Head to head

В общаге лежит книга "Head to head" известного американского экономиста Лестера Тароу (Lester Thurow). Я ее, естественно, прочитал. В этой книге, изданной в 1992-м, Лестер подробно разбирает новые вызывы для экономики США в условиях развала Советского Союза. Россия как серьезный экономический игрок Лестером вообще не упоминается. Речь идет про США (как абсолютного гегемона), Японию, Германию, нарастающую угрозу объединения Европы, нарастающую, но пока слабую, экономическую мощь Китая.

Прежде чем перейти к постперестроечному миру, Лестер дает довольно типичный для американцев исторический экскурс. Несколько цитат:

"Глава 1: Медведь покинул лес. Эпиграф: В лесу есть медведь. Кто-то его видит, а кто-то нет. Кто-то говорит, что он укрощен, а кто-то заявляет, что он дик и опасен. Так как никто не знает ничего наверняка, не будет ли благоразумным быть таким же сильным как медведь? (с) Обращение Рейгана по телевидению, осень 1984 года."

"В 1940-х годах казалось, что Советский Медведь в обнимку с восставшим из пепла Красным Китайским Драконом, хотят покорить мир. Помощь Греции, Турции, НАТО, перевооружение Японии и Восточной Германии, Корейская война - все это были попытки удержать медведей и драконов в лесу."

"В 1950-х годах Советский Союз развивался быстрее США. Русский спутник взлетел, американский - нет. Если бы экономические тренды сохранились, советский валовый национальный продукт обогнал бы американский в 1984-м году, году, окруженном литераторами зловещим ореолом. Коммунизм, окрыленный экономическим успехом СССР, уже широко мыслился как единственная модель экономического развития. Коммунистическая Куба всего лишь в 19 милях от США, представляла собой прогресс будущего. И когда Никита Хрущев тряс своим ботинком, никто не смеялся над ним."

"В 1960-х основное внимание Америки было приковано к отпрыскам Красного Дракона, расбросанным во Вьетнамских джунглях.

В 1970-х американское унижение в Иране и инвазия СССР в Афганистан особенно заострили опасные очертания Медведя. В ответ на это президент Рональд Рейган увеличил военные расходы Америки вдвое в начале 1980-х. Сдержать медведя и его "империю зла" могли теперь только высокотехнологичные программы вооружения в стиле Звездных Войн [перевод дословный]."

"Но неожиданно медведь исчез, также мистично, как 770 лет до него Европу неожиданно покинул Чингиз Хан. И, хотя сейчас нам видно, что экономическая супермощь СССР 50-х годов была скорее обманом, СССР 70-х и 80-х годов был более чем реален (если доверять отчетам ЦРУ). К приходу Горбачева к власти ВВП СССР рос со скоростью 2.1% в год, немного медленнее, чем ВВП США - 2.9%. В 1983-м рост достиг 3.3%, в 1986-м - 4.1%. Не было ни одного признака коллапсирования. Начало экономических проблем является полной заслугой Михаила Горбачева, и именно это объясняет его чрезвычайную непопулярность на родине.

Неспособность СССР производить товары общественного потребления гарантировала его развал. Но при приложении некоторого ума и воли, он мог бы существовать еще долгое время. Точно также Чингиз Хан внезапно развернулся и ушел обратно в Азию, когда Европа уже была готова быть покоренной им.

Вытравливая авторитет старой системы центрального планирования, Горбачев создал ситуацию невозврата в прошлое. Но рана, нанесенная им старой системе, не была так глубока, как сокрушающие удары, которые ей после этого стали наносить тысячи простых советских граждан.

Сейчас стало ясно, что СССР больше не возродится. Не важно, на сколько кусков он развалится, и кто будет ими управлять, но его былая мощь - это теперь удел истории. Сейчас многие говорят, что история закончилась. Что американская экономическая модель будет принята во всем мире. Но это удел профанов - история далека от окончания. Надвигается новая эра соперничества."

1992 год, однако.