Фото: Reuters
Дмитрий Травин
научный руководитель Центра исследований модернизации, журналист.
Размышлять о том, каким должен быть особый путь России, столь же неинтересно, как доказывать, что он не существует. Любопытно понять иное: почему так много людей у нас верит в особый путь?
Cтоит покопаться в ментальных историях других стран, как сразу выясняется, что именно поиск особого пути сближает народы.
Еще в XVI веке этим делом занялись португальцы. «Как выяснилось», само существование Португалии входило изначально в замысел Бога. Он лично спустился на Землю, чтобы создать новое государство, и беседовал об этом с военным лидером Афонсу Энрикишем. В произведениях различных авторов можно обнаружить, что португальские герои превосходят всех прочих, включая Александра Македонского, Траяна и т.д. «Нет на известной нам Земле народа, которому все люди были бы обязаны больше, чем португальцам», — отмечал один из апологетов.
«Особый путь» был и у Польши. Выразился он в так называемой идеологии сарматизма, достигшей расцвета в XVII веке и предполагавшей, что шляхта произошла от древних сарматов. Суть теории состояла в убеждении, что сам Бог покровительствует Речи Посполитой. И потому среди шляхты пользовался популярностью миф о Польше как об оплоте христианства, убеждение, что именно Речь Посполитая призвана защитить христианский мир от его многочисленных врагов.
Сербский миф об особом пути противоположен польскому. Поскольку Сербия не смогла прославиться великими подвигами на земле, особый путь народа стал трактоваться как путь построения «Небесной Сербии», которую образовали миллионы праведников, достигнув тем самым цели, поставленной перед народом самим Господом. А в чем же цель? Православным народам, полагал cв. Николай Сербский, предстоит спасти человечество.
Особые страдания, которые пришлось претерпеть сербам, согласно трактовке св. Николая, являются признаком богоизбранности, «ибо кого Бог любит, того и наказует». Много мучились на своем веку и другие народы, но ни один не претерпел таких мук. Даже русские на треть не страдали, как сербы.
Англичане тоже полагали в свое время, что они — не как все. В середине XVI века можно было услышать странные заявления о том, что у Бога есть национальность. «Господь — англичанин» — заявил, к примеру, будущий епископ лондонский Джон Эйлмер. Он призвал соотечественников благодарить Господа по семь раз на дню за то, что тот создал их англичанами, а не итальянцами, французами или немцами. «Господь со своими ангелами сражался на ее (Англии) стороне против чужеземных врагов», — напоминал епископ.
Более четко оформилось представление о том, что англичане избраны Господом для особой миссии, в эпоху революции. Как евреи времен Ветхого завета имели особый договор с Богом, так и англичане времен восстания пуритан считали себя вторым Израилем, постоянно возвращаясь к этой метафоре в парламентских спичах и памфлетах, а также в церковных церемониях.
Наконец, Германия. Немцы долгое время противопоставляли свою великую Культуру тлетворной Цивилизации западных стран. Даже лучшие интеллектуалы чувствовали себя представителями иного мира.
Макс Вебер считал, что культурная задача Германии — не допустить господства американизма в мире. «Просить немца быть приверженным тому, что народы Европы называют свободой, — писал Томас Манн, — было бы… равнозначно требованию к нему совершить насилие над своей природой».
Откуда же все это бралось? Как правило, эпоха «обострения» поисков особого пути у всех народов приходилась на времена бедствий. Для Португалии — это годы поглощения Испанией. Для Польши — «потоп», шведская интервенция. Для Англии — революция и распад старого государства. Для Германии — эпоха модернизации, когда предпринимались попытки догнать успешных западных соперников.
Фрустрированное общество ищет внутреннего комфорта на особом пути. Спокойно развивающееся, успешное общество перестает заниматься подобной философией, поскольку она уже не выполняет терапевтической функции.
Комментарии
Думаю, инопланетянин.
А потом ещё и эксплуатировал евреев, заставляя таскать себя в роскошном ковчеге по пустыне.
- George Bernard Shaw -
Это вполне естественное явление.
Тут Травин напустил туману.
Фрустрации, сопряженные с поисками идентичности, - естественный этап социальной эволюции. Это относится ко всем социальным общностям на протяжении веков и эпох.
Хорошо бы завтра об этом поговорить на нашей встрече.
Могу и Травина позвать, но он едва ли пойдет.
Нации начали складываться в Европе к концу 18 века.
Этапы развития "сознания нации" практически совпадают с этапами жизни отдельных людей.
И каждое поколение формирует свою "нацию". И свои антагонистические группы внутри каждой нации.
Тут надо бы хорошенько подумать и исследовать проблему
А.П.Назаретян в этом направлении движется.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
===========================================================================
Вкуривши ладана (ацетат инсенцола - галюциноген, психоделик входит в его состав) можно и с кустами поговорить (Моисей) и с богом и с чертом. Религиозные наркоманы достали однако.
Комментарий удален модератором
общего языка не будет никогда.
Я знаю, почему.
По-английски, "родной язык" называется mother's tongue - "язык матери".
Чтобы младенец заговорил на общем, надо, чтобы с ним с самого начала говорили на том общем.
Ага...
Значит, тем общим должна владеть мать.
А как овладеть ей?
Ага.
От своей матери.
"Что раньше было - курица или яйцо?"
И почему -то этот путь всегда в тупик нас заводит....
Может потому, что в "проводники" всё время набиваются всякие подонки и идиоты???
- Скажите, Рабинович, вот вы умерли и воскресли, Вы должны знать наверняка. Скажите мне правду: Бог есть?
- Я понимаю, как это для вас важно, - отвечает Рабинович. - Но должен сказать правду: Бога нет.
- Спасибо за вашу прямоту. Вот возьмите чек на два миллиона долларов и, пожалуйста, никому об этом не говорите. Живет себе Рабинович дальше. Вызывает его к себе, ну, скажем, Брежнев и спрашивает:
- Скажите, Рабинович, вот вы умерли и воскресли, Вы должны знать наверняка. Скажите мне правду: Бог есть?
- Я понимаю, что это для вас важно. - отвечает Рабинович. - Но должен сказать правду: Бог есть.
- Спасибо за вашу прямоту. Вот возьмите два миллиона рублей и, пожалуйста, никому об этом не говорите.
И дальше живет себе Рабинович.
И вызывает его к себе Президент Соединенных Штатов и говорит:
- Соединенные Штаты - свободная страна. Нам, в сущности, все равно, но просто мне интересно. Скажите мне правду: Бог есть?
- Я понимаю, что вам, в сущности, все равно, - отвечает Рабинович. - Скажу вам правду: Бог есть, но он негр.
- статус миротворца .
"Я свою сестренку Лиду
Никому не дам в обиду.
Я живу с ней очень дружно,
Очень я её люблю,
Ну а если будет нужно,
Я и сам её побью".
Комментарий удален модератором
дядя Гоша
Дорог разбитых не измерить,
И дураков не сосчитать,
И некому судьбу доверить...
(моё)
Я его года полтора назад заманил в Гайдпарк.
Можно попробовать позвать на обсуждение...
Россия - это понятно: Конституция (Основной Закон) написана для республики (res publica = власть народа, по-латыни), а правят олигархи. То есть, де-юре одно, а де-факто другое. Содержимое не соответствует этикетке. Покупаете "кёльнскую воду" - по этикетке, открываете - а там, извините, моча пьяного поросёнка... Естественно, что в такой ситуации надо искать богоизбранность.
А вот чего ищет Америка? Почему она пыжится представить себя лучше других? Почему пытается распространить свои законы и понятия на весь остальной мир? Значит, за блестящим фасадом что-то не то... Гнильца-с... Неспроста такое возвеличивание себя.
Что же тут не то? Пока не знаем. Поживём и увидим.
"Размышлять о том, каким должен быть особый путь России, столь же неинтересно, как доказывать, что он не существует. Любопытно понять иное: почему так много людей у нас верит в особый путь?"надо поставить в конец статьи.