. У большевиков не было ни законов, ни морали, но от врага они требовали и закон, и мораль: это же капиталисты, звери, а мы коммунисты, соль земли, нам все можно.
- О знаменитой рельсовой войне вы тоже отзывались как об «очковтирательстве»...
- Рельсовая война - типичное советское мероприятие: очень большой шум при значительно меньших достижениях. Эту войну начинали не просто так, а потому что готовилось большое наступление на фронте и, естественно, усилились перевозки. Мы, мол, немцев возьмем за горло, лишив их перевозок по железной дороге. Но перевозки не только не были прекращены: их объем увеличился!
Вся советская отчетность была построена на приписках. Рельсы взрывали, а где? На неохраняемых участках дорог, второстепенных направлениях, где воинских перевозок не было вообще или они были эпизодическими. Там, где шли основные перевозки, все охранялось днем и ночью, на любое шевеление куста реагировали жесточайшим огнем.
Партизаны взорвали огромное количество рельс, но толку от этого было мало. Напротив, когда Красная Армия пошла в наступление, пути пришлось восстанавливать. Тоже типично советская практика: сначала кладут асфальт, потом начинают его разбирать, потом опять кладут.
- По-вашему, в истории партизанского движения нет ничего, достойного гордости?
- Что партизаны все-таки сделали? На эту тему есть разные исследования, я издавал книжку бывшего полковника госбезопасности Вячеслава Боярского «Партизаны и армия. История упущенных возможностей». Этот российский историк партизанщины сделал любопытный вывод: эффективность партизанского движения не в том, что они причинили серьезный материальный ущерб противнику, а в том, что они держали немцев в нервно-психологическом напряжении. Вот оно как! И тут есть резон. Немцы знали, что партизаны вообще-то есть. Это как заноза: наличие ее в теле не мешает выполнять задачу, но - противно и больно.
- Есть мнение, что такого рода мифы развенчивать не нужно - напротив, бренд республики-партизанки нужно лелеять и использовать с умом. Да и дети в школах будут воспитываться на образцах героизма и самопожертвования...
- Так по любому вопросу есть альтернативное мнение! Одни говорят, что надо соблюдать диету, а другие - что нужно жрать все подряд, пока не издохнешь лет на 20 раньше от обжорства. Это вопрос, как вы понимаете, философский. Лично я считаю, что с советско-коммунистическим наследием нужно бороться всеми силами и средствами: это был 70-летний путь в тупик мировой цивилизации.
СПРАВКА «БелГазеты». Анатолий Тарас родился в 1944г. в семье кадрового офицера советской военной разведки. В 1963-66гг. служил в отдельном разведывательно-диверсионном батальоне 7-й танковой армии. В 1967-75 гг. участвовал в 11 операциях, проводившихся спецподразделениями ГРУ в различных регионах мира. Имеет несколько правительственных наград. В 1972г. окончил философское отделение БГУ, в 1979г. - аспирантуру Академии педагогических наук СССР (Москва). Защитил кандидатскую диссертацию, посвященную преступности подростков и молодежи. Ряд лет работал в научно-исследовательском институте, где вел изыскания в области социально-психологических проблем преступности. Параллельно исполнял обязанности внештатного инспектора уголовного розыска. За успешную работу на этом поприще получил несколько наград от руководства МВД. С 1984г. занимался прикладной психологией в рамках проектов по заказам Минобороны СССР. Неоднократно проходил курсы обучения у инструкторов рукопашного боя спецподразделений военной разведки. Был учеником вьетнамского мастера, капитана Нгуэн Зянга из спецподразделения ВНА «Дак Конг». Ряд лет вел занятия в Минске с группами взрослых, изучавших технику самообороны. С 1991г. занимается исключительно редакторской и издательской деятельностью. Редактор, составитель и автор около 100 книг.
Комментарии
моя твоя не понимай сюда не ходи стрелять буду
"Часовой обязан применять оружие без предупреждения в случае явного нападения на него или на охраняемый им объект." Самая короткая статья, стыдно не помнить её.
Это к шарикам и роликам, стыдно не помнить историю своей страны.
Российской армии а не СССР Вы спросили я ответил стыдить меня не надо. сначала сами изучите. И юмор из моего профиля понимать надо
хотя это дано не всем.
В отношении юмора: МП позиционируется как соцсеть для зрелых людей, а тут оказывается приколисты-юмористы сидят. Значит первый комментарий, это слова юного приколиста, а не взрослого человека?
вас интересует как взрослого или как из детского садика.Штанишки еще не описал?
Радует, что корень жизни у Толи - власть Советская.