Золотая хохлома из Семенова - душа России!

На модерации Отложенный

Золотая хохлома из Семенова - душа России! Мария Русова

Золото хохломы

Путешествуя по прикерженью, как же обойдешь хохлому? Вот ведь как бывает: сказали хохлома, а воображение уже брызнуло золотом, расцвело киноварью, прорезалось чернью. Как могла попасть красота такая в лесную глухомань? Никто вам этого точно не скажет. До сих пор ученые спорят, а дальше предположений не идут. 

Хохлома

Хохлома ты моя золотая,
Твой характер цветист без прикрас,
Над Россией жар-птицей взлетая,
Ты волнуешь придирчивый взгляд.

Чтоб светлели суровые лица,
Украшай вдохновенно дома,
Чудодействуй в веках, мастерица,
Золотая моя Хохлома!

В Нижегородской области есть два места, где хохломским узором владеют: в Семине – сельце, что на реке Узоле стоит, и в Семенове – городке, что в свое время собрал художников в артели. 

Семино и Семенов… Улавливаете сходство? В селе парней с именем Семен просто Семами кликали, а в городе уже Семенами. Видать, в этих местах Семены мастеровыми людьми были, раз память такую о себе оставили. Знатоки хохломы делят ее на «деревенскую» и «городскую». Объяснять не надо, где какая? Приглядитесь внимательнее, разница есть? В том и ценность. 

Некогда хохлома еще «горянщиной» звалась. А это от того, что крашеную посуду в печках и горнах сушили. На базар везли «белье», посуду некрашеную, и «горянщину», к которой красильщики руку приложили. «Горянщина» хоть и дороговата была, но покупатель ее предпочитал. Кому не хочется в доме красоту видеть. 

Со временем «горянщина» всему миру известна стала. Так во второй половине 19 столетия искусно выточенные и расписанные блюда и чаши, поставцы и кондейки появляются на рынках Западной Европы, Средней Азии, Персии, Индии. 

Летопись сохранила такой факт: в 1884 году около 100 000 больших и малых чаш крашенной деревянной посуды было отправлено в Париж, Лондон, Амстердам и Ниццу. 

В начале 20 века хохломскими изделиями постоянно любуются посетители Лейпцигской ярмарки. Их заказывают и увозят в Америку, Австралию и даже Африку. 

Хохлому золотой называют, и мы от этого отступать не будем. А золото с икон пришло. Среди тех, кто «хохлому писал», были и беглые иконописцы, укрывшиеся от гонений в лесах по Керженцу да Узоле, что текут на Севере Нижегородской области. Старых икон не сохранилось. Многие разорители по этой земле прошли, пожгли их, но старые люди говаривали, что мастера те иконы олифой покрывали и в печах жарили и оттого они золотистыми становились.

«В росписях хохломы почти нет жанровых сценок: все свое искусство художники направили на изображение растительных форм, или так называемого травного орнамента, связанного с традициями живописи Древней Руси. Гибкие, волнистые стебли с листьями, ягодками и цветами обегают стенки сосуда, украшают его внутреннюю поверхность, придавая предмету неповторимо нарядный облик. На одних вещах стебли цветков вытягиваются вверх на других – завиваются или бегут по кругу».

Если бы так; как в серьезной искусствоведческой книге написано, то все просто: мастера одну траку да цветочки писали. Тогда откуда же на огненных чашах взялась жар-птица? Или ромбы-пряники и солнца-розетки? Почему вдруг ковши на утиц да лебедушек похожи? «Фантазия художников», - скажете. Не совсем так. В формах и росписи хохломской посуды сокрыты символы Руси еще «Языческой», времен когда наши Предки чтили своих Богов. Вон ведь куда корни идут. А их все обрубить старались как чужеродные. 

Даже краски хохломы древносью дышат. Иной нынешний заказчик в толк не возьмет: что же мастера на краски скупяться? Киноварь, золото, чернь… Он, потрясая денежками, требует, чтоб и голубая лазурь проблеснула, и травка зеленью пошла, и контур чтоб белильцем оттенялся. В его понятии, может, это и красиво, только от хохломы здесь ничего не остается.

Один мудрый журналист, путешествуя по приузольским селам в тридцатом году прошлого века, написал: «Включение в хохломскую палитру дополнительных цветов ( желтый, зеленый, синий, коричневый ) отнюдь не делает хохломскую вещь более богатой: это скорее делает ее менее целостной, менее выразительной, хоть и более цветистой. Нет, классические хохломские вещи – это яростная борьба двух цветов: красного и черного. Красное и черное – жизнь и смерть, радость и печаль, пламя и уголь, свет и тьма – два цвета, ввергнутые в ритмический, полет орнамента. Красное и черное, киноварь и сажа, теза и антитеза – их извечное извечное противоборство умягчено в орнамент золотом, третьим колористическим элементом. Золото примиряет и связует два цвета».

Есть в хохломской росписи загадки и тайны, иначе не привлекала бы она к себе. Одна красота - пуста.Попробуем мы в нашем путешествии к этим тайнам прикоснуться. А уж коль ценности мы привыкли золотом мерить, то постараемся понять, в чем же золото хохломы. 

В путешествии нашем мы откроем для себя один мир, который для нас исчез. Это мир дерева. Нашим предкам мир этот был космосом, вселенной, его почитали и берегли. Мы увидим, что хохлома – часть этого мира.

Золотая хохлома из Семенова - душа России!

Золотая хохлома — один из старинных самобытных русских народных промыслов, на протяжении веков формирующий быт и жизненный уклад целых поколений и явля­ющийся неотъемлемой частью российской культуры. Особенностью хохломского промысла является изготовление золоченой деревянной посуды без применения драгоценного металла и своеобразная растительно-травная роспись. Символом хохломской росписи стала огненная жар-птица, украшенная яркими цветами. Столицей золотой хохломы по праву считается город Семенов, расположенный в 80 километрах от Нижнего Новгорода. 

Хохломской промысел насчитывает более трёх столетий. Он зародился в нижегородском Заволжье и пошел от иконописи. Это было время обширного заселения нижегородских земель разным людом, среди которого были «старообрядцы» - противники церковных реформ Патриарха Никона. Они знали секрет золочения икон при помощи серебряного металла и льняного масла - олифы. Деревянные иконы покрывали слоем серебра, растертого в порошок, после чего олифили, затем ставили в печь. После закалки икона приобретала новый золотистый цвет. Впоследствии, с появлением более дешевого олова, этот способ перешел и на посуду. Так, начиная с XVII века, на всю Россию славилась расписная деревянная посуда заволжских мастеров. «Парадная» посуда изготавливалась по особым заказам небольшими партиями из разных пород дерева, разных форм и художественной отделки, и предназначалась для дарения именитым гостям и иностранным послам.

На территории предприятия стоит памятник легендарному Семёну-ложкарю. Скульптурное изображение - это дань уважения всему трудовому люду заволжского края, тем, кто трудился, не покладая рук, развивая свое ремесло. Нижегородской посудой торговали на великом торжище - Макарьевской ярмарке, позднее Нижегородской, в Москве и других уголках России. Начиная с 60-х годов XIX века, хохломская посуда и мебель постоянно экспонируются на отечественных и зарубежных выставках. После всемирной выставки 1889 года в Париже резко увеличился экспорт хохломских изделий. Искусно выточенная и рас писаная посуда появилась на рынках Западной Европы, Средней Азии, Персии, Индии. 

В начале XX столетия хохломские изделия проникают в отдаленные города Америки, Австралию и даже Африку. Ассортимент отличался большим разнообразием. Изготавливали различные блюда, тарелки, бочата, поставки и солонки, кружки, бокалы, ложки, шкатулки, трости, табакерки и даже мебель в русском стиле - столы с ножками балясинами, шкафы-теремки. Покупатели всегда ценили лёгкость и прочность хохломских изделий, красоту росписи. В XIX веке её мотивы были достаточно просты: чашки украшали поясками из геометрических фигурок, но к концу века роспись усложнилась. На крупных вещах на заказ создавали орнаменты кудрины с золотыми цветами и листьями округлых форм изделия для продажи в город расписывали узорами в духе ситцевых платков, старинных набоек или орнаментов рукописных книг. Самым распространенным и любимым было «травное» письмо. Уже в 30-е годы XX века на основе лучших традиций росписи был создан новый хохломской орнамент. Современная роспись обогатилась НОВЫМИ мотивами, стала тоньше и сложнее по колориту и композиционному решению, усложнилась и техника исполнения.



За многовековую историю хохломской промысел претерпел немало взлетов и падений, что отражалось на судьбе его мастеров. Дороговизна леса, конкуренция металлической и фаянсовой посуды, зависимость от скупщиков - всё это не способствовало росту благосостояния самих ложкарей и художников. Положение изменилось, когда в 1916 году при поддержке Нижегородского земства в Семёнове была открыта Школа художественной обработки дерева. Её возглавил талантливый художник Г. П. Матвеев. На базе этой школы была организована кооперативная артель «Кустарь - художник», которая впоследствии переросла в крупное производственное объединение «Хохломская роспись». Благодарные потомки помнят о заслугах Матвеева, на территории предприятия ему установили памятник и сохранили заложенные Матвеевым традиции наставничества. «Хохломская роспись» патронирует семёновский Художественный лицей № 30, где готовят будущих мастеров по росписи и деревообработке. В 1931 году артель получила название «Экспорт», поскольку 70 % продукции продавали за границу. В 1961 году артель получила статус фабрики, а в 1971 году - производственно-художественного объединения. В настоящее время крупнейшее в России предприятие народных художественных промыслов «Хохломская роспись» продолжает вековые традиции выпуска изделий с хохломской росписью. В ассортименте насчитывается более 1000 наименований изделий утилитарного и декоративно-сувенирного назначения. Это многопредметные наборы для ухи, десерта, в том числе: наборы-сервизы, резные ковши, братины (ковши для вина), подсвечники, вазы, поставки, бочата, штофы, панно, музыкальные шкатулки. Вся выпускаемая продукция имеет сертификаты соответствия и гигиенические сертификаты, а это значит, что из хохломской посуды можно пить и есть, не опасаясь за здоровье. Под заказ выполняются изделия с геральдикой, эмблемами, портретами.

На предприятии работает более полутора тысяч человек, в том числе 400 художников. Многие из них - по-настоящему одаренные, талантливые мастера. И у каждого свое осмысление богатого творческого наследия, свое видение рисунка и особый почерк. Ряд художников имеют почетное звание: «Заслуженный художник РФ», являются членами Союза художников России, награждены государственными премиями. На предприятии с 1964 года действует творческая лаборатория, где рождается новый ассортимент и уникальные высокохудожественные изделия. Через лабораторию проходят подающие надежды молодые мастера. Настоящими виртуозами росписи называют художниц М. Иванову, Е. Зайцеву, О. Разумову, Н. Воронину. На их работы обращают внимание специалисты на многих российских и международных выставках. По эскизу заслуженного художника РФ Таисии Белянцевой ко дню 40-летия полетов из Лондона в Москву фюзеляжи восьми лайнеров авиакомпании «Бритиш Эйэрвэйз» были украшены хохломским узором.

Искусство хохломы - это не только красиво выполненная роспись, но и умение создавать выразительную форму изделия, знание сложной технологии обработки дерева. И немногие знают, сколько труда и терпения, сноровки и истинного вдохновения требует людей разных специальностей этот сложный процесс. На основе Традиционного способа изготовления хохломских изделий был разработан и усовершенствован ' современный технологический процесс, позволяющий достигнуть высокого технического уровня продукции.

В производстве используется дерево разных пород, в основном - липа. Древесину сначала выдерживают на открытом воздухе не менее года. Затем ее распиливают на кряжи, изготавливают болванки, из которых вытачивают чашки, поставки, бочата, вазы, матрешку, вырезают ложки и ковши. Некрашеную посуду называют в промысле «белой» или «бельем». Прежде всего, ее надо высушить, чтобы изделие не дало трещин. Поэтому в помещениях предварительной обработки постоянно поддерживается температура около 30 градусов, а в сушильных камерах, где на широких полках-«колосниках» досушиваются белые точеные изделия, - до 100 градусов. Затем, некрашеные чашки покрывают специальным масляным грунтом красновато-коричневого цвета, отчего все они становятся похожими на глиняные. После грунтовки изделия 2-3 часа сушат в электропечи при температуре 120-130 градусов. Далее - шлифуют, шпаклюют, олифят. Последняя подготовительная операция - лужение. Исполняют ее также, как и все предыдущие операции, вручную. Пока верхний слой олифы не высох окончательно и грунт не утратил вязкости, изделия натирают алюминиевым порошком. Луженые чашки становятся матово блестящими, напоминая серебряные, и в таком виде поступают в цеха росписи.

Расписанные изделия два-три раза покрывают лаком с промежуточной закалкой при температуре 120-130 градусов. Чтобы получить нужный эффект от закалки, необходимо точно рассчитать её время, которое зависит от сорта дерева, и от габаритов изделия. Таким образом, серебро превращается в «золото», и расписанные деревянные чаши и вазы становятся похожими на драгоценную позолоченную посуду, отличающуюся особенной красотой и неповторимостью. В современной хохломской росписи сохраняется стиль и колорит традиционного орнамента, «верхового» и «фонового», но цветовая гамма - расширена. Кроме черного, красного и золотого цвета - традиционного триколора, пришедшего из иконописи, используются зеленый и желтый, оранжевый и коричневый цвета. Художники имеют возможность экспериментировать. Так появляются новые направления в хохломском искусстве. Это миниатюрная хохломская роспись, хохломское панно с живописью, иконы. В 1993 году в продолжение традиций в технике иконописи по хохломскому «золоту» на фабрике была создана иконописная мастерская и начато изготовление икон. Канонам иконописи художники обучались в Троице-Сергиевой Лавре и получили благословение на писание икон от митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая. В 1999 году иконописная мастерская предприятия ЗАО «Хохломская роспись» была удостоена высокой чести войти в состав «Патриарших мастерских» под омофором Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексея II. Хохломскими иконами украшены многие храмы Нижегородской области.

Сравнительно недавно в 2004 году на предприятии «Хохломская роспись» начали изготавливать концептуально новые изделия - панно с живописью. Это авторские работы, совмещающие в себе два вида искусства: живопись и декоративно-прикладное искусство - хохломскую роспись. В 1992 году был открыт цех по изготовлению семёновской матрешки.

На предприятии выпускают не только декоративные изделия и посуду, но и мебель с хохломской росписью. Детские столы, стулья и скамейки, столы интерьерные, сервировочные и журнальные. Детская мебель соответствует требованиям ГОСТа и является незаменимой при обустройстве групп детских садов и детских жилых комнат. Также изготавливают и мебель столярную: различные виды мягких и жестких стульев для дома, офиса или кафе, а также группы обеденные, столы и кровати. Столярная мебель рассчитана на широкий круг покупателей.

В настоящее время ЗАО «Хохломская роспись» стабильно работает и развивается, увеличивая объемы производства и продаж. За счет собственных капиталовложений в производство внедряются новые виды изделий, приобретается оборудование, расширяются цеха, организуются новые рабочие места. Более 1000 фирм от Владивостока до Калининграда являются партнерами предприятия. Продукция экспортируется в страны ближнего и дальнего зарубежья: Казахстан, Беларусь, Украину, Туркменистан, США, Канаду, Францию, Германию, Англию, Японию, Испанию и другие. Для туристов на фабрике орга­низованы увлекательные экскурсии, знакомящие гостей с историей промысла, технологическим процессом на всех этапах рождения хохломских изделий. Здесь можно познакомиться с лучшими мастерами и принять участие в увлекательном мастер - классе по росписи матрешки. А также заказать обед по индивидуальному меню. К вашим услугам - просторная столовая или банкетный зал, интерьер которого оформлен в хохломском стиле, а блюда подают в «царской посуде». На фабрике есть ассортиментный кабинет, где с 1972 года хранятся образцы уникальных изделий, среди них огромная хохломская ложка - 2 метра 67 см и полутора - метровая чаша. А также магазин, в котором по доступным ценам можно купить все, что производится на фабрике. Ещё одно достижение хохломичей - ежегодный всероссийский фестиваль «Золотая Хохлома», приехать на который в город Семёнов могут все желающие в июне.

Генеральный директор ордена «Знак Почета» ЗАО «Хохломская роспись» Николай Васильевич Короткое, заслуженный работник культуры РФ. Награжден орденом "За заслуги перед Отечеством " IV степени. В 2003 году Российский союз товаропроизводителей присудил ему высшую экономическую премию им. А. Н. Косыгина.