Еще до Макаренко

На модерации Отложенный

Еще до Макаренко... - [ Житейские новости ]


Эта фотография , вероятно, у многих вызывает ассоциации с именами Дзержинского или Макаренко.Но я хочу напомнить совсем другие имена.

Проблема борьбы с детской беспризорностью и преступностью в России возникла сразу после отмены крепостного права.

Нищета значительной части населения была главной причиной детской беспризорности. Число сирот и брошенных детей с конца XIX– начала XX века стало увеличиваться год от года. Кроме этого десятки тысяч детей осиротели, были потеряны или брошены во время русско-японской войны, революции 1905–1907 гг., переселенческой деятельности П.А.Столыпина, в период первой мировой войны.

С конца XIX в. детская преступность стала значительно опережать взрослую.Так, с 1884 по 1894 г. общая преступность увеличилась на 7%, а детская – на 15%;с 1901 по 1910 г. – общая на 35%, детская – на 112%.

Из всех малолетних преступников две трети были сиротами, более половины – неграмотны, если грамотой считать только умение читать. В 90% случаев совершаемые детьми преступления были преступлениями против собственности, т. е. дети совершали их, побуждаемые инстинктом выживания.

 



Перед обществом остро стал вопрос попечения о детях. По всей стране стали создаваться общества, пытающиеся с помощью частных пожертвований создать систему воспитания в которой основой был труд. Необходимо было дать сиротам и детям из обнищавших слоев населения не только кров и пропитание, но и обучение, в первую очередь, обучение трудовым навыкам. Это в дальнейшем должно было помочь детям самим зарабатывать на жизнь и отвратить их от скатывания в преступную среду.

С этой целью организовывались приюты, дома трудолюбия, а также детские трудовые колонии.

 

 



Группа мальчиков у здания Дома трудолюбия для детей-подростков Галерной гавани. Санкт-Петербург. Начало 1900-х. Фото ателье К. К. Буллы

В домах трудолюбия подростки могли не только получить трудовое обучение, но и бесплатные обеды, а иногда – и кров, возможность закончить начальную школу. Было важно поддержать подростка до момента достижения возраста, когда его уже могли взять работать на фабрику или завод. Подростки обучались по выбору ремеслам: сапожному, столярному, слесарному, токарному, переплетному, а также плетению корзин. Особо успевающим выплачивалась зарплата от 3 до 5 коп. в день (сумма выдавалась по окончании обучения).

Помимо того, благодаря энтузиастам возникали идеи гармоничного развития при помощи труда.
Усилия были направлены, главным образом, на детей рабочих окраин, которые и пополняли группу неблагополучных детей.

Одним из таких энтузиастов был С.Т.Шацкий, который считал, что всестороннее развитие невозможно без трудового воспитания, без умения трудиться, что труд имеет наибольшую воспитательную ценность тогда, когда школьники осознают его необходимость и рассматривают свой труд как частицу общего труда.

 

 



Станислав Теофилович на деньги благотворителей организовал летнюю трудовую колонию "Бодрая жизнь".
Основой жизни детей в колонии был физический труд. Шацкий понимал воспитание как организацию жизни детей, которая складывается из физического труда, игр, занятий искусством, умственной деятельности, социальной жизни. 

В деле обучения применялся комплексный подход, например, занятия цветоводством тесно были связаны с естествознанием. При этом стремились к гармоничному развитию: в колонии использовались поездки в театры, на природу, на экскурсии.

Задолго до Макаренко или Сороки–Ресовского были предложены основы приучения к творческому труду, а также заложены идеи о роли коллектива в процессе воспитания, разработаны основы самоуправления. К сожалению, царское правительство усмотрело в идеях Шацкого основы социализма, педагог оказался в списке наблагонадежных.

 

 

 

С.Т.Шацкий с колонистами колонии "Бодрая жизнь" в Калужской области. 


Государство же, озаботившись увеличением малолетних преступников, взялось урегулировать процесс их содержания.

Правила об устройстве приютов были установлены Законом 5 декабря 1866 г. В соответствии с правилами приюты учреждались для исправления несовершеннолетних, отданных туда по судебному приговору; однако, в законе не содержалось воспрещение помещать в те же заведения и детей бесприютных, нищих или отдаваемых по воле родителей. Таким образом, в приют попадали дети разных групп.

 


 
Детский приют трудолюбия св. Ольги. Санкт-Петербург. 2 мая 1899 г. Фото ателье К. К. Буллы


По проекту Уголовного уложения предполагалось устройство двоякого рода заведений для малолетних: исправительно-воспитательных — для приговоренных по суду, коим деяние вменено в вину, и воспитательных — для прочих малолетних. В исправительно-воспитательные заведения с более суровым режимом могли быть помещаемы дети и воспитательных учреждениях, если в этом признавалась необходимость.

По закону приюты устраивались правительством, но также призывались земства, общества , а также и частные лица. В действительности к 1902 году государством не было открыто ни одного правительственного приюта, между тем как частных учреждений к 1 января 1901 г. было—43, а к 1 января 1902 г. уже— 46.

Исправительные и воспитательные заведения учреждаются не иначе как с разрешения министра юстиции. В Министерство юстиции ежегодно приютами представляются отчеты; в случае обнаружения каких-либо нарушений в управлении приюты могут быть закрыты. Согласно Закону 21 марта 1890 г., в число лиц, участвующих в управлении заведением, входят и тюремные инспекторы.

Приюты неправительственные приняты по Высочайшему повелению 23 февраля 1895 г., под Высочайшее Его Императорского Величества покровительство и пользуются государственной поддержкой.Если приют земледельческий, то ему в пользование отводится казенный участок земли; все принадлежащее приюту недвижимое имущество освобождается от сборов в пользу казны; приютам выдается тюремными комитетами из арестантских сумм та сумма, в какую комитетам обходятся пища и одежда арестанта.Кроме того, губернским земским собранием предоставляется отчислять из земских арестных сумм до 10%; с родителей находящихся в приюте детей может быть взыскиваема плата за содержание и воспитание детей, но с тем, чтобы с недостаточных родителей плата не превышала 3 руб. в месяц.

Содержащиеся в приютах получают элементарное образование и техническое; при этом приюты могут быть устраиваемы или ремесленные, или земледельческие, или смешанные.Порядок содержания в приютах, план обучения, дисциплинарные взыскания и т. д. определяются уставами заведений; закон указывает только, что в случае побега бежавший возвращается в приют и содержится там под строгим присмотром и отдельно от других, но, впрочем, не долее месяца.

Как отмечается, к началу 20-го века количество помещаемых в приюты малолетних сравнительно с общим числом судимых малолетних почти ничтожно.К 1 января 1898 г. во всех заведениях было только 1414 питомцев, в то время как число подлежащих отдаче — до 4000. Кроме того, как видно из отчетов отдельных заведений, большинство из них были материально крайне не обеспечены.

Первым таким приютом был приют Рукавишниковых в Москве.Коллектив энтузиастов на деньги благотворителей предпринял попытку воспитания неблагополучных детей путем трудового обучения, образования и всестороннего развития. Результаты перевоспитания впечатляли, по метод Рукавишниковых изучали даже зарубежом.

 

 



Петербургская колония в Изваре известна еще меньше, неизвестно и имя Беклешева, руководителя колонии. Между тем, колония существовала за счет Общества земледельческих колоний и также успешно решала задачу перевоспитания малолетних преступников всесторонним образованием и трудом. 

В 1913 году в России уже насчитывалось 921 заведение подобного типа, из них воспитанников примерно 79% относились к категориям сирот, остальные формально имели родителей, но по существу являлись беспризорными или же происходили из семей, которые не могли дать им средства к существованию. Практически все заведения могли существовать лишь благодаря щедрым пожертвованиям. Условия жизни детей в приютах значительно различались между собой и зависели во многом от того, насколько добросовестно относились к делу различные опекавшие их благотворительные организации, а также от добросовестности воспитателей и обслуживающего персонала.

Материалы инспекций детских приютов дают примеры разворовывания средств, предназначенных для детей, скудного питания, плохих условий проживания и т.д., но дают также и примеры приютов, где дети хорошо одеты, питались качественной пищей, хорошо усваивали учебный материал, охотно трудились в мастерских или в поле. 

С началом Первой мировой войны проблема детской беспризорности усилилась. С 30 июля 1914 года начало свою деятельность Общество помощи бесприютным и беспризорным детям призванных на войну. Один из первых приютов, открытых обществом, располагался в Новгородской области близ станции Торбино. Различными благотворительными обществами открывались ясли и сады (так называемые дневные убежища) для детей солдат и ополченцев, чтобы матери могли работать, пока дети присмотрены, также создавались санатории, столовые.

 

 



Воспитанники приюта Общества Помощи бесприютным и беспризорным детям призванных на войну» пилят дрова. Август 1916 г., Новгородская губерния, ст. Торбино [имение Отрадное], фотоателье Буллы.

 

 


 
Воспитанницы приюта в Торбино детям доят коз 


С проблемой массового сиротства и беспризорничества, послереволюционная Россия столкнулась уже в первые годы советской власти. Декретом СНК РСФСР от 9 января 1918 г. «О комиссиях для несовершеннолетних» детские дореволюционные приюты и сиротские дома преобразовывались в государственные детские дома и передавались в ведение специально созданных комиссий.

 

 


 
Воспитанники бывшего Царскосельского приюта. Детское село, 1918 
 

 
Группа воспитателей и воспитанников детской трудовой колонии им.А.В.Луначарского у Царскосельского дворца. 1918 г.,Детское Село, фотоателье Буллы.

В 1917—1918 годах детские дома находились в непосредственном подчинении Народного Комиссариата социального обеспечения, а с 30 мая 1918 г. передавались в ведение Наркомата просвещения (специальным декретом СНК). Отныне все дети России признавались детьми советского государства и находились под его защитой.

Начала реализовываться возникшая еще в конце 19 века идея о том, что социальное обеспечение детей должно быть в ведении государства.