Палеонтология космоса

  

Из статьи И.А. Ефремова «Космос и палеонтология»

Возраст пород, слагающих древнейшие материковые щиты, порядка 5 - 6 миллиардов лет. После этого неудивительным было открытие в древних осадочных породах материковых щитов, в частности южноафриканского, явственных остатков жизни, имеющих возраст около 2,5 миллиарда лет. Нет сомнения, что первичное появление начальных форм жизни совершилось еще раньше.

Продолжительность первичных этапов развития жизни на Земле позволяет понять, как могло возникнуть то поразительное усложнение органических структур, которое необходимо для существования даже простейших организмов. Вместе с тем древность жизни свидетельствует о несокрушимой устойчивости процесса во времени и столь же неуклонной его направленности на усложнение и усовершенствование биологических механизмов.

Теперь посмотрим, что скажет нам палеонтология, то есть фактическая документация пути исторического развития земной жизни, на отрезке полумиллиарда лет от древнейших достоверных остатков до наших дней.

Гигантские пробелы в геологической летописи Земли существенно ограничивают наши возможности в изучении первых этапов завоевания суши как растениями, так и животными.

Тем не менее сумма палеонтологических данных дает нам неопровержимую общую картину постепенного усложнения и усовершенствования растительных и животных форм по мере хода геологического времени. Лестница этого восхождения непрерывна и последовательна, несмотря на вымирание одних групп, расцвет других или угнетенное, скрытное существование третьих.

В метеоритах находят следы жизни.

Команда НАСА, исследующая марсианский метеорит, на прошедшей неделе вновь подняла 14-летнюю дискуссию о внеземной жизни, давая новые доказательства своему широко оспариваемому утверждению, что метеорит возрастом 4 миллиарда лет, упавший тысячи лет назад в Антарктике, содержит доказательства существования на Марсе микроскопической жизни.
Ученые представили результаты исследования, которое опровергает доводы некоторых критиков, более того, они заявили, что другие марсианские метеориты также содержат четко различимые и идентифицируемые окаменелости микробов, что еще больше подтверждает существование внеземной жизни.



«Мы более чем когда-либо уверены, что Марс, вероятно, когда-то был и, возможно, до сих пор является пристанищем жизни», - заявил глава группы исследователей Дэвид Маккей на организованной НАСА конференции по астробиологии.
Презентация исследователей не вызвала того безумного волнения, что получило первоначальное заявление о метеорите 1996 года, которое привело к телевизионному выступлению президента Билла Клинтона, где он объявил о «саммите по космосу», создании комиссии по определению последствий этого открытия и рождении астробиологической программы финансируемой НАСА.

Четырнадцать лет неустанной критики обратили многих ученых против результатов Маккея, вопрос «открытия» марсианского метеорита оставался неразрешенным. Это продолжалось, несмотря на то, что центральное открытие команды – на Марсе однажды была жизнь – получило широкое признание в среде биологов, химиков, геологов, астрономов и других ученых, составляющих сообщество астробиологов.
Выступая на 4-х дневной конференции возле Космического Центра имени Джонсона [НАСА], команда Маккея не утверждала, что бесповоротно доказала наличие окаменелостей живых организмов в изучаемом метеорите, который был идентифицирован как марсианский по соответствию найденных в нем газов составу атмосферы Марса. Скорее, исследователи выразили возрожденную уверенность, основанную на логике, моделях и своего рода межпланетной судебной медицине.
Маккей опровергает основную критику значимости метеорита, указывая на результаты нескольких лет работы участников команды – Кэти Томас-Кепрты [Kathy L. Thomas-Keprta] и Симона Клеметта [Simon Clemett]. Он также указал на наличие того, что, по-видимому, является окаменелыми микробами в других марсианских метеоритах и череду иных свидетельств, что когда-то Марс был теплым и влажным, его поверхность была защищена плотной атмосферой и магнитным полем.