Большие маневры. Есть ли конкуренты у Собянина?

О маневре, предпринятом московским мэром (то ли посоветовавшимся, то ли нет  со «старшими товарищами», которых у него по статусу раз, два и обчелся), уже  успели высказаться многие. Сформулированы и гипотетические мотивы (гипотетические, но весьма правдоподобные — особенно в своей совокупности): 1) легко прогнозируемая победа Сергея Собянина резко повышает его личный  политический вес и укрепляет позиции Кремля в столице; 2) играя на опережение, Собянин загоняет в искусственный офсайт всех своих предполагаемых соперников, кроме откровенных клоунов, которые, кстати, уже успели объявить о своих «мэрских» намерениях — правда, еще не все; 3) выборы московского мэра уже  нынешней осенью помогут избавиться от вынужденного безделья десяткам тысяч  столичных креаклов — от главного политтехнолога (ушедшего в отставку всего месяц  назад) до самого последнего копирайтера и самого распоследнего «карусельщика»; 4) любые выборы способствуют общему укреплению демократии и появлению новых  перспективных политиков.

Однако на деле всё это не совсем так или, скорее, совсем не так. Кроме, может  быть, третьего пункта — со временным трудоустройством креаклов.

Начну со второго пункта. Никаких серьезных соперников у Собянина (или у  любого другого кандидата, поддержанного Кремлем) в Москве нет и быть не может. Десять лет назад, когда в сходной (хотя и не на все 100%) ситуации шла на выборы  губернатора в моем родном Петербурге кандидатом Кремля В.И. Матвиенко, я  обрисовал тогдашнюю политическую картину словесной формулой «Белоснежка и семь  гномов». В.И. была, естественно, «Белоснежкой», хотя молва и приписывала ей  особую любовь к другому цвету — красному. А противостояли ей «семь гномов», один  мельче другого. Собянин, разумеется, еще «белоснежнее» нынешней председательницы  Совфеда, потому что в отличие от нее на момент тогдашних выборов уже два года  правит вверенным ему субъектом федерации, и, согласно данным соцопросов, правит  вполне успешно, — а «гномы», соответственно, еще «гномистее».

Строго говоря, единственным соперником Собянина на подлинных и полноценных  московских выборах мог бы стать даже не Юрий Лужков (о чем уже писали), а  исключительно — тень Лужкова, призрак Лужкова. То есть единый кандидат от  лужковской Москвы (и безошибочно узнаваемый именно в качестве такового) в  противовес кандидату от Москвы путинской, которую олицетворяет Собянин. Но  такого кандидата нет и наверняка не появится, ведь ведущие члены лужковской  команды а) деморализованы; б) великовозрастны; в) не обладают лужковской  харизматичностью — кроме, разве что, Ресина, но как раз Ресин особенно уязвим по  пунктам а) и б).

Таким образом, предстоящие московские выборы — честные, или не  слишком, или совсем нечестные — в любом случае в очередной раз окажутся  притворными, окажутся имитационными.

А имитационные выборы (это я уже перехожу к пункту 4) никак не способствуют  развитию демократии и появлению новых перспективных политиков. Потому что в них  наряду с очевидным и единственным фаворитом, он же будущий победитель, участвуют  только клоуны или подставные лица (спойлеры). Победа на них стоит дорого (как, впрочем, и поражение), но не дорогого. А сами они демократию лишь компрометируют  и веру в нее в конечном счете только подрывают, что мы наблюдали на самых разных  уровнях (начиная, скажем, с притворного конкурса на невакантное место доцента на  какой-нибудь институтской кафедре) бессчетное число раз.

Да, но как же быть с пунктом 1 — с необходимостью или, как минимум, с  желательностью повысить личный политический вес Собянина и укрепить позиции  Кремля в столице путем всенародного (в его случае — всемосковского) волеизъявления? Я уже писал об этом в связи с президентскими выборами: в  очевидное отсутствие сколько-нибудь серьезной конкуренции действующему лидеру, в  случае предопределенного поражения всех и каждого из числа противостоящих  очередной «Белоснежке» «гномов», надо обращаться не к выборам (неизбежно  оборачивающимся пародией на выборы), а к референдуму или плебисциту.

Просидев два года в кресле мэра Москвы (условно избранного, а фактически, разумеется, назначенного), Собянин вполне вправе обратиться к горожанам с  вопросом о доверии и поддержке, но сделать это следовало бы, на мой взгляд, не в  форме досрочных выборов, а в форме референдума. Который единственно и помог бы  ему выяснить, какую Москву выбирают ее жители — призрачно-лужковскую или  сегодняшнюю (и завтрашнюю) собянинскую. Ну а в случае поражения — только в  случае поражения — сложить с себя полномочия и лишь тогда назначить досрочные  выборы, но уже не планируя участвовать в них самому.

Да и всероссийскую проблему-2018, на мой взгляд, имеет смысл разрешить именно  и только таким образом. А в 2013 году провести максимально серьезную  репетицию.

Читайте далее: http://izvestia.ru/news/551527#ixzz2VQLXv8HU