Fortune: евро может угробить экономику Латвии

На модерации Отложенный

Латвия уверенно приближается к тому, чтобы стать 18-м членом еврозоны. Страна добивалась этого права с 2009 года, несмотря на то, что финансовый кризис отобрал 20% латвийского ВВП. Государству пришлось взять кредит на $10,1 млрд от ЕС и МВФ, провести масштабные реформы, сократить госрасходы и дефицит бюджета, поднять налоги. Зато теперь Латвия технически полностью готова для вступления в еврозону. Ожидается, что отказ от лата случится уже в 2015 году. 

Но издание Fortune полагает, что этот шаг будет несколько опрометчивым. Приводим главные тезисы этого материала: 

– Латвия является небольшой и бедной страной относительно других членов валютного союза. А практика показывает, что отсутствие всяких ограничений на торговлю в рамках ЕС и переход на единую валюту помогает наиболее сильным и развитым странам, а у небольших и бедных, наоборот, отнимает рычаги защиты собственного рынка. Пример Эстонии, вошедшей в еврозону в 2011 году, это наглядно демонстрирует. 

– Решение о переходе Латвии на евро – политическое, а не экономическое. Балтийское государство хочет раз и навсегда закрепиться в статусе полноценного члена ЕС и порвать со своим советским прошлым.

Но эти попытки могут дорого обойтись стране. 

– Экономика Латвии сейчас выглядит неплохо, но к ней есть вопросы. Самое слабое ее звено – банки. Половина их депозитов – это деньги иностранных граждан, главным образом россиян, белорусов, узбеков и жителей других стран пост-СССР. Эти люди хранят деньги в Латвии, потому что им кажется, будто это намного надежнее, чем держать их на родине. Но кто знает, не улетучится ли это доверие после перехода на евро? В частности, Латвия уже не сможет самостоятельно регулировать процентные ставки своих банков. 

– Еще один бич латвийской экономики – безработица. По официальным данным, она составляет 12,8%, что даже выше среднего показателя по еврозоне. И причин, по которым она могла бы сократиться, пока нет. 

– Латвия вполне может повторить судьбу Греции и Испании. Если ее экономика пойдет по этому пути, стране грозит настоящий социальный бунт, поскольку опросы показывают, что две трети ее населения не хотят /опасаются перехода на евро.