Клинопись...

Деиндустриализация погасила плавильный котел, в котором из разных народов создавался единый. Неравномерность развития приняла совершенно безумные формы, когда страна поделилась на Садовое кольцо, МКАД и Замкадье с редкими островками боярских крепостей. Дело дошло до самостоятельной внешнеполитической деятельности регионов (и сейчас в Казани турецкое консульство занимает строение, больше которого, пожалуй, только американский Спасо-хаус в Москве), попыток перехода на латиницу и жесткую зачистку всех административных и хозяйственных руководящих должностей в нацреспубликах от русских.

Арест видного дагестанского чиновника, само собой, вызвал взрыв восторга у платных и добровольных вставателейсколен, ибо позволил им вновь начать соревнование в спортивной дисциплине бесконечного ожидания перемен и ловли начальственных знаков. Вариант обычной аппаратной зачистки одного клана другим в расчет не принимается в принципе. Тогда взрываться и надуваться гордостью вроде бы и незачем.

На самом деле причин для восторгов пока не наблюдается просто никаких. Любая империя сталкивается с проблемой неравномерного развития. Отсталые окраины всегда были головной болью всех стран, прираставших собиранием земель. Колониальные империи из этого списка можно вычеркивать сразу - они создавались исключительно для грабежа колоний, и поэтому их развитие не являлось даже тактической целью. Однако Россия никогда не была колониальной империей, и поэтому свою стабильность на окраинах она рассматривала во все времена как одну из важнейших задач. Выработав при этом вполне работающие формы и методы. В чем-то они повторяли опыт Древнего Рима, в чем-то являлись чисто российским ноу-хау, однако они были и работали.
Главной целью было цивилизовывание окраинных народов и подтягивание их до уровня стержневой нации. Для этого строилась инфраструктура, постепенно усложняющаяся промышленность, дети элиты проходили учебу и службу в метрополии, на самих окраинах высаживались десанты врачей, учителей, создавались учебные заведения, вводилось обучение и переход на русский язык с аккуратным обращением с местной культурой - но при этом ее трансформацией и приобщением к общеимперским ценностям. Ценз оседлости - а куда без него. Лишение паспортов крестьян в советское время, кстати, тоже был не столько актом закабаления, сколько мерой безопасности против дальнейшего размывания городской цивилизации деревенскими порядками - и без того в 30 годы волна переселенцев в города чуть-чуть не скатилась к банальной пауперизации. Наместники в национальных республиках - вторые секретари...
Во всяком случае, к моменту развала СССР технологии цивилизовывания существовали, были отработаны и совершенствовались по мере выравнивания развития центра и окраин. Задача была на поколения, никто никуда не спешил, СССР казался вечным. Очень может быть, что развитие собственно России в таких условиях сознательно притормаживалось для ускорения процесса выравнивания. Кстати, как раз Китай, постоянно на протяжении своей истории сталкивающийся с проблемой неравномерного развития, сейчас пытается притормозить безудержный рост побережья, понимая опасность такого шага, но идя на него во имя сохранения стабильности всей страны.

Программа неероятного по масштабам строительства новых городов и создания индустриальных рабочих мест для нескольких сотен миллионов нынешних крестьян - другая сторона этой медали, которую потребовал создать 18 съезд КПК. 

Строить долго - ломать быстро. Ельцинское "Берите суверенитета столько, сколько проглотите" за два десятилетия обрушило в дикую архаику национальные окраины, да и не национальные - тоже. Деиндустриализация погасила плавильный котел, в котором из разных народов создавался единый. Неравномерность развития приняла совершенно безумные формы, когда страна поделилась на Садовое кольцо, МКАД и Замкадье с редкими островками боярских крепостей. Дело дошло до самостоятельной внешнеполитической деятельности регионов (и сейчас в Казани турецкое консульство занимает строение, больше которого, пожалуй, только американский Спасо-хаус в Москве), попыток перехода на латиницу и жесткую зачистку всех административных и хозяйственных руководящих должностей в нацреспубликах от русских.

За 20 лет молодая Россия уничтожила столько, сколько старая создавала столетиями. Одномоментные решения теперь бесполезны - нужно зафиксировать хотя бы тот уровень, на который мы уже рухнули. Закрыть любые возможности дальнейшего падения - и только после этого начинать выползать обратно. Отдавая себе отчет, что речь идет о поколениях. Нынешние поколения выходцев из окраин уже упущены. Дикая архаика бросила тысячи, десятки, а возможно, и сотни тысяч неодикарей в объятия радикальных идей. И это относится не только к кавказцам, татарам или якутам. Русские деградировали не меньше. Пустые глаза на митингах Болотной и вопли "Долой" без малейшего понимания, что будет потом - ничуть не лучше таких же пустых глаз с воплями "Аллах акбар" под черным знаменем с шахадой.

Поэтому арест одного, десяти или тысячи чиновников на местах или в центре, даже их показательные четвертования на потеху дикой толпе - не выход. И тем более не показатель. Показатель - воссоздание системы цивилизовывания. Но для этого центр сам должен вернуть себе право называться цивилизацией. Восстановив образование, промышленность, науку, отбросив живодерскую этику нынешней экономики...

А пока главным событием в Дагестане становится строительство стадиона "Анжи". Не завода - а стадиона. На фоне гигакомплекса "Анжи" арест мэра выглядит совершенно неинтересным. Придет другой - такой же. Только из другой команды. И рулить будет потоками так же - но с загибами в другие карманы. Вот и вся разница.

А нас будут опять призывать искать тайные знамения и читать клинопись непостижимых в своей мудрости решений власти при очередном аресте или увольнении очередного проштрафившегося чиновника.