В нашей византийской и русской традиции развод царственного лица всегда имел оттенок скандальности, ибо нарушал идею аскетического служения самодержца. Но скандальность наступала не в случае развода, точнее говоря, не из-за развода, а из-за новой женитьбы. Именно новый брак становился формальной причиной считать властителя оступившимся. Брак – сакральный институт, который символически отражает брак земли и неба, гармонию стихий, равновесие сил. В Ветхом Завете мудрый царь Соломон оступился именно из-за множества жен, а царь Давыд впал в грех из-за Вирсавии.
Истории с императором Нового Рима Львом VI и его фавориткой Зоей Черноокой (Карбонопсиной), из-за которой Собор 920 г. запретил четвертый брак, а патриарх Никола встал в оппозицию царю, все же не были разводами в современном смысле слова. В Византии признавали развод только по серьезным каноническим причинам (слабоумие, длительное отсутствие одного из супругов). Это было зафиксировано в церковном праве и укоренилось в Древней Руси. Однако де-факто русские еще долго признавали «гражданский развод». т. е. непубличное прекращение супружеских отношений и общего хозяйства. Брак расторгался публично только для даяния потомству новой супруги своего имени и наследства. И разумеется, брак никогда не расторгался по инициативе жены.
Цари на Руси редко прибегали к разводу. В 1525 году великий князь Московский Василий III решил разойтись со своей женой Соломонией, урождённой Сабуровой, отправив ее на иноческое посление в Суздаль. Сын от нового брака, Иван Васильевич, по прозвищу Грозный, пошел по стопам отца. Царь, задумав развестись со своей третьей женой, созвал специальный церковный собор и клялся, что не успел вступить с ней в супружеские отношения, поскольку она была больна ещё до свадьбы. Собор наложил на него епитимью и разрешил венчаться в четвёртый раз. Анна Колтовская, пошла по пути своей предшественницы: царь развёлся с ней через полгода, по традиции отправив молодую жену в монастырь. Венчаться в пятый раз нельзя было уже нельзя и Грозный вступил в сожительство без благословения Церкви.
Скоро жена умерла, а за ней умерла и шестая жена Грозного, Василиса. Марья Феодоровна Нагая, последняя жена Грозного пережила мужа, а их общий сын, царевич Дмитрий, погиб в Угличе в 1591 году при странных обстоятельствах.
Разводы Грозного были связаны не столько с похотливым нравом царя, сколько с необходимостью получить наследника. Алексей Михайлович женился во второй раз, когда овдовел, но с его сыном ситуация была сложнее. Развод Петра Первого с первой женой ради женитьбы на Скавронской имел уже несколько более светский харарктер. Но уже Петр завел себе разных «матрес» (любовниц), чему последовали и некоторые иные цари из Романовской династии. Началась десакрализация роли царя, который становился все более похож на западных владык, отягощенных сонмом любовниц и фавориток.
Наша ситуация немного иная. В случае нового брака развод Путина можно понимать как сигнал о завершении сакрального периода: аскетический брак завершен. Если за этим последует новая женитьба (вспомним слова «Людмила Александровна эту вахту отстояла»), то значит это десакрализация. Что такое десакрализованный властитель в наше время? Это европейский простой человек. Вроде Саркози или Олланда. Например, у американского президента нет обозримого личного пространства, в котором он мог бы развестись. Можно делать все что угодно в Овальном Зале, но брак президента нерасторжим. В Европе и в современной России брак трансформировался. Став «более человеческим» брак стал менее сакральным.
Но вероятнее другое. Если Путин останется один, то значит «там» решили дооформить институт первого лица, очистив его от европейской двусмысленности. Это уже будет прямой намек на священный брак правителя с Россией и практически иночество ради великой цели. Вместо просто человека у нас будет сверх-человек. Путин, кажется, обустраивается надолго у кормила правления и на высотах власти. Съездив на Афон или посетив Владимирскую Божию матерь в Третьяковке, он услышал или понял что-то, что прояснило его дальнейшие шаги. Аскетическое служение русского царя требует отказа от образа жизни европейского монарха. По-другому не получается.
АЛЕКСЕЙ МУРАВЬЕВ
Комментарии
Ц а р и ц а
Мне снилось, государь... мне снилось, что...
Я разлучаюся с тобой!
И о а н н
Сон в руку,
Ты неугодна мне. Я объявить
Тебе пришел, что ты отныне боле
Мне не жена.
Ц а р и ц а
Так это правда?..
И о а н н
Тише!
Я бабьих слез и криков не люблю!
Ц а р и ц а
Нет, господин мой, - я не плачу - нет -
Ты видишь, я не плачу - но скажи,
Как развестись со мною хочешь ты?
Что скажешь ты святителям? Какую
На мне вину найдешь ты?
И о а н н
Это что?
Ты, кажется, меня к допросу ставишь?
Кто ты? Какого ты владыки дочь?
Кому ответ держать мне о тебе?
Иль ты других пригожее и краше,
Чтоб мне тебя, как клад какой, беречь?
Иль я уж в доме у себя не властен?
Иль ты царица по себе?
Алексей Толстой (1817-1875), русский писатель
В данном конкретном случае это и глубоко патриотичный поступок. Вспомним ее слова в интервью: Кто не любит Путина- не любит Россию
Насчет "Кто не любит Путина- не любит Россию", такой бред даже обсуждать не стоит.
Вторая - по поводу необсуждаемого бреда - это Ваше частное субъективное мнение, непонятно с какой целью навязываемое другим
Президент решил разводиться…
А вызовет это фурор?
Будем в шоке мы находиться?
Болотное крикнет «Позор!» ?
Какое всем в сущности дело:
Жизнь личная всё же табу!
Слушать про «звёзд» так надоело,
Я видел бы это в гробу!
Здесь же тихо и без скандала,
Без упрёков или обид,
Решили, что время настало,
Сказать: их «очаг» не горит…
Бывает, они порой гаснут,
Ну, и как тогда поступить?
Мучиться двоим понапрасну
Или уйти и отступить?
Но Путин совета не просит,
Давайте и мы помолчим:
Из дома он сор не выносит,
И нам знать не надо причин!
08.06.2013
На фотографии что - фрагмент будущей церемонии?