За 10 лет число страховых компаний в стране уменьшилось в 3 раза. И это не единственная беда.
7 июня в Саратове завершила свою работу 14-я Международная конференция по страхованию. Несмотря на представительность – конференция собрала более 100 докладчиков из разных стран, настроение участников было, скорее, пессимистичным.
- Ежегодно рынок теряет десятки компаний, – отметил первый заместитель гендиректора «Росгосстраха» Дмитрий Маркаров. – Если в 2003 году их было 1200, то сейчас лишь 450. Это говорит о том, что компании не справляются с прессингом и разоряются.
Много надежд страховщики возлагали на федеральные законы об обязательном страховании опасных объектов и страховании перевозок, вступившие в силу в прошлом году. Однако сбылись они не в полном объеме: вместо планировавшихся 25-миллиардных сборов от страхования опасных объектов поступили лишь 10 млрд. рублей, а страхование перевозок принесло 2 млрд. рублей, но не 8-10 намечавшихся миллиардов. Самым крупным сегментом стало ОСАГО с 20 млрд. рублей, но страховщики не слишком этому рады – рост выплат в 1 квартале этого года в 3 раза превысил темпы поступления взносов.
Если говорить о добровольном страховании филзлиц, то по сравнению с развитыми странами, в которых объемы страхования достигают 10-15 % ВВП, в России этот показатель равен лишь 0,5 % внутреннего валового продукта.
- Больше всего у россиян востребована страховка от несчастного случая, – сообщил руководитель Центра стратегических исследований Росгосстраха Алексей Зубец. – На сегодняшний день оформлено около 60 миллионов полисов, на втором месте – ОСАГО с 55 млн., застрахованы чуть меньше половины частных домов.
По мнению эксперта, дальнейший рост розницы сдерживают тарифы. У людей должны быть или налоговые льготы – в Европе, например, они действуют при страховании жизни, или какие-то другие стимулы. Скажем, на Западе широко распространено накопительное страхование, с его помощью люди пытаются обеспечить свою старость. В России же принято считать, что пенсия – забота государства.
Дмитрий Маркаров полагает, что патерналистские настроения следует изживать, и без принуждения тут никуда не деться. «Смотрите, пожары 2010 года – все кричат: ах, где же помощь государства?, и государство ее оказывает. Наводнение в Крымске – да, трагедия, потерявшим кров нужно помогать, но почему бюджет должен компенсировать не только потерю жилья, но и испорченные водой автомобили? Что, машины – это предмет первой необходимости?», – поинтересовался топ-менеджер Росгосстраха.
По его словам, лишь законодательно можно закрепить в России культуру страхования. В противном случае компенсировать многомиллиардные потери от засух, аварий и других катаклизмов государству придется и дальше. Однако пока все лоббистские усилия страховщиков особых успехов не приносят.
Комментарии